Проверка состояния поршней и клапанов без разборки двигателя

Зачем нужны поршневые кольца

Поршни являются ключевыми элементами в двигателях внутреннего сгорания. Чтобы они могли работать в нормальном режиме, чрезмерно не перегреваясь и не затираясь, их необходимо держать в смазанном состоянии. При этом масло не должно попадать в камеру сгорания, иначе возникнет нагар, который приведет к ухудшению работы двигателя.

Поршневые кольца являются незамкнутыми. Они надеваются на поршень и бывают двух видов – компрессионные и маслосъемные. На современных поршнях чаще всего распределение колец идет следующим образом: 2 компрессионных и 1 маслосъемное.

Задачей компрессионных колец является создание давления в камере сгорания. Между поршнями и цилиндрами имеется небольшой зазор, из-за которого нет возможности создать в камере сгорания нужное давление. Если бы не было колец, через зазор газы из камеры сгорания уходили бы в картер. Кольца выполняются незамкнутыми, чтобы они могли сжиматься и разжиматься в определенных заранее конструкторами пределах, поддерживая необходимое давление.

При этом само наличие компрессионных колец не позволяет полностью избавиться от проблемы с проникновением отработавших газов в картер. Чтобы этого избежать, конструкторы используют ряд других ухищрений, как минимум, разрывы незамкнутых компрессионных колец располагают таким образом, чтобы они находились на 180 градусов относительно друг друга.

Взаимодействие деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108

Очень важно предварительно просмотреть требования к показателям работы двигателя. Значения его зазоров и прочих показателей взаимодействия деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108

На холодном двигателе устанавливаются значения конкретных зазоров, между толкателем и распределительным валом. Составляет показатель 0,20 миллиметров (допускается значение отклонения 0,05 миллиметров в разные стороны), что актуально для впускных клапанов. Для выпускных клапанов значение зазора устанавливается в пределах 0,35 миллиметра с тем же допуском. Здесь нужны конкретные комплекта щупов, которые могут померить зазоры в пределах 0,30-0,40 миллиметров.

В том случае, если в отверстие проходит максимальный щуп, значит, потребуется подобрать соответствующую шайбу несколько толще по размеру, после чего заменить ее.

В том же случае когда значение зазора будет меньше, клапан может запросто закрываться на предварительно прогретом двигателе. На деле это весьма опасно, ведь подобное значение может привести к тому, что клапан и седла прогорают. Следовательно, наблюдается резкая потеря давления, возникновение компрессии и падению уровня мощности.

В конечном счете, это обязательно приводит к тому, что необходимо будет выполнять полный ремонт ГБЦ, который будет слишком высокий по стоимости. Диагностировать это можно без проблем. Ведь в том случае, когда зазор будет увеличенным, отмечается соответствующий стук в двигателе.

Как говорят многочисленные мастера, это указывает на то, что имеется ситуация, с повышенным износом распределительного вала. На него оказываются лишние ударные нагрузки. Это уже само по себе не является приятным моментом

Именно в данном случае важно своевременно выполнить процесс регулировки зазоров в строго определенное время

Особенно актуальным будет такое решение в том случае, когда транспортное средство ездит на газу, тем самым устанавливается повышенный износ шайб. Следовательно, величина зазора будет постоянно меняться.

Регулировка клапанов своими руками на ваз 2109



Устройство двигателя на автомобилях ВАЗ 2109-2108 таково, что приходится иногда, хоть и не часто, регулировать зазоры клапанов. Конечно, эта процедура немного отличается от моделей ВАЗ «классика», так как в данном случае необходимо подбирать по толщине регулировочные шайбы. Именно из-за этого эта операция немного более трудоемкая. Также, для выполнения данного типа обслуживания, понадобится специальное приспособление, так называемая рейка. Более полный перечень необходимых инструментов приведен ниже:

  • приспособление для регулировки
  • трещотка и головка на 10
  • длинногубцы или пинцет
  • отвертка крестовая
  • набор щупов плоских

  • регулировочные шайбы

Прежде чем приступать к выполнению этой процедуры, необходимо выполнить следующие подготовительные работы:

Стоит также иметь ввиду, что описанные регулировочные работы обязательно должны проводиться при температуре двигателя не более 20-25 градусов, то есть на полностью холодном (в летнее время).

В приведенном ниже видео показан весь процесс наиболее наглядно. Записывал я все это буквально несколько дней назад, и старался делать все доступно и понятно каждому. Обзор был сделан на примере 8-клапанной инжекторной десятке, но разницы между 2109 нет никакой, даже если это карбюраторная модель (отличия только в снятии клапанной крышки).

А для тех владельцев, кто привык к текстовой информации, ниже все описано именно таким образом с пояснением в картинках по принципу многих официальных инструкций по ремонту и эксплуатации.

Итак, когда крышка снята и метки ГРМ выставлены, то в этот момент можно измерять тепловые зазоры между толкателем и клапанами: 1, 2, 3, 5. Убедитесь, что на всех клапанах кулачки распредвала смотрят вверх. Зазор на впускных клапанах считается номинальным при величине 0,20 (+-0,05) мм, а на выпускных 0,35 (+-0,05) мм. Если смотреть на двигатель со стороны передней части автомобиля, то клапана располагаются так: выпуск-впуск-впуск-выпуск, и так далее.

Если зазор отличается от оптимального значения, необходимо подобрать нужную по величине шайбу. То есть, проще говоря, если шайба была с размером 3, 45 мм, а зазор для впускного клапана составил 0,30 мм, то новая шайба должна быть толще на 0,10 мм, то есть получается = 3,55 мм. Думаю, что смысл ясен!

Теперь более подробно о том, как извлечь регулировочную шайбу из толкателя. Для этого устанавливаем специальную рейку на шпильки крепления клапанной крышки и фиксируем ее гайками. Наглядно это показано  на фото ниже:

Теперь рычагов прижимаем клапан вниз и подставляем упор, который идет с рейкой в комплекте, чтобы зафиксировать толкатель в прижатом состоянии:

После чего можно пинцетом или длинногубцами вынимать регулировочную шайбу:

Смотрим на ее толщину:

И подбираем необходимую по толщине по той методике, которая описана выше в статье. После того, как все 4 клапана отрегулированы, то можно приступать к остальным четырем. Для этого необходимо провернуть коленчатый вал ВАЗ 2109-2108 на один полный оборот. Это можно посмотреть по метке на маховике через отверстие в картере КПП. Проворачивать коленвал удобно следующим образом:

  • вывешиваем переднее колесо
  • ставим рычаг КПП на четвертую передачу
  • и рукой (можно даже ногой) прокручиваем колесо, смотря при этом на метку на маховике

Когда коленчатый вал сделал один оборот, то можно приступать к регулировке 4, 6, 7 и 8 клапана. Все делаем по аналогии. По окончании устанавливаем все снятые детали на место, и заводим двигатель. Обязательно ждем, пока он прогреется, и слушаем, нет ли посторонних стуков. Если все в норме, машина хорошо заводится, нет проблем в работе мотора, стуков не обнаружено, значит работа выполнена успешно!

Остались какие-то вопросы, задавайте, попробуем решить вместе!

Рекомендуем почитать:

Устранение неисправностей распределителя

При обнаружении наружных утечек по разъему верхней и нижней крышек, по сферам рычагов управления, по штуцерам, при давлении срабатывания предохранительного клапана ниже 140 кгс/см2 или выше 160 кгс/см2, механизма автоматики возврата золотника ниже 120 кгс/см2 или выше 135 кгс/см2, а также при увеличении внутренних утечек до 5 л/мин проведите ремонт распределителя с заменой деталей, не пригодных к дальнейшей эксплуатации.Разборка. Выверните болты и снимите пластины 21 и 22 (рис. 1). Разберите механизм рычагов 19.

Рис. 1. Разборка распределителя1 – корпус распределителя; 2 – верхняя крышка; 3 – колпачок; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – гайка; 6 – регулировочный винт; 7 – пружина предохранительного клапана; 8 – направляющая предохранительного клапана; 9 – предохранительный клапан; 10 – гнездо предохранительного клапана; 11 – уплотнительная шайба; 12 – гнездо клапана; 13 – перепускной клапан; 14 – направляющая клапана; 15 – кольцо; 16 – упор; 17 – нижнее кольцо; 18 – верхнее кольцо; 19 – рычаг; 20 – гофрированный пыльник; 21 – пластина пыльника; 22 – пластина колец; 23 – нижняя прокладка; 24 – нижняя крышка; 25 – пробка золотника; 26 – пружина фиксатора; 27 – втулка фиксатора; 28 – фиксатор; 29 – бустер; 30 – гильза золотника; 31 – прокладка; 32 – фильтр

Выверните болты и снимите упор 16 и кольцо 15.
Легкими ударами молотка через оправку, пропущенную в отверстие в нижней крышке, выпрессуйте перепускной клапан в сборе.
Разберите его. Выпрессуйте гнездо 12 перепускного клапана (если гнездо необходимо заменить).
Разберите узел предохранительного клапана.
Снимите пломбу, отверните колпачок 3 и снимите уплотнительное кольцо 4. Ослабьте гайку 5 и выверните регулировочный винт 6 с гайкой. Выньте пружину 7, направляющую 8 и клапан 9. Вывертывать гнездо 10 следует только при необходимости его замены.
Отверните гайки и снимите нижнюю крышку 24 и прокладку 23. Выверните пробку 25 золотника и выньте пружину 26, втулку 27, фиксаторы 28 и бустер 29. Выверните из золотника гильзу 30 и снимите прокладку 31 и фильтр 32 (если гильзу необходимо заменить).Проверка и сборка. Проверьте, нет ли выкрашивания, следов износа на шарике предохранительного клапана, рабочих кромках перепускного клапана, гнездах перепускного и предохранительного клапанов (кромки гнезд клапанов должны быть острыми). Гнезда перепускного и предохранительного клапанов с изношенной уплотняющей поверхностью замените. Замените шариковый предохранительный клапан, если он имеет на поверхности раковины, вмятины или следы износа. Замените перепускной клапан с изношенной уплотняющей поверхностью. Замените уплотнительные детали новыми.
Соберите распределитель в последовательности, обратной разборке, при этом помните, что прецизионные детали нельзя раскомплектовывать.Испытание и регулировка. Установите распределитель на стенд КИ-4200. При испытании используйте любое минеральное масло, имеющее при температуре 50°С вязкость 60-70 сСт. Температура масла при испытании 50±5°С.
Проверьте перемещения золотников и их фиксацию. Золотники распределителя должны перемещаться в корпусе легко, без заеданий, в позициях «подъем» и «плавающее» надежно удерживаться фиксатором.
Проверьте утечки масла через зазоры между золотником и корпусом распределителя, для чего установите проверяемый золотник в «нейтральное» положение и доведите давление масла до 70 кгс/см2 в верхней кольцевой полости распределителя. Утечки масла более 10 см3/мин не допускаются.
Проверьте давление в нагнетательной полости, ограничиваемое предохранительным клапаном; оно должно быть 145-160 кгс/см2.
Проверьте давление автоматического возврата золотника; оно должно быть в пределах 125-135 кгс/см2.
Проверьте утечки масла через перепускной и предохранительный клапаны при давлении 80 кгс/см2. Утечки более 5 л/мин не допускаются.

Приспособление для регулировки зазоров клапанов

Более эффективный и действенный способ настройки клапанных механизмов силового агрегата является их регулировка при помощи приспособления, которое представляет собой специальную рейку с закрепленным на ней индикатором. Такая настройка получается гораздо точнее ручной, поскольку при использовании прибора им определяются и учитываются все дефекты на поверхности регулируемых деталей.

Для механической регулировки помимо демонтажа крышки ГБЦ, дополнительно придется снять привод акселератора, защитный щиток на распределителе зажигания, шланг отвода газов из картера, а для карбюраторных авто – «кастрюлю» карбюратора.

Используя специальный ключ, необходимо прокрутить коленвал до совмещения рисок на звездочке распредвала (об этом описано выше). Дабы облегчить этот процесс можно использовать яркий маркер, которым наносить пометки через каждые 90 градусов на звездочку распределительного вала. После чего рейку прибора устанавливаем на проверяемый клапан и фиксируем в неподвижном состоянии. Надеваем на нее индикатор и ставим ее лапку на край регулируемого клапана. Для корректного выполнения этой процедуры понадобится специальный захват, которым необходимо зажать кулачок и потянуть его наверх (подойдет и простой гаечный ключ). В результате, показания индикатора должны отклоняться на 52 деления. В случае, когда они несколько занижены или завышены, требуется регулировка клапана. А далее все предельно просто:

  • при помощи гаечного ключа на 17 попускается контргайка на регулировочном винте;
  • осуществляется регулировка зазора ключом на 13, при этом все показания четко отражаются на шкале индикатора;
  • выполняется проверка регулировки и затягивается контргайка;
  • в завершении этапа вновь необходимо проверить правильность настройки механизма клапанов.

Как видно, такая регулировка намного точнее и проще. Но не стоит забывать и о том, что высококвалифицированный специалист выполнит ее на высоком уровне и при помощи стандартного набора щупов. В завершении стоит подчеркнуть, что на большинстве комплектов щупов представлена регулировочная схема, которая содержит данные об углах поворотов распределительного и коленчатого валов с указанием номеров цилиндров и клапанов.

Некорректно работает обратный клапан. Что делать?

В случае выявления некорректной работы клапана необходимо:

  • Установить причину неправильной работы клапана;
  • Проверить все элементы конструкции для выявления причины, поскольку все онивзаимосвязаны между собой;
  • Если причину поломки определить не удалось, то необходимо заменить непригодный обратный клапан на новый.Стоимость обратного клапана не высока и позволяет в любой момент заменить его на новый.

Для приобретения нового клапан необходимо знать модель старого обратного клапана. Или хотя бы надо узнать максимальное давление транспортируемой рабочей среды. Это просто узнать. Оно указано в сопроводительной документации и маркируется на корпусе самого клапана. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: