Высокооктановые бензины
Помимо выполнения экологических требований стало необходимо постоянно наращивать выпуск бензинов с ОЧИ 92, 95 и выше, спрос на которые непрерывно растет. Производство экологически чистых высокооктановых бензинов – сложная проблема для ряда отечественных НПЗ, в силу того, что помимо повсеместно распространенного процесса каталитического риформинга, для этого необходимы процессы каткрекинга, алкилирования и изомеризации легких парафинов, более жесткие процессы гидроочистки.
Однако, на тех НПЗ, которые, не располагают ими, внедрение этих процессов требует значительных капиталовложений; необходимо дополнительно извлекать из риформатов бензол и снижать жесткость риформинга, что снижает октановый потенциал. Октановое число, в этом случае, оправданно поднимать присадками: кислородсодержащей – МТБЭ, наиболее эффективной из существующих беззольных присадок – ММА или, что наиболее экологически безопасно и экономически выгодно, их смесями.
Отставание России
Стандарты предельных выбросов выхлопных газов автотранспортом вводятся в России даже медленнее, чем в Китае. Аналог Евро 4 действовал на территории страны в течение 2013-2016 годов. По состоянию на сегодняшний день все производимые и ввозимые в РФ автомобили обязаны отвечать требованиям Евро 5.
Важно понимать, что главная проблема России связана не с новым автотранспортом, а с большим количеством старого и изношенного. Например, по состоянию на начало 2018 года 51% автомобилей в стране был старше 10 лет
Другими словами, он вообще не имел присвоенного и вписанного в техпаспорт экологического класса. В 2021 году планируется увеличить штрафы на владельцев автомобилей, имеющих экологический класс Евро-3 и ниже. Речь идет исключительно о коммерческом транспорте. Но если у машины экологический класс отсутствует, то и штрафовать его не получится
Например, по состоянию на начало 2018 года 51% автомобилей в стране был старше 10 лет. Другими словами, он вообще не имел присвоенного и вписанного в техпаспорт экологического класса. В 2021 году планируется увеличить штрафы на владельцев автомобилей, имеющих экологический класс Евро-3 и ниже. Речь идет исключительно о коммерческом транспорте. Но если у машины экологический класс отсутствует, то и штрафовать его не получится.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что всерьез рассматривается вопрос о запрете уже с 2022 года коммерческого автотранспорта с классом экологического стандарта Евро 0 и Евро Насколько эффективной окажутся указанные инициативы в непростых условиях экономического кризиса, покажет время.
Как узнать экологический класс двигателя по марке автомобиля: список
Существуют способы, позволяющие определить, к какому экологическому классу принадлежит автомобиль:
- По свидетельству, подтверждающему регистрацию машины. В тех документах, которые выданы в последние годы, проставлена специальная графа, в которой указана принадлежность машины к тому или иному экологическому классу.
- Эти сведения могут быть также указаны в техпаспорте транспортного средства. Правда, без занесения в свидетельство фактически экологический индекс машины по-прежнему не будет действительным.
- Чтобы исправить положение, необходимо сделать соответствующее обращение в госавтоинспекцию и оформить новое свидетельство, куда будут занесены все необходимые данные.
- По паспорту машины. Опять же, в паспортах нового образца для этого предусмотрена специальная графа, в более давних – возможно (но не обязательно), данные о принадлежности транспорта к определенному экологическому классу могут находиться в строке, где указаны дополнительные сведения.
- Воспользоваться специальной таблицей, которую предлагает Росстандарт. В ней представлены два главных показателя: год выпуска автомобиля и страна-производитель.
- Российские авто в ней отсутствуют, поскольку из-за разницы во времени введения нормативов экологичности двигателя время выпуска иномарок и отечественных авто несравнимо.
- Следуя данным таблицы, можно определить, что американские авто, выпущенные до 1996 г., имеют класс не больше Евро 1, а следовательно не подпадают под стандарт, более новые машины, до 2001 г. включительно, соответствуют классу Евро 2, до 2003 г. – Евро 3, и с 2004-го – Евро 4, действующему в Российской Федерации.
- Японские автомобили не соответствуют стандарту, если год их выпуска ранее, чем 1997-й (Евро 1), и далее постепенно: Евро 2 – до 2004-го включительно, Евро 3 – до 2010-го и Евро 4 – начиная с 2011-го.
- Корейский транспорт имеет низкий экологический класс, если он произведен не позже 2000-го года, Евро 2 – до 2002-го, Евро 3 – до 2005-го, и после 2006-го – Евро 4.
