1.11. Порядок подготовки к пуску и пуск дизеля в различных случаях.
1.11.1. Порядок подготовки дизель-генератора к пуску.
выполнить указанные операции:
- проверить заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, при необходимости дозаправить;
- открыть кран топливного бака и убедиться в отсутствии течей в соединениях топливных, масляных и водяных трубопроводов;
- убедиться в отсутствии посторонних предметов около вращающихся частей;
- убедиться в том, что автомат главной цепи разомкнут;
- после длительного бездействия (от 15 до 30 дней) провернуть коленчатый вал дизеля вручную с помощью валоповоротного приспособления;
- убедиться в том, что аккумуляторные батареи заряжены, и включить разъединитель батарей;
- включить автомат защиты сети.
- при подготовке к пуску сжатым воздухом проверить давление воздуха в баллоне с помощью манометра. Давление должно быть не ниже 70 кгс/см2. Максимальное давление в пусковом баллоне 150 кгс/см2
- прокачать систему питания топливопрокачивающим насосом для удаления воздуха;
- проверить перед первым пуском дополнительно наличие необходимого количества масла в корпусе топливного насоса и редукторе привода датчика тахометра.
- при температуре окружающего воздуха ниже 5С разогреть дизель с помощью средств подогрева.
1.11.2. Пуск дизель-генератора с местного щитка управления.
в следующей последовательности:
- включить выключатель массы;
- включить автомат защиты сети АЗС;
- установить рукоятку управления частотой вращения коленчатого вала в положение ”пусковые обороты” (500-600 об/мин);
- повернуть рычажок включателя электромаслозакачивающего насоса по часовой стрелке до упора и создать давление в системе смазки не менее 2,5 кгс/см2, при повторном пуске горячего дизеля – 1,5 кгс/см2;
- не выключая электромаслозакачивающего насоса, включить пусковое устройство (стартер или воздухопуск). При пуске стартером повернуть рычажок включателя стартера по часовой стрелке до упора.
- после того, как дизель начнет работать, отпустить рычажки включателей маслозакачивающего насоса и стартера (или закрыть быстродействующий кран и вентиль баллона при пуске сжатым воздухом) и установить частоту вращения 800-1000 об/мин;
- прогреть дизель на холостом ходу с постепенным переходом на максимальную частоту вращения.
22
1.11.4. Пуск дизеля при низких температурах окружающего воздуха.
. Со щитка управления пустить подогреватель, для чего:
- включить выключатель массы;
- открыть кран системы питания подогревателя топливом;
- включить переключатель 2 (рис. 1.40) режима работы в положение ”работа” на 10-15 сек для заполнения топливом нагревателя топлива;
- включить нагреватель топлива нажатием на кнопку 6 в течении не более 60 сек;
- включить свечу накаливания поворотом рукоятки выключателя 5 по часовой стрелке до упора.
- по истечении 30-60 сек (при температуре окружающего воздуха ниже -15С) перевести выключатель 1 электромагнитного клапана из положения ”продув” в положение ”работа” и переключатель 2 режима работы электродвигателя в положение ”пуск”;
- при возникновении равномерного шума в котле подогревателя перевести переключатель 2 в положение ”работа” и отпустить рукоятку выключателя 5 свечи.
- при неудавшемся пуске подогревателя (отсутствие характерного шума горения) перевести переключатель 2 в нейтральное положение и выключатель 1 электромагнитного клапана в положение ”продув”.
- пуск подогревателя считается нормальным, если через 3-5 мин трубопровод подвода жидкости от змеевика маслобака к блок-картеру будет горячим.
… 11 …
1.11. Порядок подготовки к пуску и пуск дизеля в различных случаях
Какой блок автозапуска выбрать
Перед покупкой блока необходимо определить, какие функции вам необходимы и сколько вы готовы заплатить за них. Если у вас уже стоит какая-то сигнализация, желательно найти блок автозапуска, совместимый с ней. Это позволит избежать серьезной переделки электропроводки автомобиля. Если же у вас установлена устаревшая сигнализация, которая обеспечивает только подачу звукового сигнала при попытке взлома или угона, то имеет смысл установить автозапуск, совмещенный с сигнализацией.
Блоки, которые расширяют возможности сигнализаций, обойдутся существенно дешевле, чем отдельные устройства. К примеру, релейный модуль Pandora RMD-8, совместимый с большинством сигнализаций Pandora, обойдется в 2-3 тысячи рублей. Модуль обеспечивает уверенный пуск и контроль работы как бензинового, так и дизельного двигателя. Его присоединяют к стандартной CAN-шине автомобиля, поэтому никаких серьезных переделок электропроводки не потребуется.
Более функциональные блоки с GSM-модулем обойдутся в 5-10 тысяч рублей. К примеру, стоимость модуля Starline M31 составляет 8-10 тысяч рублей. Модуль работает как с сигнализациями Starline, так и самостоятельно. При самостоятельном использовании модуля он в какой-то мере выполняет функции автосигнализации. Благодаря встроенному GPS-блоку, модуль информирует о местонахождении автомобиля, включении и выключении двигателя, позволяет проводить аудио и видеонаблюдение за происходящим в салоне. Для управления модулем используют телефон, планшет или другое устройство, работающее с соответствующей SIM-картой. Наличие трех резервных входов модуля, позволяет подключить к ним датчики дверей, вибрации или другие устройства. Единственный недостаток GSM-модулей – необходимость оплачивать трафик. Если модуль используется только в режиме обмена SMS, то ежемесячная оплата будет заметно ниже, но снизится и функциональность. Если же модуль работает в режиме постоянной связи, то оплата будет больше, но и сам модуль сможет выполнять большее число функций, среди которых возможность контролировать автомобиль в реальном времени.
Если же вам необходима полноценная сигнализация с функцией автозапуска, то неплохой вариант Starline D94 GSM Slave. Эта сигнализация обойдется в 20-25 тысяч рублей. Сигнализация оснащена встроенным датчиком вибрации, поддомкрачивания и угона. Сигнализация поддерживает подключение большого количества сторонних датчиков, что улучшает контроль безопасности. Встроенный GSM-модуль позволяет управлять сигнализацией не только с помощью штатного брелка, но и через соответствующее приложение в телефоне, смартфоне или планшете. Сигнализацию устанавливают на современные автомобили, оснащенные CAN-шиной. Единственный недостаток сигнализации – отсутствие GPS/GLONASS модуля, из-за чего невозможно отслеживание местоположения автомобиля.
Если по каким-то причинам вам не подходит GSM модуль или сигнализация, обратите внимание на традиционные устройства, использующие радиоканал. К примеру, Starline A91 Dialog. Стоимость сигнализации составляет 6-9 тысяч рублей
Брелок обеспечивает устойчивую связь с сигнализацией на расстоянии до 250 метров. Вся информация о состоянии автомобиля передается на брелок и отображается с помощью ЖК индикатора. Наличие дополнительных исполнительных каналов позволяет подключать различные устройства. К примеру, модуль управления зеркалами, предпусковой подогреватель или электрический привод, регулирующий высоту или положение сидений
Стоимость сигнализации составляет 6-9 тысяч рублей. Брелок обеспечивает устойчивую связь с сигнализацией на расстоянии до 250 метров. Вся информация о состоянии автомобиля передается на брелок и отображается с помощью ЖК индикатора. Наличие дополнительных исполнительных каналов позволяет подключать различные устройства. К примеру, модуль управления зеркалами, предпусковой подогреватель или электрический привод, регулирующий высоту или положение сидений.
Основные характеристики катушки зажигания:
- Индуктивность первичной обмотки (возможность накопления энергии);
- Сопротивление первичной и вторичной обмотки (первичная обмотка – 0,25-0,55 Ом., вторичная обмотка – 2-25 кОм;)
- Коэффициент трансформации (во сколько раз катушка зажигания увеличивает напряжение, поданное на первичную обмотку);
- Энергия искры (зависит от времени за которое сгорает горючая смесь от искры, измеряется в Дж. и составляет 0,05-0,1 Дж.);
- Напряжение пробоя (характеристика, которая зависит от зазора на электродах свечи);
- Количество образующихся искр в минуту (в зависимости от числа оборотов двигателя).
Журналы и бланки
БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовАрхивыАттракционы
Советы и рекомендации
Необходимо учитывать, что электрическая система пуска двигателей обычно предполагает то, что мощность АКБ и стартера будут практически одинаковыми. Это значит, что напряжение аккумулятора в значительной степени меняется с учетом того тока, который потребляет стартер.
Простыми словами, на эффективность и легкость запуска ДВС сильно влияет общее состояние АКБ, температура аккумулятора, уровень заряда, а также исправность стартера и стартерной цепи. Диагностировать некоторые проблемы на раннем этапе позволяют такие признаки, как явное затухание габаритов и подсветки панели приборов в момент пуска двигателя.
Как известно, яркость ламп зависит от напряжения в бортовой сети. При этом нормально работающая система пуска не должна сильно «просаживать» напряжение. Отметим, что в норме допускается снижение яркости приборной панели и, в ряде случаев, перезапуск магнитолы, однако яркость не должна сильно понижаться.
Если же яркость освещения не меняется, при этом коленвал также не крутится, зачастую уместно говорить об обрыве в цепи. Если стартер крутит медленно и освещение практически гаснет, тогда проблемы могут быть как с самим стартером (например, подклинивание), так и с электроцепями или АКБ.
Еще отметим, что в случае проблем с запуском, которые связаны со стартером, некоторые водители привыкли стучать по данному устройству. Дело в том, что такие постукивания на старых моделях стартеров (например, на «классике» ВАЗ) в некоторых случаях позволяли сместить щетки стартера, ротора и т.д. В результате удавалось на короткое время восстановить работоспособность устройства.
При этом важно понимать, что современные стартеры в своем устройстве имеют постоянные магниты. Указанный магниты весьма хрупкие, то есть после удара по стартеру происходит их раскалывание
В конечном итоге цельный магнит разрушается. Более того, такие магниты на некоторых моделях стартеров могут быть просто приклеены к корпусу. Соответственно, если ударять по корпусу сильно, отколовшиеся части магнита попадают на ротор или в область установки подшипников, полностью выводя стартер из строя.
-
Стартер не реагирует на поворот ключа зажигания
Почему стартер может не работать после поврота ключа в замке зажигания. Основные причины неисправностей стартера: бендикс, тяговое реле, щетки, обмотка. Читать далее
-
Устройство для запуска двигателя с севшим…
Как быстро завести двигатель при разряженной АКБ. Особенности и преимущества использования автономного пускозарядного устройства. Советы при выборе бустера. Читать далее
-
Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля
Когда нужно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор. Как заряжать необслуживаемую АКБ зарядным устройством: сила тока, время зарядки. Советы. Читать далее
-
Проваливается напряжение во время запуска мотора…
Падает напряжение во время запуска двигателя автомобиля: основные причины. Диагностика возможных неисправностей, проверка генератора, стартера, АКБ и т.д. Читать далее
-
Магнитола отключается при заводке двигателя: причины…
Почему в автомобиле отключается головное устройство (магнитола) при запуске двигателя. Основные причины отключения автомагнитолы, возможные неисправности. Читать далее
-
Сигнализация блокирует запуск двигателя: что делать?
Как снять блокировку запуска двигателя. Проверка случайной активации иммобилайзера и способы отключения. Диагностика возможных неисправностей сигнализации. Читать далее
Источники тока в автомобиле
Источники тока в авто
Аккумуляторная батарея Батарея обеспечивает питание электрическим током, когда двигатель работает при малых оборотах, при неработающем двигателе. Она состоит из отдельных аккумуляторов, которые находятся в общем корпусе и соединены между собой. Аккумулятор достаточно просто работает. Он, словно губка впитывает электрическую энергию, а затем ее отдает. Так повторяется много раз. Но ни один аккумулятор не может запасти в себе много электричества, поэтому их в батарее применяют по нескольку. Аккумуляторная батарея соединена со всей электрической частью авто. Когда двигатель заработал, генератор приходит на помощь аккумуляторной батарее.
Генератор вырабатывает больше энергии и пока работает двигатель, отдает ее неограниченное время. Часть энергии генератор отдает аккумуляторной батарее, подзаряжает ее, а другая основная часть идет в систему электрооборудования. Они и работают в паре, вначале аккумулятор «оживляет» генератор и двигатель, а потом генератор заряжает аккумулятор.
Потребителями электрического тока, вырабатываемой аккумуляторной батарее и генератором, являются: система зажигания, система пуска двигателя, контрольные и измерительные приборы, дополнительное оборудование, система сигнализации и освещения.
Система пуска двигателя В этой системе основным является стартер, который вращает маховик двигателя при его запуске. Потом в цилиндрах происходят рабочие процессы и он заводится. Достаточно тяжело вращать коленчатый вал с маховиком, поэтому стартер потребляет очень много энергии. Из аккумуляторной батареи берется вся энергия. Система пуска управляется при помощи ключа и замка зажигания.
Система зажигания При работе двигателя генератор помогает аккумулятору, он и заряжает его. Эта пара и дает электрическую энергию, которая нужна, чтобы в цилиндре двигателя образовалась искра. Система сигнализации и освещения В темное время для движения автомобиля необходимы приборы такой системы. Они освещают салон авто, обеспечивают освещение дороги, обозначают габариты авто, предупреждают других водителей о его остановке или повороте.
У современного автомобиля установлены блок-фары, это не просто фара, а несколько приборов. Фары освещают перед автомобилем дорогу, указатель поворота свидетельствует об изменениях движения, а маленькая лампочка обозначает габариты авто. Сзади авто установлены блоки задних фонарей. В которые входят указатели поворотов, которые подают сигналы автомобилям, находящимся сзади. В темное время габаритный фонарь служит для обозначения габаритов авто. Фонарь заднего хода предупреждает водителей, что будет совершен маневр, к тому же он освещает дорогу в темное время суток при движении авто задним ходом. Сигнал торможения подается стоп-сигналом, если у вас загорелись стоп-сигналы, то водитель сзади вас тоже притормозит.
Управление приборами световой сигнализацией и освещения осуществляется водителем вручную или автоматически при помощи выключателя, который расположен в той или иной системе. Когда водитель нажимает на тормоз, зажигаются красные лампочки. Приборов значительно больше, они располагаются в салоне, в моторном отсеке автомобиля и в багажнике. Со многими вы знакомы, когда ездили в автобусе или автомобиле. На улице вам мигали указатели поворотов автомобилей, а звуковые сигналы звучали сердито и громко, если вы перешли дорогу в не положенном месте. Контрольные и измерительные приборы Они контролируют работу систем авто, дают водителю информацию, замеряют нужные величины. Приборы находятся перед глазами водителя на щитке
Важно, чтобы гидравлическая тормозная система была герметична. За всем этим следит цепь приборов, при утечке жидкости загорается красная лампа
Аналогичная цепь сигнализирует, если в системе смазки двигателя падает давления масла.
За нагревом двигателя следит специальный прибор со стрелкой. Водитель по ней контролирует температуру нагрева двигателя. Если двигателю грозит перегрев, поднялась температура, то загорается красная тревожная лампочка. На щитке много лампочек, когда загорается красный свет, нельзя ехать в этом направлении, если горит желтый, то что-то не в порядке, зеленый, можно ехать, все в норме.
На щитке можно увидеть стрелочные указатели. Основные тахометр, который показывает обороты двигателя и спидометр, показывает скорость движения авто.
В автомобиле к дополнительному оборудованию относятся — очиститель и омыватель ветрового стекла, отопитель салона, очиститель и омыватель заднего стекла, очиститель фар. В современном автомобиле на самом деле больше дополнительного оборудования, потребляющего энергию.
Система пуска автомобиля назначение и технические требования
Система пуска автомобиля служит для автоматического дистанционного пуска двигателя и состоит из стартера, механизма зацепления, электромагнитного реле и вспомогательного реле. Основными техническими требованиями к системе пуска являются:
- надежная работа стартера при 40-50 тыс. км пробега;
- надежная работа стартера при пуске до температуры 15оС
- надежная работа механизма зацепления и электромагнитных реле;
электрическая проводка питания стартера и реле надежно крепится. Стартеры, например, для легковых автомобилей СТ 29.3708, СТ 230-62, для грузовых автомобилей СТ 142 Б, СТ 130 Б потребляют ток от 550 до 850 А с частотой вращения до 5 тыс. мин-1 с последующим снижением тока до 80-100 А.
Как работает запуск двигателя
После поворота ключа в замке зажигания в положение «запуск» замыкается электрическая цепь. Ток по плюсовой цепи от аккумулятора поступает на обмотку тягового реле стартера. Затем по обмотке возбуждения ток проходит к плюсовой щетке, затем по обмотке якоря на минусовую щетку. Так срабатывает тяговое реле. Подвижный сердечник втягивается и замыкает силовые пятаки. При движении сердечника выдвигается вилка, которая толкает приводной механизм (бендикс).
После замыкания силовых пятаков от аккумулятора подается пусковой ток по плюсовому проводу на статор, щетки и ротор (якорь) стартера. Вокруг обмоток возникает магнитное поле, которое приводит в движение якорь. Таким образом электрическая энергия от аккумулятора преобразуется в механическую энергию.
Работа выключенного и включенного стартера
Как уже было сказано, вилка, во время движения втягивающего реле, выталкивает бендикс к венцу маховика. Так происходит зацепление. Якорь вращается и приводит в движение маховик, который передает это движение коленчатому валу. После запуска двигателя маховик раскручивается до больших оборотов. Чтобы не повредить стартер, срабатывает обгонная муфта бендикса. При определенной частоте бендикс вращается независимо от якоря.
После запуска двигателя и отключения зажигания от положения «запуск» бендикс принимает исходное положение, а двигатель работает самостоятельно.
Система запуска двигателя
Система запуска двигателя, как следует из названия, предназначена для запуска двигателя автомобиля. Система обеспечивает вращение двигателя со скоростью, при которой происходит его запуск.
На современных автомобилях наибольшее распространение получила стартерная система запуска. Система запуска двигателя входит в состав электрооборудования автомобиля. Питание системы осуществляется постоянным током от аккумуляторной батареи.
Система запуска включает стартер с тяговым реле и механизмом привода, замок зажигания и комплект соединительных проводов.
Стартер создает необходимый крутящий момент для вращения коленчатого вала двигателя. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока. Конструктивно стартер состоит из статора (корпуса), ротора (якоря), щеток со щеткодержателем, тягового реле и механизма привода.
Тяговое реле обеспечивает питание обмоток стартера и работу механизма привода. Для выполнения своих функций тяговое реле имеет обмотку, якорь и контактную пластину. Внешнее подключение к тяговому реле осуществляется через контактные болты.
Механизм привода предназначен для механической передачи крутящего момента от стартера на коленчатый вал двигателя. Конструктивными элементами механизма являются: рычаг привода (вилка) с поводковой муфтой и демпферной пружиной, муфта свободного хода (обгонная муфта), ведущая шестерня. Передача крутящего момента осуществляется путем зацепления ведущей шестерни с зубчатым венцом маховика коленчатого вала.
Замок зажигания при включении обеспечивает подачу постоянного тока от аккумуляторной батареи к тяговому реле стартера.
Система запуска, устанавливаемая на бензиновые и дизельные двигатели, имеет аналогичную конструкцию. Для облегчения запуска дизельных двигателей в холодное время система запуска может оборудоваться свечами накаливания, которые подогревают воздух во впускном коллекторе. С этой же целью на автомобилях применяются системы предпускового подогрева.
Дальнейшим развитием системы запуска двигателя являются: автоматическийо запуск двигателя, интеллектуальный доступ в машину и запуск двигателя без ключа, система Стоп-Старт.
Работа системы запуска осуществляется следующим образом. При повороте ключа в замке зажигания ток от аккумуляторной батареи поступает на контакты тягового реле. При протекании тока по обмоткам тягового реле происходит втягивание якоря. Якорь тягового реле перемещает рычаг механизма привода и обеспечивает зацепление ведущей шестерни с зубчатым венцом маховика.
При движении якорь также замыкает контакты реле, при котором происходит питание током обмоток статора и якоря. Стартер начинает вращаться и раскручивает коленчатый вал двигателя.
Как только происходит запуск двигателя, обороты коленчатого вала резко возрастают. Для предотвращения поломки стартера срабатывает обгонная муфта, которая отсоединяет стартер от двигателя. При этом стартер может продолжать вращаться.
При повороте ключа в замке зажигания стартер останавливается. Возвратная пружина тягового реле перемещает якорь, который в свою очередь возвращает механизм привода в исходное положение.
Устройство аккумуляторной батареи (АКБ)
Аккумулятор 12В состоит из нескольких независимых друг от друга банок — аккумуляторов по 2 В. каждый. Аккумуляторы последовательно собираются и соединяются между собой в одном корпусе.
- Банка аккумулятора состоит из полюсных пластин, изолированных друг от друга кислотоупорными сепараторами.
- Корпус аккумулятора изготовлен из специальной кислотоупорной пластмассы или эбонита. В корпусе вылиты специальные отсеки для установки банок аккумулятора.
- Полюсная пластина представляет собой решетку с ячейками, изготавливаемую из свинца. В каждую ячейку решетки впрессовано активное вещество пористой структуры, что обеспечивает увеличение площади соприкосновения с электролитом.
В состав активного вещества входит свинцовый порошок с добавлением серной кислоты. В отрицательных пластинах размещается сернокислый барий. Во время формировки АКБ пластины заряжаются, и активное вещество превращается в диоксид свинца, а в отрицательных – в губчатый свинец.
Электролит – специальная жидкость, которая заливается в банки аккумулятора и служит для движения заряженных частиц от полюса к полюсу. Электролит состоит из серной кислоты и очищенной дистиллированной воды.
Перечень электрооборудования грузового автомобиля
- Источники питания. В роли источников электрической энергии грузовых транспортных средств выступают приспособления, преобразующие электрический ток. В частности, речь идет о зарядном элементе — аккумуляторе и генераторе. Последний осуществляет трансформацию электроэнергии из механической, а зарядный элемент — из химической. Зарядный элемент применяется для восполнения энергоресурсов, расходующих электроэнергию приспособлений в момент активации работы двигателя, в момент его пониженных вращений или, когда мотор выключен.
- Генератор подает электричество на все электрооборудование, включая питание зарядного элемента. Значения мощности и объема аккумулятора и генератора должны соответствовать идентичным характеристикам потребляющих электрическую энергию устройств, используемых в грузовых транспортных средствах.
- Вспомогательные приспособления. В данном случае речь идет о выключателях, переключателях, реле, предохранителях, колодках разъемов, колодках распределительного и коммутационного типа, силовых блоках.
- В данной группе стоит особый акцент сделать на приспособления для контроля, к которым относятся щиты предохранения, элементы контроля и переключатели. Эти устройства формируют эффективное взаимодействие и работу создающего и расходующего электричество оборудования. Посредством элементов контроля (блоков) осуществляется контроль за расходом электрической энергии, силой напряжения и нагрузок на приспособления, контроль систем повышения температуры в салоне машины, средств очистки лобового и иных стекол, механизмом освещения и т.п.
- Потребители энергоресурсов. Они представлены антиблокировочными системами и отвечающими за безопасность, электросистемами управляющими двигателями, АКПП, маршрутными компьютерами и т.д.
- Световые приборы. Они могут быть наружными, в виде фар, габаритных огней, указателей поворотов, декоративных ламп и т.д. и внутренних, в виде ламп, освещающих салон, подкапотных, используемых для подсветки приборных панелей и т.д.
- Иные потребители. К их числу относят стартеры, системы зажигания, парктроники, видеофиксаторы, обогреватели стекол, электроусилители руля, бортовые компьютеры и т.д.