Аммиак (NH3)
Вдыхание аммиака приводит к раздражению дыхательных путей, кашлю, одышке и удушью. Также аммиак вызывает воспаляющиеся покраснения на коже. Прямое отравление аммиаком случается редко, так как даже большие его количества быстро превращаются в мочевину. При прямом вдыхании большого количества аммиака функции легких зачастую нарушаются на долгие годы. Особенно опасен этот газ для глаз. При сильном воздействии аммиака на глаза могут наступить помутнение роговицы и слепота.
При определенных условиях аммиак может образоваться даже в катализаторе. В то же время аммиак оказывается полезен в качестве восстановителя для катализаторов SCR.
Циклы испытаний
Япония и Европейский Союз последовали за США, определив циклы испытаний с целью удостоверения соответствия требованиям законодательства. Эти циклы, в модифицированной или неизменной форме, были приняты также и другими странами.
В зависимости от цикла и цели испытаний, требования законодательства предписывают проведение трех следующих испытаний:
- Типовые испытания на соответствие техническим условиям (ТА) для общей сертификации;
- Выборочные испытания серийно выпускаемых автомобилей, проводимые аттестованным агентством (СОР, Соответствие серийно выпускаемой продукции);
- Мониторинг систем снижения токсичности отработавших газов автомобилей в реальных условиях дорожного движения.
Типовые испытания на соответствие техническим условиям
Типовые испытания на соответствие техническим условиям являются предварительным Условием получения общего сертификата на тот или иной тип двигателя или модель автомобиля. С этой целью испытательные циклы должны быть выполнены при определенных рабочих Условиях, и по результатам испытаний должно быть определено соответствие количества токсичных веществ в отработавших газах предельно Допустимым значениям. Циклы испытаний и предельно допустимые значения определяются национальным законодательством.
Для легковых автомобилей и малотоннажных грузовых автомобилей предписано проведение динамических испытаний. Различия между Двумя циклами, в зависимости от страны, заключаются в их источнике (см. «Испытательные Циклы легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности»):
- Испытательные циклы, разработанные с целью отражения реальных условий дорожного движения, например, федеральный цикл испытаний (FTP) в США;
- Испытательные циклы, состоящие из отдельных этапов (при постоянной скорости движения и во время ускорения), например, модифицированный новый европейский ездовой цикл (MNEDC) в Европе.
Масса токсичных выбросов каждого автомобиля определяется в соответствии с точно определенными условиями проведения испытаний. Во время выполнения цикла испытаний отработавшие газы собираются для последующего анализа и определения массы токсичных веществ (см. «Техника измерения концентраций составляющих отработавших газов»).
Для большегрузных грузовых автомобилей и внедорожных транспортных средств выполняются стационарные (например, 13-ступенчатые испытания) и динамические (например, US ТС или ЕТС), проводимые на стенде для испытания двигателей (см. «Испытательные циклы грузовых автомобилей»).
Испытания серийной продукции
Испытания серийной продукции обычно проводятся самими производителями автомобилей в процессе производства, — это часть системы контроля качества. Как правило, применяются те же циклы испытаний и предельно допустимые значения, что и для типовых испытаний на соответствие техническим условиям. Сертифицирующий орган может требовать проведения повторных испытаний так часто, как сочтет это необходимым. Нормы ЕС и ЕЭК (Европейской Экономической Комиссии) учитывают разброс характеристик серийной продукции, требуя проведения испытаний от 3 до 32 случайно выбранных автомобилей. Самые строгие требования действуют в США, в особенности в Калифорнии, где требуется практически 100% контроль качества.
Мониторинг в реальных условиях дорожного движения
Автомобили, произведенные частными компаниями, для проведения испытаний на токсичность отработавших газов отбираются случайным образом. Величина пробега и возраст автомобилей должны находиться в определенных пределах. Цикл испытаний, по сравнению с типовыми испытаниями на соответствие техническим условиям, несколько упрощен.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:
Как защититься от выхлопных газов
Человек знает, что загрязнение воздуха выхлопами автомобилей приносит вред, но не каждый задумывается о защите от них
Чтобы сохранить здоровье, нужно принимать меры предосторожности:
- Меньше вредных веществ выделяет автомобиль, едущий со скоростью от 40 до 80 км/ч. На скоростных трассах никто не соблюдает такой режим. Поэтому полезнее ехать с закрытыми окнами, с включенным кондиционером.
- На время стоянки двигатель лучше выключить. Работающий двигатель неподвижного авто затянет дым к пассажирам.
- При перевозке негабаритного груза не всегда удается закрыть крышку багажника. В таком случае нужно закрыть окна и включить вентиляцию на полную мощность. Давление воздуха не даст отработанным газам заполнить салон.
- Новый и исправный автомобиль вырабатывает меньше ядовитых газов. Поэтому нужно вовремя исправлять неисправности.
- Салон машины нужно проветривать утром и вечером с отключенным двигателем.
- Установка угольного фильтра защитит салон от попадания опасных выхлопов.
Проблема загрязнения атмосферы автомобильными выхлопными газами касается и пешеходов:
при ходьбе нужно избегать дорог с оживленным движением;
для прогулок выбирать парки;
не открывать окна, выходящие на улицу с автомобильным движением;
для занятий спортом на свежем воздухе нужно обратить внимание на зеленую зону;
если частный дом стоит вблизи улиц с интенсивным движением, хорошей идеей станет посадить живую изгородь, которая воспрепятствует попаданию выхлопов на участок;
при сильной загазованности прикрывать органы дыхания.
Для защиты используют специальные средства для органов дыхания, медицинская маска не поможет.
Мелкая пыль
При работе двигателей внутреннего сгорания образуются также особо мелкие частицы — пыль. Она состоит главным образом из частиц полициклических углеводородов, тяжелых металлов и соединений серы. Часть фракций пыли способна проникать в легкие, другие фракции в легкие не проникают. Фракции размером более 7 мкм менее опасны, так как отфильтровываются собственной системой фильтрации человеческого организма.
Различный процент более мелких фракций (менее 7 мкм) проникают в бронхи и легочные пузырьки (альвеолы), вызывая локальное раздражение. В области легочных пузырьков растворимые компоненты попадают в кровь. Собственная система фильтрации организма справляется не со всеми фракциями мелкой пыли. Атмосферные пылевые загрязнения называют также аэрозолями. Они могут быть в твердом или жидком состоянии и в зависимости- от размеров могут иметь различный период существования. При движении мельчайшие частички могут соединяться в более крупные с относительно стабильным периодом существования в атмосфере. Такими свойствами в основном обладают частицы диаметром от 0,1 мкм до 1 мкм.
При оценке образования мелкой пыли в результате работы автомобильного двигателя следует отличать эту пыль от пыли, образующейся естественным путем: пыльцы растений, дорожной пыли, песка и многих других веществ. Нельзя недооценивать и такие источники мелкой пыли в городах, как износ тормозных колодок и шин. Так что выхлопы дизельных двигателей — не единственный «источник» пыли в атмосфере.