- Также в таблице представлены ранние модели авто из Канады, Индии, Малайзии, Украины.
Таблица
Всегда ли класс написан в документах на авто
Несмотря на важность экологического класса для законодательства, его не всегда можно найти в свидетельстве о регистрации ТС. Такое бывает, когда автомобиль был куплен во времена еще старых образцов документов, в которые классовость среди прочей информации не включалась
И с тех пор у него был только один владелец.
Если в вашем свидетельстве о регистрации ТС нет записи об экологическом классе, значит, пришло время заменить устаревший документ на современный. Процедура перерегистрации проводится во всех отделениях Госавтоинспекции. Однако обращаться нужно в то, по адресу которого был зарегистрирован автомобиль. Допускается обращение в другой участок, но даже если его примут, то все-равно будут перенаправлять по правильному адресу, а это лишние временные траты.
Для того чтобы получить новое свидетельство, нужно написать заявление на имя начальника местного ГИБДД прошение о признании старого документа недействительным с выдачей нового. Рассмотрение и оформление новых документов происходит в порядке живой очереди, потому точных сроков заранее знать не получится.
Когда заявление принято, нужно подготовить пакет документов:
- Технический паспорт ТС.
- Документы на право собственности. Это может быть договор купли/продажи или дарственная.
- Паспорт и идентификационный номер владельца авто, а также продавца или дарителя.
Стоимость нового свидетельства зависит от вида: бумажный вариант обойдется всего в 500 рублей, а за пластиковую карточку нужно заплатить 1500 рублей.
Законодательство в отношении токсичности ОГ в других странах мира
Большинство остальных стран перенимают нормы, принятые в США, Европе или Японии. Так, в Австралии и Новой Зеландии действуют нормы Евро, которые вступили в силу практически в то же время, что и в европейских странах. Некоторые государства напрямую признают европейские, американские или японские сертификаты. Это зависит от экономических и политических отношений с теми или иными регионами. С 2007 года в Китае действуют нормы Евро-3, с 2010 года — Евро-4. Для выполнения этих норм на автомобилях с бензиновыми двигателями необходима установка катализаторов. Поскольку это диктует необходимость заправки неэтилированным топливом, должна быть соответствующим образом подготовлена национальная топливозаправочная инфраструктура. С 2010 года для автомобилей с дизельными двигателями начинают действовать нормы Евро-4 и обязательное наличие OBD.
Бразилия тяготеет к американским нормам. Однако в настоящее время это единственная страна, где запрещена эксплуатация автомобилей с дизельными двигателями, за исключением внедорожников, с полезной нагрузкой менее 1000 кг (например, легковые автомобили).
В России приняты нормы Евро-4 для всех новых автомобилей.
Такие страны, как Вьетнам и Таиланд, в ближайшие годы намерены ввести международные нормы токсичности ОГ для новых автомобилей. Это говорит о том, что проблема загрязнения атмосферы вредными веществами, содержащимися в выхлопе автомобилей, перестает быть актуальной лишь для развитых стран, а становится глобальной. Для ее решения требуются совместные усилия многих стран.
Экологический стандарт Евро-6
Нормы экологического стандарта Евро-6 сложно назвать революционными, поскольку они фактически стали улучшением стандарта Евро-5. Для дизельных двигателей изменения коснулись только оксидов азота (NOx), остальные уровни остались прежними:
Табл. 3 Экологический стандарт Евро-6 для дизельных двигателей
Тип транспорта | CO | NOx | PM |
легковые автомобили | 0,5 г/км | 0,08 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (≤1,305 кг) | 0,5 г/км | 0,08 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (1305 — 1760 кг) | 0,63 г/км | 0,195 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (1760 — 3500 кг) | 0,74 г/км | 0,125 г/км | 0,005 г/км |
грузовые автомобили и автобусы | 1,5 г/кВт*ч | 0,4 г/кВт*ч | 0,01 г/кВт*ч |
Необходимо отметить, что покупатели дизелей вряд ли почувствуют большую разницу в динамике и мощности автомобилей. Однако производителям придётся несколько увеличить цену на транспортные средства, соответствующие стандарту Евро-6. Это объясняется совершенствованием системы фильтрации отработанных газов. Тяжелее придётся транспортным компаниям в странах с суровыми экостандартами, поскольку им придётся менять парк авто с устаревшими системами очистки выхлопа.
Дизельные транспортные средства, совместимые со стандартом Евро-6, будут потреблять меньше топлива по сравнению с машинами предыдущего экостандарта. Бензиновые автомобили практически не изменятся, поскольку нормы Евро-6 остались прежними по сравнению с предыдущей версией экологических стандартов:
Табл. 4 Экологический стандарт Евро-6 для бензиновых двигателей
Тип транспорта | CO | NOx | PM |
легковые автомобили | 1 г/км | 0,06 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (≤1,305 кг) | 1 г/км | 0,06 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (1305 — 1760 кг) | 1,81 г/км | 0,075 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (1760 — 3500 кг) | 2,27 г/км | 0,082 г/км | 0,005 г/км |
Зачем требуется вводить новые стандарты Евро-6?
Не секрет, что автомобили сжигающие ископаемое топливо выбрасывают на выходе токсичные газы и твердые частицы (к примеру сажу) загрязняющие воздух и окружающую среду. Особенно этим грешат дизельные моторы грузовых автомобилей и различных автобусов. Работая под нагрузкой, их моторы производят больше опасных веществ. А так как грузовики и автобусы являются неотъемлемой частью городского пейзажа, то большая часть всей этой опасной взвеси оседает именно в больших и малых городах.
Страдают от них не только жители городов, заболеваемость которых из года в год бьёт все новые рекорды, но и наши четвероногие друзья и даже растения. Гибель зеленых «легких планеты» вызывает ускоренное скапливание диоксида углерода в верхних слоях атмосферы, прогрессирует парниковый эффект, изменяется весь климат планеты.
Эти основные причины вынудили большинство стран разработать или принять экологические стандарты, по которым автопроизводители должны создавать свои транспортные средства, постепенно уменьшая вредные выбросы.
Говоря о выбросах, вот основные составляющие вредного «меню» выхлопа автомобиля:
NOx (оксиды азота), PM (твердые частицы) и СО (оксиды углерода).
Нормы по токсичности
Поэтому в Европейском Союзе, США и других развитых странах приняты жесткие нормы по токсичности ОГ автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, регламентирующие содержание моноксида углерода, двуокиси серы, оксидов азота и углеводородов. С 2005 г. в ЕС действуют нормы токсичности Евро-4. Это означает, что автомобили, продаваемые в странах ЕС должны соответствовать этим нормам, естественно, при применении соответствующего топлива, экологические показатели которого также регламентированы соответствующим отдельным стандартом.
По этому же пути, как это уже очевидно, с определенным запаздыванием движется и Россия. Так, с 2005 г., РФ должна перейти на выпуск автомобилей, соответствующих нормам Евро-2 и бензинов, соответствующих нормам Евро-2 (ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002).
Согласно проекту регламента «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам», разработанному Минпромэнерго, с 1 января 2009 года предлагается запретить производство бензина ниже стандарта Евро-3. Согласно утвержденному правительством в октябре 2005 года техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» с 1 января 2008 года запрещены производство и ввоз в Россию автомобилей с двигателями нормой ниже «Евро-3. С 1 января 2010 года произойдет переход на Евро-4, а с 1 января 2014 года — на Евро-5.
Для автомобильных бензинов нормируются требования к показателям, влияющим на экологию (соответствуют действующим и перспективным европейским нормам, см. табл. 1): содержание свинца, серы, бензола, ароматических и олефиновых углеводородов, детонационная стойкость. При этом ассортимент и качество выпускаемых топлив должны обеспечивать надежную эксплуатацию всех имеющихся в стране транспортных средств.
Парк российских легковых автомобилей сейчас составляет около 25 млн. единиц и их количество ежегодно увеличивается почти на 1 млн., при этом наблюдается постоянный рост доли современных импортных автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-3 и Евро-4, оснащенных системами нейтрализации отработанных газов, электронного управления двигателем, системой бортовой технической диагностики.
Определение потерь на испарение
Важным объектом проверки при типовых испытаниях бензиновых двигателей на токсичность ОГ является испарение углеводородов. Независимо от выбросов вредных веществ в результате сгорания в двигателе углеводороды попадают в атмосферу из топливной системы также через испарение из негерметичных (неисправных или неудачно сконструированных) элементов топливной системы. При проверке токсичности ОГ или осмотре автомобилей на СТО этот параметр проверить невозможно. Законодатели полагаются на то, что системы функционируют или отдельные элементы (например, система вентиляции топливного бака и его герметичность) контролируются системой бортовой диагностики (OBD). Испарения у дизельных двигателей в силу низкой летучести компонентов дизельного топлива играют второстепенную роль.
Стандартным методом определения потерь на испарение является метод SHED. При этом методе автомобиль помещается в газонепроницаемую камеру, и его топливный бак примерно наполовину заполняется контрольным бензином заданной температуры (от +10 до +14,5°С). Затем измеряется концентрация углеводородов в испытательной камере. После этого в течение часа температура топлива повышается на 14°С. По достижении конечной температуры снова измеряется концентрация углеводородов в испытательной камере. Окна и багажник автомобиля во время измерения должны быть открыты. Чтобы измерить испарение в фазе охлаждения автомобиля, прогретый автомобиль помещается в испытательную камеру, в которой в течение одного часа измеряется увеличение испарения. Масса испарившихся углеводородов на обоих испытаниях не должна превышать 2 г. В перспективе следует ожидать дальнейшего ужесточения требований к испарению углеводородов (испытание, аналогичное описанному выше, проводится в течение суток при температуре от +20 до +35 °С).
Штрафы
На сегодняшний день никаких штрафов за нарушение требований экологических знаков не предусмотрено. Тем не менее, согласно статье 12.16 КоАП, штрафами облагаются нарушения требований некоторых знаков, которые идут в связке с экологическими. В частности:
- 500 рублей штрафа полагается нарушителям во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, за проезд на грузовиках под запрещающие это делать знаки;
- за несоблюдение тех же правил, запрещающих въезд грузовых автомобилей, в Москве и Санкт-Петербурге полагается штраф в 5000 рублей;
- от 1000 до 1500 рублей штрафа придется заплатить за проезд налево, если вместе с табличкой об экологических классах висит знак, не разрешающий этого.
Таким же образом, начиная с 1 июля 2021 года, будут облагаться штрафами владельцы автомобилей, для которых не указан экологический класс.
Экологический класс автомобиля Евро 1 2 3 4 5 6 их нормы выхлопа (Таблица)
Экологический класс ЕВРО — это экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортынх средств, а также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта ЕВРО 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Таблица экологический класс автомобилей Евро 1 2 3 4 5 6
Экологический класс Евро
Экологический класс был введён в большинстве стран Европы в 1988г. В 1992г. был заменен стандартом Евро-1.
Регламентирует выброс бензиновыми двигателями:
— оксида углерода (CO) — не больше 11,2г/(кВт·ч) (грамм на киловатт·час)— углеводородов (СН) — не более 2,4 г/(кВт·ч)— оксидов азота (NOх) — не более 14,4 г/(кВт·ч)— твёрдые частицы — не определено— дымность — не определено.
По выбросу дизельными двигателями регламента нет.
Был введен в Евросоюзе в 1992г., а в 1995г. был заменен стандартом Euro-2.
Регламентирует выброс бензиновыми двигателями:
— оксида углерода (CO) — не более 2,72г/км (грамм на километр пути)— углеводородов (СН) — не более 0,72 г/км— оксидов азота (NOх) — не более 0,27 г/км
По выбросу дизельными двигателями регламента нет.
Экологический класс был введён в Евросоюзе в качестве замены Евро-1 в 1995г., а затем был заменён стандартом Евро-3 в 1999г.
Стандарт Евро-2 был принят правительством России осенью 2005г.. Продажи бензина АИ-95 Евро-2 в России запрещены с 01.01.2011г. С 01.01.2013г. года любое топливо класса Евро-2 и ниже запрещено к обороту в РФ.
Евро-3 — это экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями. Был введён в Евросоюзе в 1999г. и заменён на стандарт Euro-4 в 2005г..
Все ТС, произведённые в России или ввезённые в Россию, начиная с 01.01.2008 года должны соответствовать стандарту Евро-3.
Экологический стандарт Евро-4 был ведён в Евросоюзе в 2005г. в замен предыдущему стандарту Евро-3. В 2009г. заменён на новый стандарт — Euro-5.
В России с 01.01.2013г. все производимые и ввозимые на территорию автомобили должны соответствовать классу Евро-4, но возможно использовать шасси и базовые транспортные средства с сертификатами Евро-3, выпущенные до 31.12.2012г.
С 01.01.2013г. все производимое топливо в России обязали иметь стандарт не ниже Евро-3. Оборот топлива Евро-3 запрещен в России с 01.01.2016г., в связи с этим, начиная с этого дня началось поэтапное списание техники с двигателями Евро-3.
Евро-5 стандарт обязателен для всех новых грузовых авто, продаваемых в Евросоюзе с октября 2008г. Для легковых авто — с 01.09.2009г. В РФ стандарт Евро-5 действует на все автомобили с 01.01.2016г.
Нормы по выбросам: СН — до 0,05 г/км, CO — до 0,80 г/км и NOy — до 0,06 г/км.
Тех. регламент также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива класса не ниже Euro-2 до 31.12.2012г., Euro-3 — до 31.12.2014г., Euro-4 — до 30.06.2016г., Euro-5 — с 01.07.2016г.
Сначало предполагалось, что данный экологический клас Евро-6 вступит в силу в Европе 31.12.2013г., но потом его введение было отложено на 2015г.
По своим требованиям Евро-6 близок к действующему с 2010г. экол-му стандарту EPA10 в США и японскому Post NLT. Новый европейский стандарт облегчит согласованную разработку будущих единых норм.
Согласно нормам Евро-6, выбросы CO2 новыми легковыми авто должны составлять не более 130 г/км.
Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей по экологическим классам Евро
В таблице ниже приведено содержание вредных веществ в выхлопных газах легковых автомобилей (категория М*) для каждого экологического стандарта Евро (в единицах г/км):
В чем разница между экологическими классами
Ученые посчитали, что среднестатистический легковой автомобиль потребляет в течение года до 4 тонн кислорода. Взамен он выдает примерно 800 кг угарного газа, 200 кг углеродистых веществ и до 50 кг оксида азота, который имеет слабое наркотическое воздействие на организм человека и более известен как «веселящий газ».
Очевидно, что подобный набор элементов не способствует оздоровлению окружающих людей. Потому в рамках Женевского соглашения был принят ряд документов, регламентирующих разделение ТС на классы с присвоением числовых идентификаторов от 0 до 6. Чем больше число, тем более экологически чистым признается автомобиль. Итак, какие сегодня существуют стандарты и как они между собой отличаются:
- Евро-1. Самый первый стандарт, введенный в 1992 году. Он был предельно лояльным к автомобилистам и распространялся только на ТС, использующие в качестве горючего бензин.
- Евро-2. Является доработанной версией первого стандарта. Появился спустя 3 года, в 1995. Основные изменения: добавление к перечню регулируемых средств тех, что используют дизель. Требования по выбросам ужесточились в 3 раза.
- Евро-3. Все так же учитывает бензиновые и дизельные двигатели. Норма вредных веществ, находящихся в выхлопных газах, была снижена в сравнении с Евро-2 на 40%.
- В 2005 году появился следующий экологический стандарт – Евро-4. Ничего существенно не изменилось, кроме количественных норм для вредных выхлопов. Их опасность должна составлять еще на 40% меньше, чем у третьего класса. В России этот стандарт официально приняли только в 2010 году.
- Евро-5. До недавних пор – наивысший класс. Особенность его в том, что его приняли не одновременно для всего транспорта, а отдельно для грузовых и легковых машин. В октябре 2008 года новые правила коснулись новых выпускаемых в Евросоюзе грузовиков, а для легковых автомобилей был принят на год позже – в сентябре 2009. Для России законодательно установлен с начала 2014 года, а окончательный полноценный переход на пятый стандарт состоялся лишь в начале июля 2016 года.
- Евро-6. Для стран Евросоюза стандарт открыт в 2015 году. В РФ на законодательном уровне стандарт принят не был. Но с 14 апреля 2018 года на уфимском нефтеперерабатывающем заводе «Башнефть» действует производство бензина, соответствующего нормам 6-го класса экологичности.
Начиная с 4-го класса, нормы выбрасываемого оксида углерода не изменяются и составляют 0,5 г/км. В то время как допустимое количество оксида азота и прочих более сложных соединений постоянно снижается.
Изменение, повышение экологического класса автомобиля в ГИБДД пошагово
Чтобы изменить данные об экологическом классе авто, необходим сертификат соответствия. Его можно получить, обратившись к официальному дилеру или же проведя экспертизу.
Чтобы изменить экологический класс авто в ГИБДД пошагово:
- Шаг 1. Для изменений в ПТС купленного в Российской Федерации автомобиля необходимо обратиться на выпустивший его завод или же в ближайшее представительство, чтобы получить номер одобрения.
- Шаг 2. В случае, если не удается получить документ у дилера, следует обратиться в сертифицированную фирму для проведения экспертизы, которая установит, к какому классу относится машина.
- Шаг 3. Если экологическая безопасность оказалась низкой, необходимо переоборудовать авто: настроить топливную систему, установить фильтры и т.д. После этого – вновь обратиться за экспертным заключением.
- Шаг 4. Взяв с собой паспорт и все документы, относящиеся к автомобилю, экспертное заключение или сертификат одобрения, предоставить все это в МРЭО, где и вносятся изменения в ПТС.
- Шаг 5. Заплатить 350 рублей в виде госпошлины.