Признаки неисправности сцепления и возможные причины поломки

Диагностика проблем

Не выключается («ведёт») сцепление

Когда при нажатии на педаль диски не расходятся полностью, говорят: «ведет» сцепление. То есть, диски остаются в некотором соприкосновении, и не происходит его полное выключение. Опытные водители знают, как нужно проверять сцепление на неполное выключение. Диагностика проста. Если на малых оборотах при нажатой до конца педали первая передача включается легко и без постороннего шума – выключение происходит полностью. Если включение происходит с затруднением и сопровождается шумом шестерен – «ведёт».

Причинами тому могут быть:

а) механические

  1. поломались накладки ведомого диска или на них ослабли заклепки;
  2. уменьшение полного хода педали (тугое сцепление);
  3. покоробился ведомый диск и его торцевое биение превышает 0.5 мм;
  4. перекошен или покоробился нажимной диск;
  5. заедает ступица ведомого диска на шлицах первичного вала в коробке передач;
  6. заклепки крепления нажимной пружины прослабли;
  7. неровности образовались на поверхности фрикционных накладок ведомого диска.

б) связанные с гидроприводом

  1. утечка жидкости из гидросистемы;
  2. в систему попал воздух.

Устранение механических причин связано с регулировкой привода, очисткой и смазкой шлицев, правкой или заменой ведомого диска и, что чаще всего, заменой фрикционных накладок. Любое сцепление когда-то приходится менять. Неполадки в гидросистеме предполагают прокачку для удаления попавшего воздуха, проверку плотности соединений и целостности трубопровода. При необходимости придется поменять вышедшие из строя детали, как-то: главный и рабочий цилиндры при утечке из них жидкости.

Не включается («буксует»)

Когда во время движения вы начинаете слышать запах гари, а на подъёме ваш автомобиль заметно снижает скорость и вообще стал хуже разгоняться – даже диагностика не нужна: пробуксовывает сцепление. Это означает, что ведомый и ведущий диски при включенном сцеплении смыкаются недостаточно плотно. Существует простой способ, как проверить сцепление. Для этого поставьте автомобиль на стояночный тормоз и запустите двигатель. Выжав муфту, включите передачу. Плавно нажимайте на педаль газа, и так же плавно отпускайте муфту. Двигатель должен заглохнуть. Если он продолжает работать – значит, буксует сцепление.

Причины неполного включения:

  • отсутствует свободный ход педали;
  • пригорели либо износились фрикционные накладки ведомого диска;
  • на фрикционные накладки, на поверхности нажимного диска и маховика попало или продолжает попадать масло.

Эти причины также устраняются регулировкой привода, заменой накладок. Масло, попавшее на трущиеся поверхности, в результате которого возникает проскальзывающее сцепление, необходимо удалить, тщательно промыв загрязненные места уайт-спиртом. Разумеется, надо выяснить и устранить причину его появления.

Это интересно: Не заводится машина при крутящемся стартере — как исправить?

Проверка износа сцепления

Довольно просто можно проверить и степень износа ведомого диска и понять что сцепление надо менять. В частности, нужно:

  1. Запустить двигатель и включить первую передачу.
  2. Не подгазовывая, попытавшись тронуться с места проверить состояние диска сцепления.
  • если сцепление «хватает» в самом начале — значит, диск и сцепление в целом в отличном состоянии;
  • если «схватывание» происходит где-то посередине — диск изношен на 40…50% или сцепление требует дополнительной настройки;
  • если сцепление хватает лишь в конце хода педали — значит, диск критически износился и требует замены. Либо же просто необходимо выполнить регулировку сцепления с помощью соответствующих регулировочных гаек.

Почему сцепление буксует лишь при определенных условиях

Причины, по которым сцепление буксует на высоких оборотах, при наборе скорости или после простоя авто, бывают разными. Самые распространенные из них:

Характерные следы износа сцепления

  1. неправильная установка или настройка;
  2. температура окружающей среды;
  3. агрессивная манера езды;
  4. большая нагрузка (например, прицеп);
  5. естественный износ деталей.

