Назначение и классификация световых приборов

Можно ли установить ксеноновые лампы в обычные фары с отражателями?

В принципе можно, но ничего хорошего из этого не выйдет. Во-первых, согласно Российскому законодательству применения ксеноновых ламп в фарах с отражателями категорически запрещено, поскольку это создает опасность встречным водителем на дороге, которые могут быть ослеплены ярким источником света ксеноновых ламп рассеянного отражателями фар.

В итоге, установив в фары с отражателями ксеноновые лампы, вы получите только внешнее красивое свечение. Но освещение дороги будет намного хуже, чем при использовании галогенных ламп, поскольку для ксеноновых источников освещения необходима линзованная оптика. Кроме того, ксеноновые лампы, установленные в отражатель, отвратительно освещают дорогу в дождливую погоду. 

В том числе, хотим отметить, что ксеноновые лампы в короткий срок выжгут хромированное напыление ваших отражателей. В итоге, даже установив в последующем снова галогенные лампы, ваши фары будут светить уже не так эффективно как прежде.

Способы классификации осветительных приборов

В зависимости от целей, удобно использовать различные признаки для классификации.

В помещениях:

Сравнительная таблица применения осветительных приборов в помещении

Светильники Прожекторы Проекторы
  • Для освещения общественных и жилых зданий;
  • Для использования в на производствах;
  • Для освещения на рудниках и шахтах;
  • В транспортных средствах.
  • На спортивных сооружениях;
  • В театрах, концертных залах и др;
  • Музеи и выставки иногда предъявляют особые требования, например к максимальной светосиле, в целях сохранения экспонатов.
  • Экранные. Например, используются в кинотеатрах;
  • Технологические. Примером могут служить проекционные телевизоры.

К приборам освещения этого типа могут предъявляться дополнительные требования к максимальной яркости одного элемента (в помещениях), к пылезащите (на производствах), пожарной безопасности и водо/пыле защите (в шахтах).

На открытых пространствах:

Сравнительная таблица применения осветительных приборов на открытых пространствах

Светильники Прожекторы
  • Уличное освещение;
  • Большие открытые пространства;
  • Туннели;
  • Архитектурные сооружения;
  • Транспортные средствах;
  • Парковые зоны.
  • Общего назначения;
  • Морские;
  • Аэродромные;
  • Зенитные;
  • Транспортные средства;
  • Киносъемочные.

В классификации название говорит об области применения, которой определяются дополнительные требования. Например для морских прожекторов — повышенная влагозащита, для зенитных — требования к мощности и рассеиванию светового пучка, для подсветки архитектурных сооружений важна эстетическая составляющая и пожарная безопасность.

Маркировка автомобильных фар

На рассеивателе каждой автомобильной фары имеется маркировка, установленная международным стандартом. Цифры и буквы говорят о характеристиках изделия, его особенностях и сфере использования. Структура маркировки: верхний буквенный ряд обозначает категорию (B – противотуманная фара, C – фара ближнего света, H – фара для галогенных ламп, R – фара дальнего света, S – фара-лампа, PL – пластиковый рассеиватель); средний ряд состоит из цифро-буквенных индексов – буква и цифра в кружке является знаком международного утверждения, далее следует код страны, выдавшей утверждение, и округленное значение силы светового потока (дальний свет); наличие стрелки обозначает назначение фары для левостороннего движения, отсутствие – для правостороннего, двухсторонняя стрелка обозначает универсальность фары; нижний ряд, также состоящий из цифро-буквенных индексов, представляет собой код официального утверждения. Не стоит забывать о том, что фары любого вида требуют контроля над эффективностью работы, своевременного ремонта или замены. От состояния автомобильной оптики зависит безопасность водителя, пассажиров и прочих участников дорожного движения. Для регулирования или ремонта фар следует обращаться в специализированные автосервисы или СТО, где работают профессионалы высокого уровня.

Какая ответственность предусмотрена за установку синих (или другого цвета) габаритных ламп?

В соответствии с действующим законодательством, установленным положениям ГОСТа, а также согласно требованиям по допуску транспортных средств к эксплуатации за использование в передней части красных габаритных ламп (вместо белых), а также других цветов (зеленый, красный и т. п.) предусмотрена ответственность по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. Вот текст закона:

Часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».

В задней части габаритные огни должны быть красного цвета. Соответственно, использование ламп другого цвета также запрещено.

Так что, как видите, несмотря на появление дневных ходовых огней, которые в передней части начали вытеснять классические габаритные лампы, эпоха парковочных огней еще не закончена. По крайне мере в задней части всех автомобилей по-прежнему используются классические габаритные лампы, устанавливаемые в задние фары.

Все дело в том, что габаритные огни очень нужны. Ведь они помогают автолюбителям видеть другие автомобили на дороге.

Можно ли установить светодиодные лампы в линзу ксеноновой фары?

Теоретически можно. Но придется покупать и ставить либо Китайский вариант, который вряд порадует вас качеством освещения дороги и долговечностью, либо вам предстоит разбирать фару и устанавливать другую блок-линзу. В последнем варианте качество освещения действительно будет лучше и возможно даже эффективнее ксеноновых источников света. Но опять же если вы купите качественные светодиодные лампы и блок-линзу под них, которая стоит немаленьких денег. 

Что касаемо законодательства, то в настоящий момент нет прямого запрета на использования в обычных фарах светодиодных ламп ближнего и дальнего света. Также не существует пока единых стандартов и ГОСТов, которые предписывали бы правила установки и использования на транспортных средствах светодиодных источников ближнего и дальнего освещения. 

В настоящий момент правила и стандарты только разрабатываются. Так что в ближайшем будущем, скорее всего, все произойдет точно также как ксеноновыми лампами. Вспомните, что творилось на Российских дорогах еще 10 лет назад, когда каждый второй автомобиль был оснащен не заводским ксеноном. Сегодня та же картина.

На дороге каждый день становится все больше автомобилей с незаводскими светодиодными лампами ближнего и дальнего света, когда как большинство владельцев автомобилей, оснащенных фарами с обычными отражателями, больше не используют ксеноновые источники освещения, опасаясь лишиться прав (правда многие уже поняли, что «колхозный» ксенон реально снижает безопасность на дороге). 

Так что использовать в отражателях или линзах под ксенон светодиодные лампы также опасно, как и «колхозный» ксенон, поскольку светодиодная лампа не будет освещать дорогу эффективно в отражателе или в линзе, предназначенную под ксеноновую лампу.

Помните, что под светодиоды также нужен специальный прожектор (блок-линза со специальным оборудованием, которое собирает свет от светодиодной лампы в пучок и направляет его в линзу-стекло).

Каждая линзованная фара включает в себя следующие основные компоненты:

Лампа: каждая фара нуждается в лампочке. Фары этого типа могут использовать галогенные, ксеноновые (HID) и светодиодные лампы в качестве источника света. Лампы в линзованных фарах могут быть намного ярче, чем лампы в фарах с отражателем.

Отражатель: как и в классическом типе фары, в линзах также есть компонент, называемый отражателем. Именно эту функцию он и несет. Разница лишь в том, что в нем используется отражатель в форме эллипса вместо параболического. Разница в форме приводит к тому, что свет, излучаемый лампой в линзах, фокусируется в узкой точке рядом с передней частью отражателя, где он встречает затвор, или, как его еще называют, корректирующий экран.

Экран: является одним из наиболее важных компонентов в системе данного типа, и это тот элемент, которого у классических корпусов отражателей попросту нет. Компонент прерывает световой луч снизу, что вызывает резкое его отключение, тем самым эффективно направляя пучок на дорогу, а не позволяет ему ослеплять других водителей транспортных средств. В некоторых автомобилях этот световой затвор можно поднимать и опускать для переключения между ближним и дальним светом.

Линза (объектив): это последний компонент, который вы обнаружите в передних фарах. Он предназначен для равномерного распределения уже сформированного пучка света, направленного эллиптическим отражателем и затвором. Некоторые линзы также имеют функцию, которая дополнительно смягчает границу между светом и неосвещенной частью дороги.

Диаграмма, показывающая работу линзованных фар:

Все фары, оборудованные линзами, обладают одинаковой базовой конструкцией, но могут использовать несколько разных типов ламп. Вот основные типы, с которыми автомобилисты чаще всего встречаются на дороге (краткое пояснение к каждому из типов):

Галогеновые: в первом поколении фар использовались галогенные лампы, такие же как в обычных осветительных приборах прошлого и настоящего. Эти фары обычно дают более равномерный луч света, чем фары с отражателями, – это плюс. Но при этом обладают более резкой границей между светом и темнотой – это плохо, даже несмотря на использование более старой технологии менее ярких галогенных ламп.

Ксеноновые: второй тип фар с линзами, который пришел несколько позже, – ксеноновые HID-лампы. Они доступны и достаточно распространены сегодня.

Они намного ярче, чем традиционные галогенные лампы, а служат дольше. При этом стоит помнить, что хоть ксенон лучше галогена, ставить HID-лампы в корпус линзы, предназначенный для галогена, – это плохая идея. Может не только быстро потускнеть отражатель, но и сотрудники ГИБДД вас за такие эксперименты не похвалят.

Светодиодные: новейший тип источников света в фарах. Они очень энергоэффективны и служат гораздо дольше, чем галогенные или ксеноновые лампы. Если они никогда не повреждались, светодиодные фары могут даже пережить автомобиль, в котором они установлены.

Halo, или «ангельские глазки»: вы видели эти светящиеся обрамления линз в фарах BMW и других производителей. Выглядит красиво. Отличительная черта, ставшая визитной карточкой именно линзованных фар. Несмотря на это, сами по себе ореолы не используют технологию линз, но тесно связаны именно с ними.

На самом деле эти кольца созданы с использованием около полудюжины различных технологий, таких как лампы с флуоресцентным освещением с холодным катодом (CCFL), светодиоды и даже лампы накаливания.

Основные типы осветительных приборов

Общая классификация включает в себя несколько основных категорий. Основные виды осветительных приборов таковы:

  1. В зависимости от назначения светильники бывают общего и местного освещения. Первый вариант предназначен для обеспечения равномерного света. Чаще всего это достаточно мощное оборудование, которое позволяет обеспечить нужный уровень освещенности. Второй тип применяется для отдельной части помещения или для освещения рабочего места. Сюда же можно отнести декоративную подсветку, используемую при оформлении фасадов или интерьеров в помещениях.
  2. По конструкции выделяют открытые и закрытые варианты с разной степенью защищенности от неблагоприятных воздействий. Как правило, самые простые виды используются в отапливаемых помещениях. Для улицы и неотапливаемых помещений подойдут более надежные модели. А для экстремальных условий использования изготавливаются особо прочные светильники.
  3. В зависимости от светораспределения выделяют три разновидности: прямого, рассеянного и отраженного света. Первый тип направляет световой поток на определенную площадь напрямую. Второй помещается в рассеивающий плафон и равномерно распределяет свет вокруг. Третий направляется на потолок или стены и освещает помещения за счет отраженных лучей.


Рассеянное освещение создает комфортную обстановку в помещении.

Задние габаритные огни

Задние габаритные огни, используемые на автомобилях в России, могут быть только красного цвета. Использование габариток другого цвета запрещено.

Как правило, задние габаритные огни устанавливаются в составе единого блока задних фар. На грузовых автомобилях и автобусах также согласно действующему законодательству и ПДД РФ должны быть установлены дополнительные габаритные огни, обозначающие размеры транспортного средства.

Как правило, во всех автомобилях задние габаритные огни включаются вместе с передними. Для этого либо используется отдельная кнопка, расположенная в салоне, либо габариты включаются автоматически после поворота ключа в зажигании (автоматическое включение габаритов используется во многих современных автомобилях).

Какая ответственность за установку ксеноновых ламп в фары с отражателями?

Как мы уже сказали установка ксеноновых источников света в автомобильные фары, оборудованные отражателями под галогеновые лампы, запрещено.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ, управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равносветовые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения влечет лишения водительских прав сроком от 6 месяцев до 1 года с конфискацией ксенонового оборудования и ламп. 

То есть, другими словами, если вы не законно установите на свою машину ксеноновые лампы в фары, которые не предназначены для данного вида источников света, то вас не оштрафуют, а сразу лишат водительского удостоверения, а после окончания срока лишения вам предстоит пересдать теоретический экзамен. 

Обязательный комплект световых приборов для автотранспортного средства

  • фары дальнего света
  • фары ближнего света
  • передние и задние габаритные огни
  • фонари заднего хода
  • указатели поворота
  • аварийный сигнал
  • сигнал торможения
  • фонарь освещения заднего номерного знака
  • задний противотуманный огонь
  • контурный огонь
  • задние све­тоотражающие устройства нетреугольной формы
  • передние светоот­ражающие устройства нетреугольной формы
  • боковое светоотражаю­щее устройство на автомобилях длиной более 6 м
  • боковые габаритные огни на транспортных средствах длиной более 6 м (за исключением грузовых автомобилей без кузова)

На прицепах запрещена установка фар дальнего и ближнего света, передней противотуманной фары, дневного ходового огня.

От HID («ксенон») к светодиодам

В лампах HID (High Intensity Discharge, газоразрядные высокой интенсивности, в просторечии «ксенон») вообще нет никаких волосков. Вместо них свет излучает высоковольтная дуга в атмосфере инертных газов. Для зажигания этих ламп требуется высокое напряжение и высокий стартовый ток (когда лампа уже заработала, она потребляет гораздо меньше энергии и выдает больше света, чем обычная галогеновая). Кроме того, электрическая дуга выдает более равномерный световой поток, который проще фокусировать.

Есть тут, правда, и один недостаток — на то, чтобы лампа зажглась, прогрелась и начала выдавать полную мощность, требуется несколько секунд. Поэтому в некоторых машинах лампы HID используют для ближнего света, а для дальнего оставляют обычные галогеновые. Альтернативный вариант — шторка с механическим приводом, тогда одна ксеноновая лампа может иметь распределение света под оба режима.

Тем не менее, будущее автомобильного света специалисты отдают полупроводниковым технологиям — светодиодам. Поскольку до сих пор не существует никаких стандартов на унифицированную светодиодную сборку, автопроизводителям приходится для каждой модели изготавливать оригинальную конструкцию, а это недешево. Но благодаря явным преимуществам (малый вес, стойкость к вибрациям, большие сроки эксплуатации, сверхнизкое потребление энергии) светодиоды, вероятно, вскоре вытеснят с рынка системы HID. 

Обязательный комплект световых приборов для автотранспортного средства

  • фары дальнего света
  • фары ближнего света
  • передние и задние габаритные огни
  • фонари заднего хода
  • указатели поворота
  • аварийный сигнал
  • сигнал торможения
  • фонарь освещения заднего номерного знака
  • задний противотуманный огонь
  • контурный огонь
  • задние све­тоотражающие устройства нетреугольной формы
  • передние светоот­ражающие устройства нетреугольной формы
  • боковое светоотражаю­щее устройство на автомобилях длиной более 6 м
  • боковые габаритные огни на транспортных средствах длиной более 6 м (за исключением грузовых автомобилей без кузова)

На прицепах запрещена установка фар дальнего и ближнего света, передней противотуманной фары, дневного ходового огня.

Классификация осветительных приборов

Оборудование можно делить на разные группы по нескольким критериям. Они различаются не только по конструктивным особенностям, но и по рабочим параметрам, а также степени защищенности.

Классификация по месту применения

Осветительные приборы применяются практически везде. Поэтому при изготовлении учитываются условия использования, всего выделяют три варианта применения:

  1. В помещениях. Самая распространенная группа, используется в жилом и промышленном секторе, а также в общественных зданиях. Есть много вариантов – от традиционных люстр и встроенных светильников до настольных ламп и различных типов подсветки. Уровень защиты от неблагоприятных условий бывает разным, так как нередко приборы ставят в помещениях с повышенной влажностью.
  2. На открытых пространствах. Тут требования намного выше, так как на оборудование воздействуют осадки, перепады температур и другие неблагоприятные факторы. В эту группу входят все устройства, которые устанавливаются на улице и в неотапливаемых помещениях.

  3. В экстремальных средах. Нередко приходится ставить светильники под водой, в шахтах, в условиях Крайнего Севера, в местах с опасностью попадания камней и т.д. Чаще всего светильники разрабатываются под конкретные условия.

Классификация по уровню защиты от окружающей среды

Степень защиты обозначается буквами IP и есть практически у всего оборудования

Поэтому при выборе надо обращать внимание на маркировку, есть несколько основных видов:

  1. IP20. Самый низкий класс, который защищает источник света только от попадания крупных элементов. Оборудование подходит для жилых и отапливаемых помещений, не выдерживает попадания воды и других неблагоприятных воздействий.
  2. IP44. Вариант с нормальной защитой от попадания влаги. Его можно использовать как для наружного освещения, так и в помещениях с повышенной влажностью. При этом попадание брызг воды также нежелательно.
  3. IP54-IP65. Варианты с отличной защитой от пыли и влаги, могут применяться практически в любых условиях. Выдерживают прямое попадание струи воды и не пропускают даже мелкую пыль внутрь корпуса.
  4. IP68. Подходят для сложных условий эксплуатации, могут устанавливаться даже под водой.


Варианты с самой высокой степенью защиты можно ставить даже под водой.

Классификация светильников для помещений по конструктивному исполнению

Это самая большая группа, в которой десятки разновидностей. Можно выделить несколько основных:

  1. Подвесные. Располагаются на некотором расстоянии от потолка и могут крепиться на жесткой ножке или гибком элементе (шнур, цепь и т.д.). Второй тип удобен тем, что можно регулировать высоту расположения. Люстры могут иметь разные размеры и форму.
  2. Встроенные. Подходят для пустотелых конструкций, чаще всего устанавливаются в натяжных и гипсокартонных потолках. Корпус располагается в нише, снаружи видна только наружная часть, чаще всего это рассеиватель или регулируемой плафон. Есть полунакладные варианты, они скрываются под потолком частично.

  3. Настенные светильники. Это могут быть классические бра или более современные варианты с возможность изменения направления света.
  4. Настольные и напольные светильники. Первый вид ставится на столешницу или крепится к ее торцу специальным зажимом. Второй – торшеры, ставится около дивана или кресла, чтобы обеспечить комфортные условия для чтения.
  5. Встроенные панельные элементы. Применяются в подвесных потолочных системах из плит. По размеру подходят под стандартные ячейки, поэтому просты в монтаже и выглядят аккуратно.
  6. Потолочные плафоны. Чаще всего имеют небольшой размер и равномерно распределяют свет вокруг за счет рассеивающего элемента. Современная разновидность – светодиодные панели.

По типу используемых ламп

В светильниках используется несколько основных разновидностей, чаще всего встречаются:

  1. Лампы накаливания. Недорогое решение, которые используется все реже из-за большого потребления энергии.
  2. Люминесцентные модели отличаются низким энергопотреблением и хорошими световыми характеристиками.
  3. Галогенные дают качественный свет, но потребляют много электричества.
  4. Светодиодные самые экономичные на сегодня. Обеспечивают ровный свет и служат в разы дольше аналогов.

Выбрать осветительный прибор несложно, если учитывать условия эксплуатации и нужный уровень освещенности. Для достижения лучшего эффекта в помещениях стоит комбинировать разные виды оборудования.

Есть ли ответственность за невключенные габаритные огни?

И да, и нет. Все дело в том, что отдельной ответственности за невключенные габаритные огни в российском законодательстве нет. Есть только общая статья 12.20 КоАП РФ, которая прописывает ответственность водителей за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки. Повторим, что согласно статье 12.20 КоАП РФ водителю грозит штраф в размере 500 рублей.

Соответственно, если водитель не включит габаритные огни при остановке и стоянке автомобиля в темное время суток на неосвещенной дороге, то он может быть привлечен сотрудниками ДПС к административной ответственности. Например, если вы остановились в темное время суток на обочине и не включили габаритные огни, вы можете быть привлечены к административной ответственности.

Параметры приборов освещения

Есть несколько параметров, которые влияют на выбор оборудования. Чтобы найти оптимальное решение, надо учитывать их:

  1. Энергоэффективность. Чаще всего этот показатель обозначается КПД, можно сравнить разные типы оборудования, чтобы выбрать самый экономичный.
  2. Освещенность показывает силу светового потока, которая приходится на квадратный метр. Этот показатель больше всего влияет на выбор светильника, так как от него напрямую зависит создание комфортных условий в жилом помещении или на рабочем месте. Измеряется в люксах.
  3. Цветовая температура. Может меняться в широких пределах, для простоты диапазон разделен на 3 сегмента – теплый, нейтральный и холодный свет. Конкретный вариант подбирается в зависимости от характера использования оборудования и места его установки.

    Цветовая температура – важный параметр осветительного оборудования.

  4. Индекс цветопередачи обозначается Ra и показывает, насколько точно передаются цвета в сравнении с естественным освещением. Может составлять от 0 до 100, чем показатель больше, тем естественнее воспринимаются оттенки.
  5. Коэффициент пульсации показывает изменение яркости источника света. Нередко пульсацию невозможно увидеть, но из-за нее глаза устают намного быстрее. Поэтому нормами ГОСТ указаны предельные значения для разных видов осветительного оборудования.
  6. Ослепленность. Показывает, насколько светильник оказывает ослепляющее действие на человеческое зрение. Используется для моделей с направленным светом, показатели строго нормированы, чтобы не создавать опасности для людей.

У каждого типа оборудования есть дополнительные параметры, которые имеют значение в определенных условиях.

Искусственное освещение

Искусственная подсветка, внутренняя или наружная, применяется преимущественно в темное время суток. Кроме того, ее используют в помещениях, не имеющих проемов для проникновения солнечного света. В качестве источников используются различные виды осветительных приборов — традиционные, хотя и устаревшие лампы накаливания, или более современные и эффективные люминесцентные или светодиодные конструкции. Существуют различные типы и режимы подсветки, предназначенные для решения определенных задач.

Общее освещение

Это основная группа осветительных приборов, обеспечивающая общий режим подсветки в помещении. Она используется чаще всего и обладает максимальной мощностью. При этом, общее равномерное освещение не акцентировано на отдельных участках комнаты, воздействуя на всю площадь одновременно. Действующие санитарные нормы определены именно для общего режима, что подчеркивает его лидирующее положение среди всех остальных видов.

Зональное и местное освещение

Местное или зональное освещение — это группы светильников, предназначенные для подсветки определенных участков. Это могут быть зоны отдыха, рабочие места, прочие элементы помещений. Мощность и состав подобных групп определяются назначением и размерами участков, но, как правило, значительными размерами они не отличаются. Нередко бывает достаточно единственного светильника, обеспечивающего достаточную подсветку, но встречаются и довольно крупные системы, обслуживающие зоны повышенной ответственности. Как правило, для оформления рабочих участков применяются направленные источники света, способные обеспечить концентрацию внимания на заданных точках. В зонах отдыха используются мягкие режимы, реализованные с применением бра или закрытых источников, направленных на стены.

Декоративное освещение

Этот вид используется в жилых помещениях относительно недавно. Его задача состоит в создании декоративного эффекта, украшении жилища. Яркость потока света отходит на второй план, основная цель — внешняя привлекательность оформления. Существует масса разновидностей декоративных светильников, отличающихся формой, мощностью, способом установки. Специфических требований или нормативов для декоративного освещения не существует, преследуется единственная цель — образовать оригинальный, впечатляющий режим подсветки. Разработано множество вариантов дизайна, основанных на использовании тех или иных светильников, сгруппированных по определенному принципу и замыслу.

Аварийное освещение

В отличие от декоративного, аварийное освещение преследует сугубо практические, функциональные задачи. Целью этого вида является обеспечение должного уровня яркости при возникновении нештатных ситуаций. Основным критерием выбора и организации аварийного режима служат санитарно-технические нормы освещенности, учитывающие особенности и специфику помещений. Как правило, аварийное освещение обеспечивает эвакуацию людей из мест возникновения пожаров, задымлений или иных чрезвычайных ситуаций. Осветительные приборы устанавливаются на пути следования, в тамбурах или на площадках, позволяя ориентироваться в помещении при возникновении сложных условий.

Наружное и охранное освещение

Наружное освещение предназначено для обеспечения достаточной видимости в темное время суток. Уровень и мощность подсветки утверждены нормативами СНиП и привязаны к количеству людей или автомобилей на данном участке улицы. Основные источники света — уличные фонари высокой мощности, способные покрывать большие площади.

Архитектурное, рекламное и витринное освещение

Эти виды и группы приборов предназначены для оформления поверхности зданий, привлечения внимания людей к информационным блокам наружной рекламы, или к витринам. Степень освещенности регулируется соответствующими СНиП или иными нормативными документами. Чаще всего параметры архитектурного и рекламного светового оформления окончательно утверждаются на местном уровне, с учетом специфики региона.

Важным требованием является отсутствие слепящего воздействия на водителей и пешеходов, исключающее возможность возникновения аварийных ситуаций. В задачу входит максимально скрытое размещение светильников, чтобы не отвлекать зрителей и концентрировать их взгляд только на полезной информации. С этой целью устанавливаются направленные приборы, линейные конструкции или светодиодные ленты.

Основные типы осветительных приборов.

Общепринято разделение на три класса:

  • Прожектор. Основная особенность — концентрация светового пучка в малых телесных углах. Освещаемые объекты находятся на значительном расстоянии, существенно превышающем линейный размер осветительного прибора. Говоря простым языком, этот класс приборов позволяет освещать отдельные удаленные объекты, показательный пример — автомобильные фары дальнего света.
  • Светильник. Характеризуется распространением светового потока внутри больших телесных углов. Используется для освещения площадей, поверхностей, предметов на расстояниях соизмеримых с размером прибора, например, привычная настольная лампа или потолочный плафон относятся к этим классам приборов.
  • Проектор. Отличительная черта — световой поток равномерно распределяется по строго ограниченной площади. Эффект достигается использованием сложной системы линз и зеркал. Проекторы используемые на презентациях, один из примеров этого класса осветительных приборов.

Типы осветительных приборов

От керосинки до лазеров

Автомобильная светотехника за свою историю прошла долгий эволюционный путь и продолжает совершенствоваться.

Изначально машины не имели вообще никаких фар, хотя, по правде сказать, сами машины на заре своего существования ещё были настолько несовершенны, что даже езда в дневное время была экстремальным занятием.

Первыми фонарями транспортных средств стали обычные керосиновые лампы, которые не освещали дорогу, а просто обозначали присутствие. Ближе к концу XIX века ситуация заметно улучшилась — система освещения автомобиля получила ацетиленовые фары, которые являются вполне эффективными приборами, но хлопот с ними водители хлебнули немало. Эра электрической светотехники стартовала в 10-х годах ХХ века.

По сути, в те годы это были обычные прожекторы, интенсивность света которых не регулировалась, но данную проблему инженеры решили довольно быстро.

Современная светотехника транспортных средств очень технологична. Производители машин активно используют галогеновые, ксеноновые, светодиодные и даже лазерные фары и фонари, управляемые интеллектуальной электроникой. Давайте рассмотрим устройство системы освещения автомобиля, распространённое в наши дни.

Дальний свет

Для освещения большего участка дороги (на расстоянии до 150 метров) предназначены фары дальнего света, в которых формируется яркий луч, имеющий большую силу. Такие фары условно разбиваются на два вида – заводские фары, которые идут вместе с авто, и дополнительные фары (имеют различные формы, размеры, мощность и характеристики света).

Заводские фары дальнего света имеют отражатель небольших размеров, поэтому говорить о высоком качестве света не приходится. Хотя для обычных ночных путешествий заводских фар вполне достаточно. Если же приходится часто передвигаться по скоростным магистралям в темное время суток, необходимо устанавливать дополнительные фары, имеющие узкий луч света. При этом вся светосила должна быть направлена на достижение максимальной дальности. Такие осветители часто называют прожекторами. Они способны эффективно освещать дорогу до 1000 метров перед авто.

Не стоит забывать, что дальний свет должен заблаговременно переключаться на ближний (где-то за 150-200 метров до встречного автомобиля). В противном случае можно ослепить участника движения. С дальним светом нельзя ехать и позади другого авто, ведь ослепление может произойти через стекло заднего вида.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: