Новые правила
В целом алгоритм плановой диагностики автомобилей в 2021 году изменился не сильно: гражданам так же необходимо записываться на СТО и в порядке очереди получать свой сертификат на исправность транспортного средства. Но вот сами правила осуществления процедуры несколько ужесточились, в связи с частыми случаями покупки документа.
Усовершенствование процедуры видеофиксации
В соответствии с нововведениями в регламент ГИБДД, каждое ТО обязано официально подтверждаться не только выданной справкой, но и видеозаписью, на которой четко видно, что движимое имущество действительно проходило осмотр. При этом цифровое доказательство также должно отвечать особым требованиям, установленным законом. А именно:
- На записи четко просматривается номерной знак ТС и дата проведения процедуры (указывается в бланке);
- Смотровая площадка имеет аккредитацию;
- Готовый файл сохраняется на цифровой носитель, с возможностью дальнейшего чтения.
Ужесточение контроля
До характерных изменений в законодательстве РФ, контроль плановой диагностики осуществляло единое сообщество автостраховщиков. Именно они следили за правильной комплектацией транспортных средств и сходством их номеров кузова и мотора с данными из ПТС.
Но из-за частых случаев нелегального приобретения страховки (за дополнительную оплату), ответственность за упомянутый процесс государство переложило на плечи Ространснадзора. В результате все смотровые площадки на территории Российской Федерации стали подвергаться постоянным проверкам, что существенно уменьшило вероятность фальсификации технической карты.
Индивидуальный техосмотр
Кроме ужесточения контроля ТО, Госавтоинспекция разработала еще и новую программу по плановой диагностике транспортных средств. Поэтому пройти техосмотр автомобиля в 2021 году как и раньше, у водителей точно не получится. Ведь теперь в заключении по проверке авто будет входить не только информация об общем состоянии ТС, но и следующие индивидуальные данные:
- Характеристика движимой собственности (тип кузова, объем двигателя, масса и т. д.);
- Особенности ее обслуживания (количество посещений СТО);
- Статистика по ДТП (включая происшествия, покрытые с помощью ОСАГО);
- Фактический пробег машины;
- Отзывы компаний по каршерингу в отношении водителя (если таковые имеются).
Исходя из перечисленных показателей по транспортному средству, складывается общая оценка, которая может выступать в двух вариантах:
- Хорошая (ТО проводится раз в 2 года, а установленная стоимость осмотра сокращается на 50%);
- Плохая (техосмотр осуществляется минимум 1 раз в 6-12 месяцев, но не исключены и досрочные проверки состояния авто. Цена за диагностику оплачивается в полном объеме).
Причем такая система действует не только для автомобилей и скутеров, но и для любых других самоходных машин, включая трактора, квадроциклы и даже снегоходы.
Другие
Несмотря на серьезное ужесточение правил по прохождению планового техосмотра, некоторые положительные нововведения для водителей все же можно отметить. И заключаются они в том, что теперь, при несоответствии ТС, автовладелец все равно будет претендовать на оформление диагностической карты, но с указанными в ней нарушениями. Однако подобные пометки в документе не помешают ему пройти регистрацию движимого имущества в базе МРЭО, и получить полис обязательного страхования, как это происходило ранее, при обнаружении неисправности некоторых узлов и агрегатов авто.
Что за новый закон 2021 года о техосмотре?
На самом деле, закон вовсе не новый. Просто в силу он вступает с 1 марта 2021 года. Более того, речь идёт более чем об одном нормативно-правовом акте, которые разработаны во исполнение требований самого главного из них:
- а ещё в Правительстве разработали Постановление, согласно которому, если ваш техосмотр заканчивается в период с 1 марта по 30 сентября 2021 года, то он автоматически продляется до 1 октября – то есть в этом случае вам до этой даты не нужно делать новую диагностическую карту.
Таким образом, последние новости о том, что новые правила прохождения технического осмотра уже действуют, это правда. Просто срок действия заканчивающихся в скором времени диагностических карт продлили до 1 октября. И также водителям пока не выписывают штраф за отсутствие диагностической карты, потому что соответствующая поправка вступает в силу вовсе с 2022 года.
Но если вы где-либо прочитаете, что изменения, описанные в данной статье (которые вводятся Федеральным законом №122 выше), отложили, то это неправда и фейк. Они по-прежнему начинают действовать с 1 марта. Просто фактически по новым правилам осмотр вам проходить не придётся до 1 октября.
Обновление от 25.02.2021. Начало действия нового закона решили отложить до 1 октября 2021 года в связи с неподготовленностью станций к новым правилам и прогнозов по дефициту таких пунктов.
Теперь давайте рассмотрим обзор всех изменений!
Штрафные санкции и тарифы в 2021 году
Что касается стоимости проведения техосмотра, то этот вопрос всегда оставался «подвешенным». Все дело в том, что фактически сервисные центры никогда в действительности не указывали, сколько стоит данная услуга. Более того, документально это также никак не подтверждалось. Установленную цену, в большинстве случаев, оплачивали «на руки».
Региональные тарифы, которые обычно использовались, также не соответствовали действительности. Все дело в том, что цены уже давно выросли, изменились, а стоимость услуг специалистов и вовсе никогда не включалась.
На этот счет Минэкономразвития предложило установить минимальную планку для стоимости проведения технического осмотра. Более того, свою методику проведения расчета подготовил и ФАС. Также антимонопольными службами было выдвинуто предложение сформировать единую схему расчета, с учетом цен на услуги, но с установленной максимальной планкой.
Что касается самих операторов, занимающихся техническим осмотром, то они высказались резко против установления единого тарифа. По их мнению, стоимость должна регулироваться рыночными ценами.
Что касается штрафных санкций, то в данном вопросе также произошли изменения. Наказания теперь стали более суровыми. За нелегальный техосмотр для пунктов ТО предусмотрены наказания:
- штраф до 300 тысяч рублей, или взыскание в размере заработной платы (иного дохода) за период в 2 года;
- обязательные работы сроком до 480 часов;
- арест до 6 месяцев.
Наказание, предусмотренное для группы лиц, чья деятельность привела к получению дохода в особо крупном размере, следующее:
- штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в сумме получаемого дохода за период от 1 до 3 лет;
- принудительные работы на срок до 5 лет;
- лишение свободы на срок до 5 лет, с взысканием штрафа в размере до 80 тысяч рублей, или в размере получаемого дохода за 6 месяцев.
Водителям же стоит помнить, что за покупку поддельной диагностической карты их могут привлечь к уголовной ответственности
На данном моменте отдельное внимание заострило МВД осенью 2020 года, ссылаясь на часть 3 статьи 327 УК РФ. Наказание – лишение свободы на срок до 1 года.
Однако же на деле, данная мера наказания может быть применена далеко не всегда
Если обращаться непосредственно к указанной статье, то стоит заострить внимание, что привлечение возможно в случае, если водитель намеренно приобрел поддельную диагностическую карту. С другой стороны, как будет доказываться тот факт, что человек знал, что он приобретает незаконный документ, пока не ясно
Что касается санкций за вождение без карты технического осмотра, то с марта 2021 года она устанавливается в размере 2000 рублей. Данное требование касается водителей:
- легковых такси;
- автобусов;
- грузовых авто, предназначенных для перевозки людей с числом мест более 8;
- специализированных транспортных средств, предназначенных для перевозок опасных грузов.
Аккредитация СТО
Пройти техосмотр по новым правилам с 1 октября можно будет только на аккредитованных:
- пунктах ТО;
- передвижных диагностические линии, которые организуются для местностей, в которых нет стационарных СТО.
Аккредитация означает внесение в реестр операторов ТО, который можно найти на сайте РСА. Сейчас в реестр внесено более 5 тысяч организаций.
Согласно федеральному законодательству и новым правилам прохождения техосмотра в 2021 году СТО характеризуют 2 новых понятия:
- диагностическая линия,
- пропускная способность.
Под диагностической линией понимается вся совокупность технических и программных средств для проведения ТО одного автомобиля. Желательно наличие нескольких таких линий на случай поломки или отказа линии связи, а также во избежание очередей.
Под пропускной способностью понимается максимальное число ТС одного типа, которые могут пройти ТО за единицу времени на одной диагностической линии. В результате рассчитывается максимальная пропускная способность всей станции ТО.
Максимальную пропускную способность рассчитывает по определенной методике сам оператор ТО, и он подает эти данные в РСА вместе с заявлением на аккредитацию. Эти данные позволяют контролировать деятельность СТО из тех соображений, что она не может выдать больше диагностических карт, чем физически может провести осмотров.
Закон разрешает превышать количество сформированных диагностических карт, на 5% превышающее максимальную пропускную способность стационарного или передвижного пункта ТО. При попытке еще больше провести технических осмотров, система блокирует создание новых карт.
Ответственность
Как и прежде, прохождение техосмотра касается всех владельцев транспортных средств. Без актуальной диагностической карты они не смогут получить полис ОСАГО. Автомобилисты, эксплуатирующие транспортное средство без ТО, карались штрафом до 800 рублей.
Напоминаем, что с 1 марта 2021 года операторы, которые имеют право проводить техосмотр, будут нести персональную ответственность за передачу данных в базе МВД. В законе специально отмечается, что операторы, выдавшие «правильную» диагностическую карту без осмотра автомобиля, будут нести административную ответственность. За такое действие предусмотрен штраф до 10 тыс рублей и отзыв разрешения на проведение техосмотра. За умышленную передачу недостоверных данных в базу МВД предусмотрено уголовное наказание — принудительные работы сроком до 4 лет. Те же действия, совершенные в сговоре, будут караться лишением свободы.
Таким образом, административная ответственность значительно выросла, но и появилась уголовная ответственность за выдачу фиктивных карт диагностического осмотра ТС.
Варианты развития сети пунктов техосмотра
Всем понятно, что количества операторов и пунктов ТО в настоящее время недостаточно, чтобы соответствовать требованиям закона. Поэтому видятся различные варианты экспансии и развития:
- расширение сетей федеральных операторов ТО;
- расширение сетей региональных и межрегиональных операторов ТО (которые часто находятся под бывшими сотрудниками правоохранительных органов);
- появление большого количество малого бизнеса – местных операторов ТО;
- активный приход в этот бизнес самих страховщиков (как было в первый раз, когда техосмотр был передан из ГИБДД в частные руки);
- какая-то смешанная модель;
- и маловероятный вариант – менее 1% – возвращение в лоно ГИБДД.
Аннулирование карт технического осмотра
В предыдущем пункте уже было упомянуто о том, что контроль за выданными диагностическими картами будет существенно ужесточен. Если обращаться непосредственно к Федеральному Закону № 170, то под понятием диагностической карты подразумевается документ, подтверждающий допуск к участию автомобиля (или иного транспортного средства) в дорожном движении. Авто, в отношении которого не проводился осмотр или при проведении которого выявлены существенные недостатки, несоответствие ТС установленным требованиям безопасности, не подлежит эксплуатации. Выданные диагностические карты с нарушением процедуры, без надлежащей проверки авто, подлежат аннулированию.
С учетом введенных требований, карта будет признана недействующей в случае, если транспортное средство вообще не заезжало на ТО. С другой стороны, данная мера приостановлена до октября 2021 года, из-за введенной отсрочки.
Тем не менее, фактическими основаниями для аннулирования диагностической карты может быть:
- покупка техосмотра, без официального прохождения ТО;
- при прохождении осмотра не все детали авто были проверены должным образом;
- сама процедура проведена с существенными нарушениями;
- в конструкцию авто были внесены изменения, которые не регистрировались в ГИБДД после прохождения ТО.
Что изменилось в правилах проведения ТО
Технические осмотры, как и многие другие процедуры в России, переводятся на цифровые рельсы. Создается единая информационная автоматизированная система СТО – ЕАИСТО. Особенности ее функционирования таковы, что обойти ее всяким дельцам, которые раньше «грели руки» на ТО, практически невозможно.
В нее вносятся фотографии до и после ТО (при въезде на СТО и выезде с него) с указанием координат, а также данные о диагностике ТС, не зависимо от того, прошло оно осмотр с выдачей диагностической карты или с замечаниями. К этой базе данных имеют доступ граждане, сотрудники ГИБДД и страховых компаний. Получить полис ОСАГО на автомобиль, не прошедший диагностику, будет невозможно.
Диагностическая карта существует теперь в электронном виде, но по желанию водителя ему может бесплатно выдаваться бумажный экземпляр. Кроме цифровизации вступят в силу и другие обстоятельства. Основные изменения в техосмотр с 1 октября 2021 года выглядят так:
- введение электронных диагностических карт;
- аккредитация СТО;
- фотофиксация состояния автомобиля;
- изменение периодичности прохождения ТО;
- изменение стоимости техосмотра;
- введение новых штрафов;
- возможность предъявления другого документа кроме ПТС или свидетельства о регистрации ТС.
Приостановленная из-за пандемии процедура обязательного ТО возобновляется с 1 октября 2021. Тем, кто приобрел ОСАГО в период «моратория» на ТО и без предъявления диагностической карты, на ее получение дается месяц – с 1 по 31 октября.
Правила прохождения техосмотра в 2019 году
Технический осмотр в РФ осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств» от 01.07.2011 № 170-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 конкретизирует установленные в законе правила прохождения техосмотра. Основной целью проведения осмотра машины выступает соответствие состояния автомобиля заявленным законодателем требованиям о безопасности.
Техосмотр 2020: правила проведения
Порядок проведения технической диагностики автотранспортного средства основывается на следующих принципах:
- Территориальная доступность услуг.
- Ценовые ограничения на стоимость услуг.
- Возможность выбора оператора, производящего осмотр.
- Открытость сведений о порядке проведения диагностики.
- Конкуренция операторов, производящих обследование транспорта.
- Высокое качество услуг.
- Ответственность за несоблюдение операторами норм закона.
Периодичность проведения диагностики
Автомобилисты должны позаботиться о том, чтобы их транспорт проходил регулярный осмотр с установленной в законе периодичностью, а именно:
- Владельцы легковых такси, грузовых машин, автобусов и транспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов, должны посещать пункт осмотра каждые 6 месяцев.
- Собственники легковых и грузовых автомобилей, прицепов, а также мотоциклов, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, проходят диагностику ежегодно.
- Каждые 2 года посещают центры техосмотра водители легковых и грузовых (до 3.5 тонн) автомобилей, мототранспорта, с момента производства которых прошло от 3 до 7 лет.
- Каждые 12 месяцев техосмотр проводится в отношении грузовых авто массой от 3,5 тонн, транспорта, оборудованного специальными сигналами, и средств передвижения, предназначенных для обучения управлению транспортом.
- Автомобили (легковые, грузовые массой до 3,5 тонн), прицепы, полуприцепы и мототранспорт не нуждаются в регулярном осмотре в течение первых 3 лет с момента выпуска.
- Первый техосмотр машины производится до совершения юридической процедуры оформления полиса ОСАГО.
Оплата услуг по техосмотру
Техосмотр — это платная услуга. Максимальная стоимость работ по диагностике транспорта устанавливается законами субъектов РФ.
Принимая законодательные акты о предельных ценах на услуги, они руководствуются приказом ФСТ России от 18.10.2011 № 642-а.
Новые правила проведения техосмотра
Реформа обязывает водителей транспортных средств всех категорий регулярно проходить техосмотр. Те же требования обязательны и для несамоходной техники — все прицепы также должны иметь актуальную диагностическую карту. Остальные правила, касающиеся автовладельцев, можно свести к пяти пунктам.
- Все автомобили, пребывающие в специализированные пункты для техосмотра, обязаны провести фотосъемку данного процесса. Автомобиль должен быть снят до и после прохождения процедуры. На изображениях должны указываться географические координаты, а готовые снимки отправляются на сервер ЕАИСТО. Техосмотр отныне можно будет пройти не только по месту регистрации транспортного средства: владельцы могут провести процедуру в любой точке РФ.Это новое для процедуры ТО, до 1 марта 2021 года фотофиксация не требовалась. Однако многие могли пройти процедуру технического осмотра не только по месту регистрации ТС и до введения нововведений.
- Обязательна процедура заверения диагностической карты электронной подписью специалиста-техника, проводившего ТО. Электронная подпись — уникальна, подделать ее невозможно. Так власти стараются персонифицировать ответственность за махинации с техосмотром и сразу же вычислять недобросовестных экспертов.Это новое для процедуры техосмотра автомобиля. Ранее выдавался документ с печатью и подписью на унифицированном бланке.
- Для выезда за рубеж можно распечатать документ и предъявлять его на бумажном носителе. В пределах РФ достаточно будет предъявлять электронный документ о прохождении ТО.Для пересечения границы это правило для диагностической карты действовало и раньше. То же касается и ДК ТО, которую можно было возить в виде фото на смартфоне. Более того, как правило службы ГИБДД этот документ не интересовал.
- Все конструктивные изменения, не предусмотренные заводом – изготовителем, могут остановить прохождение ТО. Машину могут не допустить к процедуре из-за избыточных установок или из-за отсутствия обязательных узлов. Так, препятствием может служить и самовольная установка ГБО, отсутствие бачка стеклоочистителя и даже использование наклеек на фары.Ранее действовали более мягкие административные нормы. С 1 марта текущего года их нарушение может привести даже к изъятию авто на штрафстоянку до момента их устранения и уплаты штрафов.
-
Более серьезная ответственность владельцев при отсутствии легальной процедуры прохождения ТО:
- ГИБДД могут изымать документы на автомобиль при фиктивной карте ТО или ее отсутствии,
- ГИБДД в случае выявления агрегатов на автомобиле, которые не соответствуют его модификации (сигнал, фары, ГБО и т.д.), смогут временно забрать у вас ТС до устранения нарушений,
- страховщики будут более пристально относиться к выплатам по ОСАГО и проверять подлинность диагностической карты ТО для возможности выставления регрессного иска виновнику ДТП.
Очень подробно изменения описаны ранее в нашей авторской статье Техосмотр авто 2021 в деталях с 1 марта на нашем ресурсе.
К иным нововведениям, которые не касаются процедуры прохождения ТО, относится передача права надзора за всеми операторами сервиса:
- все пункты ТО курировались Российским союзом автостраховщиков (РСА),
- сейчас право контроля и выдачи разрешений на осуществление подобной деятельности перешло в службу Ространснадзора.
Наказание за отсутствие техосмотра
Для большинства водителей штраф за факт отсутствия диагностической карты не предусмотрен. Однако им невыгодно отказываться от ее получения. Без диагностической карты невозможно купить полис ОСАГО. За вождение без этого документа полагается штраф в размере до 800 руб.
Кроме того, если водитель, не имея карты, попадет в ДТП, это приведет к расходам, многократно превышающим стоимость оформления диагностической карты.
Исключение составляют 2 категории водителей:
- кто управляет автотранспортом, предназначенным для перевозки более 8 человек, в т. ч. и легковым такси;
- операторы машин, перевозящих опасные грузы.
Они обязаны предъявлять диагностическую карту по требованию инспектора ГИБДД. За не пройденный вовремя техосмотр их ожидает штраф. Его размер установлен в том же диапазоне, что и наказание за езду без ОСАГО, минимум 500 руб., максимум 800 руб.
Мнение страховых компаний
Как мы уже говорили выше, по новым правилам, без прохождения ТО и получения заветной диагностической карты, нельзя будет приобрести полис ОСАГО, что для многих страховых компаний является одним из ключевых продуктов.
К чему это может привести?
Рынок ОСАГО “перекочует” в пункты технического осмотра, которые будут контролировать рынок, потребуют более высокую комиссию за свои услуги. Либо страховщикам придется разворачивать свои сети станций ТО, что в 99% случаев ляжет на плечи автовладельцев и так или иначе отразится на стоимости полиса.
Страховщки предлагают открепить ТО от ОСАГО
Так, страховщики и представители РСА настаивают на откреплении ОСАГО и диагностической карты, как в период начала пандемии, например. Это позволит избежать очередей, массового отказа от ОСАГО и переноса реформы.
Страховым дается доступ к ЕАИСТО, откуда будут подтягиваться данные для оформления полиса. Нужно учитывать, что ЕАИСТО, как и любая система с большим количеством данных, может давать технические сбои – зависать. Тем более, система новая.
Минтранс сообщил, что активные просьбы страховых и РСА рассматриваются, и есть мнение отсрочить реформу до осени.
Аннулирование карты
Вместе с тем, малоосвещённым в сети осталось ещё одно важное изменение. С даты начала действия нового закона ГИБДД смогут аннулировать диагностические карты на конкретные автомобили, если выяснится в том числе, что эта машина фактически не заезжала на станцию ТО, а потому сама диагностическая карта является фиктивной
Кроме того, есть ещё 3 основания для прекращения действия карты:
- если в конструкцию авто незаконно внесены изменения после прохождения техосмотра,
- если выяснится, что он пройден неполноценно (не проверены все необходимые узлы автомобиля),
- если у оператора ТО будет аннулирован аттестат.
Более подробно про аннулирование диагностической карты мы рассказали в специальной статье об этом, в том числе о последствиях езды с прекращённым ТО.
Законодательно-нормативная база — новый закон о техосмотре 2021 года
Сам законопроект был сформирован еще в 2019 году, его вступление в законную силу изначально планировалось установить на 8.06.2020 года. Однако же, произошедшая в 2020 году вспышка заболеваемости, пандемия и связанные с ней запреты, привели к тому, что Правительство было вынуждено отложить запуск программы на 1 марта 2021 года.
Основные положения по нововведениям в Федеральном Законе № 170 «О техническом осмотре транспортных средств» заключаются в следующем:
- Диагностическая карта проводится в электронном виде, данные будут вноситься в единую специализированную систему.
- Сформирована единая автоматизированная система – ЕАИСТО.
- Установлено требование по обязательному фото-фиксированию транспортного средства, внесению снимков в базу с указанием географических координат.
- Усилена ответственность операторов техосмотра.
- Ужесточены требования к организациям, занимающимся осуществлением техосмотра.
- Отменена бессрочная аккредитация для организаций.
- Установлен лимит на количество техосмотров в привязке к одной линии.
В остальной части Федерального Закона изменения не производились.
Заключение и выводы
Когда начнут действовать новые правила прохождения ТО, исчезнет возможность получения диагностических карт без реального осмотра, техосмотра онлайн или с нарушением регламента. Это должно привести к снижению аварийности по причинам технических неисправностей ТС, поэтому несмотря на сложности с реализацией всех нововведений, конечный эффект должен оказаться положительным. Мы не исключаем, что до 1 октября появятся новые изменения в процедуре прохождения техосмотра, поэтому мы будем пристально следить за всеми новостями.
Оставайтесь с нами на информационно-аналитическом портале Calmins.com!
Calmins.com