Если проскальзывание диска возникает только в определенных условиях, например, на холодную, буксует сцепление на 3 и 4 передаче, или если поменял сцепление, а оно буксует, то выявить конкретную неисправность следует рассмотреть те варианты, которые будут рассматриваться ниже. Все основные симптомы и причины пробуксовывания трансмиссии представлены в таблице.

Проблема Причина Что делать
буксует сцепление на холодную или зимой холодный диск сцепления уже горячего. при нагревании тела имеют свойство расширяться, поэтому разогретый диск начинает сильнее прижиматься к тоже разогретым корзине и маховику. если сцепление буксует на холодную, ездить на нем можно, но сильно откладывать ремонт не стоит, так как это обычно признак большой выработки поверхностей трения.
в колокол кпп попала вода (снег). если буксует сцепление на морозе из-за попадания воды – нужно просто дать ему прогреться и высохнуть
буксует сцепление на горячую при нагреве сила трения уменьшается, поэтому горячее сцепление буксует и не может передавать высокий крутящий момент с мотора на кпп если на скорости буксует сцепление после прогрева – его надо менять, так как из-за постоянного нагрева дефект будет быстро прогрессировать. в случае «мокрого» сцепления с масляной ванной (обычно используется на «роботах» dsg и ему подобных) сначала надо проверить количество смазки, возможно дело только в нехватке масла.
буксует сцепление после преодоления брода или больших луж если после преодоления брода, езды по грязи и лужам или в сильный дождь буксует сцепление – произошло намокание/загрязнение фрикционных дисков нужно разбирать и чистить детали сцепления. для предотвращения загрязнений нельзя выжимать сцепления, находясь в воде или грязи.
буксует сцепление после ремонта не притерлись детали проверить регулировку, пройти обкатку сцепления
неправильная регулировка привода отрегулировать механизм выжима сцепления
неправильная сборка осмотреть сцепление на предмет правильности сборки, сверить с инструкцией, собрать правильно
несовместимость узлов или износ старых деталей если буксует сцепление после замены отдельных его частей (например, диск новый, а корзина старая) – проверить, подходят ли детали друг к другу, не имеют ли старые части чрезмерной выработки
буксует сцепление новое неправильная регулировка (пережата корзина) проверить регулировку, ослабить нажим корзины
неправильная сборка проверить корректность сборки, собрать правильно
выбраны несовместимые детали сверить новые и старые детали, их артикулы, если выявлена

При наличии пробуксовок сцепления, вызванных неправильной его регулировкой или нехваткой масла (для систем мокрого типа), важно срочно устранить эту неполадку. В противном случае диски будут постоянно работать с перегревом, быстро износятся и ремонт будет намного дороже!

Ремонт сцепления и диска сцепления своими руками

Сцепление легкового автомобиля осуществляет важную функцию. Этот механизм предохраняет коробку перемены передач (КПП) и все ее шестерни, подшипники, валы от преждевременного износа, поломки зубьев, стирания металла. Фрикционные накладки диска со временем стираются. Для дальнейшей полноценной работы необходима их замена и ремонт сцепления.

Как устроен механизм?

Сцепление отключает маховик двигателя от трансмиссии и вместе с синхронизаторами КПП позволяет плавно, без ударов переключать передачи на вращающихся валах.

Без него невозможно сменить передачу, так как в движении шестерни разных скоростей вращаются с разной частотой оборотов. Благодаря механизму, при его выключении двигатель продолжает вращать коленвал, КПП кратковременно останавливается, позволяя в этот момент включить очередную передачу.

На легковые автомобили производители устанавливают однодисковые сухие, постоянно замкнутые устройства. Они имеют центральную диафрагменную нажимную пружину с гасителями колебаний, которые расположены на ведомом диске. Ведущая половина сцепления представляет собой неразборную часть. Она состоит из следующих частей:

  • кожух;
  • диск нажимной;
  • нажимная пружина диафрагмы.

Кожух прикреплен к маховику болтами и штифтами. Нажимной диск с кожухом соединен стальными пластинами. Каждая из них одной стороной приклепывается к кожуху, другой – к нажимному диску. Нажимной диск с помощью фиксаторов соединен с внешней частью диафрагменной пружины. Два круглых кольца служат для нее опорой. Они закрепляются ступенчатыми заклепками на корпусе кожуха.

Ведомый диск сделан из стали и имеет радиальные прорези, разделяющие его на 12 секторов, которые отогнуты в разные стороны. К секторам приклепаны фрикционные накладки, независимые друг от друга. Демпфер, гасящий крутильные колебания, соединяет ведомый диск со ступицей. В системе имеется гидравлический привод выключения.

Устройство гидропривода сцепления:

  • цилиндр главный;
  • цилиндр выключения сцепления;
  • подшипник;
  • вилка;
  • бачок резервный;
  • педаль, имеющая сервопружину;
  • бачок с цилиндрами привода соединены между собой трубопроводами.

Признаки износа

  1. Появление запаха фрикционных накладок. Либо сильный износ фередо, либо на них попало масло.
  2. Сокращенный ход педали сцепления.
  3. Завоздушенный гидропривод либо утечка рабочей жидкости.
  4. Рывки в момент переключения передач.
  5. Машина «хватает» скорость в последней верхней точке педали сцепления.
  6. Сцепление полностью не выжимается, его ведет.
  7. Повышенные передачи включаются без проблем, пониженные невозможно поймать.

При появлении хотя бы одного из этих симптомов необходимо срочно обратиться в автосервис либо заняться ремонтом дисков своими руками.

Ремонт

Замена изношенного диска сцепления своими руками при наличии всех инструментов предполагает следующие операции:

  • установить машину на подъемник, яму, эстакаду либо поднять надежной лебедкой;
  • снять КПП, отсоединив провода от АКБ, соблюдая порядок действий:
  • слить масло, снять стартер, от датчика скорости отключить колодку с проводами;
  • открутить болт кронштейна модуля зажигания, два болта крепления КПП к ДВС;
  • отключить колодку проводов от датчика заднего хода на днище;
  • открутить болт хомута кронштейна тяги переключателей передач;
  • сдвинуть назад и снять тягу с шарнира, снять колесные приводы;
  • во избежание выпадения дифференциала вставить заглушки, привязав их;
  • свинтить гайку крепления КПП к ДВС снизу;
  • открутить три болта, снять нижний лючок кожуха сцепления;
  • слева снизу выкрутить болт крепления КПП к ДВС, вывесить мотор талью;
  • открутить левую и заднюю подушки двигателя;
  • вставив отвертку между корпусом сцепления и блоком ДВС, КПП сдвинуть с направляющих втулок, первичный вал выходит из сцепления;
  • КПП опускается вниз, вынимается из-под машины;
  • накидным ключом откручиваются болты кожуха, снимается корзина с диском.

На снятом сцеплении необходимо проверить состояние диска, подшипника, пружин. Изношенные, неисправные детали необходимо заменить. Пользуясь возможностью, почистить, смазать все трущиеся части.

Поверхности диска должны быть сухими, без задиров, трещин.

Произведя ремонт сцепления, заменив по максимуму все негодные комплектующие, собрать КПП в обратном порядке, установить в автомобиль.

Заключение

Замена диска позади, можно дальше эксплуатировать автомобиль. Теперь он показывает чудеса. Передачи переключаются плавно, беззвучно, пропали стуки, рывки. Трогаться с места – одно удовольствие, машина слушается беспрекословно. Успех такого ремонта – это то, что замена диска выполнена своими руками.

Как сберечь сцепление

Для того чтобы сцепление как можно дольше прожило, необходимо придерживаться следующих правил: на светофорах и в пробках выключать скорость и убирать ногу с педали сцепления, при переключениях отпускать педаль газа, не резко трогаться с места, при движении автомобиля накатом ставить рычаг коробки переменных передач в положение нейтрали и убрать ногу с педали сцепления, стараться не использовать автомобиль по бездорожью и в качестве буксира.

Если пренебрегать данными правилами, то замена ведомого диска, а возможно и полностью сцепления может потребоваться намного раньше. Для проверки износа ведомого диска необходимо на прямой передаче резко нажать на акселератор. Если двигатель «взревел», а автомобиль неохотно развивает скорость, ощущается специфический горелый запах, то это первый признак того, что пора задуматься о замене ведомого диска. Как правило, после того как сцепление подгорело, оно изнашивается полностью в течение пары недель.

Самостоятельное техническое обслуживание и ремонт сцепления автомобиля

Своевременное техническое обслуживание и ремонт сцепления автомобиля позволяет выявлять и устранять различные неисправности, что, в конечном итоге, продлевает срок службы узла и предохраняет от сложных поломок с дорогим ремонтом.

Ремонт сцепления автомобиля может включать замену всего механизма или отдельных его элементов. Выполнить техническое обслуживание этой системы могут только опытные специалисты с соответствующей квалификацией. Владельцам современных автомобилей для ремонта сцепления необходимо обращаться в надежный автосервис.

Стоит отметить, что техническое обслуживание и ремонт сцепления — это дорогостоящие услуги, особенно, если речь идет о современных моделях иностранного производства.

У водителей часто возникает вопрос, что делать, если неисправность данного узла выявлена в дороге? В этом случае, необходимо в срочном порядке искать ближайший автосервис. Если же сцепление уже не работает, то, включить его можно, используя прием двойного выжима педали.

Чтобы включить повышенную передачу, следует выжать сцепление, перейти на «нейтралку» и отпустить педаль сцепления. После этого, опять нужно до упора нажать на педаль, включить повышенную передачу и отпустить сцепление. Если нужно перейти на пониженную передачу, то используется такой же алгоритм действий, только, после перехода на «нейтралку» следует добавить обороты двигателя педалью газа.

Если вы имеете определенные навыки по ремонту и техническому обслуживанию сцепления, то при выполнении работ следует соблюдать технологию поиска неисправности: важно грамотно и аккуратно проводить разборку корзины этого механизма, осмотреть все диски и особенно внимательно проверить исправность изношенных элементов, а также провести диагностику количества рабочей жидкости и состояния пружин. Еще один важный момент диагностики сцепления – проверка работоспособности выжимного подшипника

Именно этог элемент часто выступает причиной нарушений в работе сцепления.

В завершение статьи хотим привести еще два полезных совета:

  • Для ремонта и технического обслуживания сцепления часто требуется снятие КПП (особенно в тех случаях, когда имеются проблемы с дисками сцепления и выжимным подшипником). Это достаточно дорогая работа: цена снятия/установки МКПП на легковом автомобиле класса B или C с передним приводом стартует от 5 тыс. руб. Именно поэтому, специалисты рекомендуют в таких случаях сразу провести замену всего комплекта, включающего нажимной диск, ведомый диск, выжимной подшипник. Это позволит избежать повторного снятия коробки в случае выхода из строя других деталей.
  • Автомобиль с механической коробкой передач в случае поломки сцепления можно, в крайнем случае, на небольшое расстояние переместить стартером, включив, при этом первую передачу или задний ход. Если же нужно проехать значительное расстояние, то следует запустить мотор на первой передаче (если позволяет состояние аккумулятора). Такой метод нельзя назвать «полезным» для коробки передач, но он может стать выходом в чрезвычайных ситуациях.

В любом случае, при выявлении любых неисправностей сцепления нужно записаться на СТО для диагностики и технического обслуживания автомобиля.

iMarker › Блог › Симптомы неисправности сцепления

При интенсивной эксплуатации автомобиля могут возникнуть различные неисправности сцепления. Различают неисправности собственно сцепления и неисправности привода сцепления. К неисправностям сцепления относятся: износ и повреждения накладок ведомого диска; деформация ведомого диска; замасливание накладок ведомого диска; износ шлицев ведомого диска; износ или поломка демпферных пружин; поломка или ослабление диафрагменной пружины; износ или поломка подшипника выключения сцепления; износ поверхности маховика; износ поверхности нажимного диска; заедание вилки выключения сцепления.

Привод сцепления в зависимости от вида может иметь следующие неисправности:

а) механический привод

заедание, удлинение или повреждение троса; повреждение рычажной системы; б) гидравлический привод

засорение гидропривода; нарушение герметичности системы (подтекание рабочей жидкости, наличие воздуха в системе); неисправность рабочего цилиндра (повреждение манжеты).

Износ и поломка конструктивных элементов сцепления происходят, в основном, из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля: трогание с места на высоких оборотах, нога на педали сцепления во время движения.

Одной из причин поломки или износа может стать предельный срок эксплуатации элементов сцепления. В большей степени это касается ведомого диска сцепления, имеющего ограниченный ресурс. При соблюдении правил эксплуатации данный элемент исправно служит свыше 100 тыс.км пробега. У «гонщиков» сцепление редко доживает до 50 тыс.км.

Причиной поломки сцепления может стать и низкое качество комплектующих. При покупке запасных частей предпочтение следует отдавать оригинальным деталям.

Замасливание фрикционных накладок ведомого диска происходит при попадании на них масла вследствие износа или повреждения сальников двигателя или коробки передач.

Неисправности сцепления хорошо диагностируются по внешним признакам. Вместе с тем, один внешний признак может соответствовать нескольким неисправностям сцепления. Поэтому конкретные неисправности сцепления устанавливаются, как правило, при его разборке.

Внешними признаками неисправностей сцепления являются:

неполное выключение (сцепление «ведет»); неполное включение (сцепление «буксует»); рывки при работе сцепления; вибрация при включении сцепления; шум при выключении сцепления.

Неполное выключение сопровождается затрудненным включением передач на работающем двигателе, шумом, треском при переключении передач, увеличением свободного хода педали сцепления.

«Пробуксовка» сцепления характеризуется запахом от горения фрикционных накладок ведомого диска, недостаточной динамикой автомобиля, перегревом двигателя, повышенным расходом топлива.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности сцепления:

деформация ведомого диска; износ шлицев ведомого диска; износ или повреждение накладок ведомого диска; поломка или ослабление диафрагменной пружины; неисправность рабочего цилиндра; засорение гидропривода; нарушение герметичности привода; заедание, удлинение или повреждение троса; повреждение рычажной системы

износ или повреждение накладок ведомого диска; замасливание ведомого диска; поломка или ослабление диафрагменной пружины; износ рабочей поверхности маховика; засорение гидропривода; неисправность рабочего цилиндра; заедание троса; заедание вилки выключения сцепления

рывки при работе сцепления:

износ или повреждение накладок ведомого диска; замасливание ведомого диска; заедание ступицы ведомого диска на шлицах; деформация диафрагменной пружины; износ или поломка демпферных пружин; коробление нажимного диска; ослабление опор крепления двигателя

вибрация при включении сцепления:

износ шлицев ведомого диска; деформация ведомого диска; замасливание ведомого диска; деформация диафрагменной пружины; ослабление опор крепления двигателя

шум при выключении сцепления:

износ или повреждение подшипника выключения сцепления

Источник

Признаки неисправности маховика

Если двигатель постоянно глохнет, греется, функция передачи крутящегося момента выполняется только на низких оборотах, происходит сильная вибрация в салоне. Все перечисленные проблемы — это и есть признаки износа маховика сцепления.

Рассмотрим несколько причин замены этой детали

Двухмассовый маховик имеет признаки неисправности в результате перегрева. По причине некорректной эксплуатации, к примеру, пробуксовки возникает перегрев и уменьшения действия смазки. Таким образом, все детали работают в сухую. Появляются рывки при переключении передачи. Визуально можно распознать по побежалости и трещинам.

Изношен первичный маховик. Такие признаки неисправности маховика форд возникают при высоких перегрузках передачи. Как следствие, разрушаются внутренние запчасти, что приводит к выходу из строя ZMS. Визуальным признаком является проступающая смазка.

Перегрев вторичного маховика изнутри. Проблема возникает из-за износа выжимного подшипника расположенного между первичным и вторичным маховиком по причине механических перегрузок Высокие температуры в результате трения снижают действие смазки. Как следствие детали работают в сухую.

Блокируется ZMS. Признаки неисправности маховика, указывают на то, что при монтаже используются слишком длинные крепежные болты, это ведет к блокировке первичного и вторичного маховиков. Амортизация отсутствует, появляется скрежет, появление шума во время нажатия.

ВАЗ 2115 Диагностика неисправностей сцепления

Диагностика неисправностей сцепления

Сцепление пробуксовывает

Недостаточен свободный ход педали сцепления.
Проверьте, произведите корректировку.

Неисправен механизм выключения сцепления.
Проверьте, произведите необходимый ремонт.

Неисправен главный или исполнительный цилиндры сцепления.
Проверьте, выполните капитальный ремонт гидравлической системы привода сцепления.

Изношена рабочая поверхность ведомого диска сцепления. Проверьте, замените диск, если его фрикционные накладки изношены до менее чем 0.3 мм возвышения над головками заклепок (см. сопроводительную иллюстрацию).

Неисправен блок сервопривода (модели 4.2 л).
Проверьте, в случае необходимости замените.

Обычно первым признаком пробуксовки сцепления является заметное беспричинное увеличение оборотов двигателя при взятии крутых подъемов. Для проверки состояния сцепления твердо взведите стояночный тормоз, подоприте колеса автомобиля клиньями и установите трансмиссию в положение высшей передачи, затем при средних оборотах двигателя медленно отпускайте сцепление. Если двигатель при этом не заглохнет, имеет место пробуксовка сцепления. Во избежание более серьезных повреждений сцепления следует без промедления выполнить проверку и произвести необходимые ремонт или замены.

Имеют место рывки и вибрации сцепления

Загрязнены маслом рабочие поверхности ведомого диска. Проверьте, в случае необходимости замените диск. Отыщите источник утечки и устраните ее причину.

Ослабла, либо повреждена ступица ведомого диска.
Проверьте, замените диск.

Ослабло крепление фрикционных накладок ведомого диска. Проверьте, замените диск.

Появились трещины в рабочей поверхности нажимного диска (см. сопроводительную иллюстрацию). Проверьте, замените сборку корзины сцепления.

Исцарапана поверхность нажимного диска, либо маховика.
Проверьте, замените корзину сцепления, либо маховик.

Вибрация сцепления обычно наиболее заметна при движении задним ходом вверх по уклону. Так как одной из причин возникновения вибраций является ослабление опор силового агрегата, прежде чем снимать сцепление для осмотра, тщательно проверьте состояние резиновых подушек и кронштейнов опор, а также надежность их крепления.

Имеет место прихватывание сцепления

Сломаны опоры силового агрегата, либо ослабло их крепление (см. сопроводительную иллюстрацию). Подтяните крепеж, либо замените дефектные опоры.

Загрязнена маслом рабочая поверхность ведомого диска.
Проверьте, замените диск. Отыщите источник утечки и устраните ее причину.

Появились трещины в рабочей поверхности нажимного диска. Проверьте, замените сборку корзины сцепления.

Не происходит выключения сцепления

Чрезмерен свободный ход педали сцепления.
Выполните регулировку педали.

В гидравлическую систему привода сцепления попал воздух.
Прокачайте гидравлическую систему.

Неисправен исполнительный цилиндр сцепления.
Проверьте, выполните капитальный ремонт или произведите замену цилиндра.

Неисправен главный цилиндр сцепления.
Проверьте, выполните капитальный ремонт или произведите замену цилиндра.

Неисправен механизм выключения сцепления.
Проверьте, произведите необходимый ремонт.

Погнут ведомый диск.
Проверьте, замените диск.

Ступицу ведомого диска заклинило на шлицах первичного вала коробки передач.
Проверьте, по необходимости замените диск, либо первичный вал.

Ведомый диск “прикипел” к маховику вследствие попадания в кожух сцепления влаги.
Проверьте состояние сцепления, загерметизируйте кожух.

Неисправен блок сервопривода (модели 4.2 л).
Проверьте, замените блок.

Так как в большинстве случаев неполнота выключения сцепления оказывается связанной с нарушением регулировки свободного хода, либо установки высоты педали сцепления прежде чем снимать сцепление для осмотра, тщательно проверьте правильность соответствующих установок и прокачайте гидравлическую систему.

При функционированиии сцепления имеют место посторонние шумы

Пересушен или изношен выжимной подшипник.
Проверьте, замените подшипник.

Повреждена диафрагменная пружина нажимного диска. Проверьте лепестки пружины на наличие борозд и прочих повреждений (см. сопроводительную иллюстрацию), в случае необходимости замените диск.

Изношена, либо не смазана направляющая втулка первичного вала.
Проверьте,в случае необходимости замените втулку.

Для проверки шумов, издаваемых выжимным подшипником слегка выжмите педаль сцепления при работающем двигателе. Если выжимной подшипник неисправен и требует замены обязательно проверьте также состояние прочих компонентов сцепления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector