Охлаждение масла
Для охлаждения масла используют жидкостно-масляные теплообменники и воздушно-масляные радиаторы. В теплообменниках масло охлаждается жидкостью системы охлаждения двигателя, тогда как в воздушно-масляных радиаторах — воздухом. Конструкции теплообменников могут быть самыми разными. Обычно применяют кожухообразные и пластинчатые теплообменники, устанавливая их в жидкостном тракте системы охлаждения. Масляные радиаторы по конструкции аналогичны радиаторам системы охлаждения. Наиболее широкое распространение получили трубчатые, трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные радиаторы. Для повышения теплоотдачи в трубки масляного радиатора иногда помещают вставки-завихрители.
Теплообменники по сравнению с радиаторами имеют следующие преимущества:
- простота конструкции
- компактность и небольшая масса, поскольку теплопроводность жидкости значительно больше теплопроводности воздуха
- простота компоновки в моторном отделении
- отсутствие необходимости в циркуляции воздуха
- более стабильная температура масла, не зависящая от нагрузки двигателя и температуры окружающего воздуха
- быстрый прогрев масла перед пуском в зимних условиях с помощью жидкостного предпускового подогревателя
Недостатком теплообменников, в которых масло охлаждается жидкостью системы охлаждения двигателя, является то обстоятельство, что его температура не может быть ниже температуры охлаждающей жидкости.
Оборудование смазочной системы
Запас масла хранится в картере двигателя, откуда необходимо его поднять и доставить ко всем смазываемым узлам. Для этого используются следующие механизмы и детали:
- масляный насос, приводимый во вращение от коленчатого вала;
- цепной, шестерёнчатый или непосредственный привод маслонасоса;
- фильтры грубой и тонкой очистки масла, в последнее время их функции объединены в полнопоточном фильтре, а на входе маслоприёмника устанавливается металлическая сетка для задержания крупных частиц;
- перепускные и редукционные клапаны, регулирующие давление насоса;
- каналы и магистрали для подачи смазки к парам трения;
- дополнительные калиброванные отверстия, создающие масляный туман в требуемых зонах;
- охлаждающее оребрение картера или отдельный масляный радиатор в высоконагруженных двигателях.
Ряд моторов используют масло также и в качестве гидравлической жидкости. Им управляются гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, всевозможные натяжители и регуляторы. Пропорционально возрастает производительность насоса.
Обслуживание, ремонт и замена картеров
Поломка картера происходит крайне редко. Чаще всего страдает его поддон. Когда автомобиль преодолевает серьезные бугры, он может сильно удариться днищем об острый камень. В случае с поддоном это обязательно приведет к утечке масла.
Если водитель не обратит внимание на последствия удара, то из-за масляного голодания мотор будет испытывать усиленную нагрузку и, в конечном счете, сломается. Если в поддоне образовалась трещина, то ее можно попытаться заварить. Стальные ремонтируются обычной электрической или газовой, а алюминиевые только аргоновой сваркой
Нередко в магазинах можно встретить специальные герметики для поддонов, но они эффективны до следующего удара
Стальные ремонтируются обычной электрической или газовой, а алюминиевые только аргоновой сваркой. Нередко в магазинах можно встретить специальные герметики для поддонов, но они эффективны до следующего удара.
Замена поддона не такая уж и сложная задача. Для этого нужно слить старое масло (если оно все не выбежало через пробоину), открутить крепежные болты и установить новый поддон. Вместе с новой деталью следует также заменить и прокладку.
Чтобы минимизировать шансы пробить поддон картера, стоит воспользоваться стальной пластинчатой защитой. Она крепится к лонжеронам под автомобилем
Перед тем как купить такую защиту, стоит обратить внимание на прорези в ней. Некоторые модификации имеют соответствующие отверстия, позволяющие без снятия защиты поменять масло в двигателе или в коробке