Безразборная проверка исправности клапанного механизма

Регулировка клапанов 2109 их замена и настройка зазоров

Регулировка клапанов ВАЗ 2109, ее технология и особенности, интересна, естественно, только владельцам этой модели ВАЗ. Тем не менее, принцип работы универсален и знакомство с ним не помешает никому.

Как проводится регулировка клапанов 2109?

Видео советы по регулировке клапанов на ВАЗ 2109

В двигателях внутреннего сгорания, которые устанавливаются в легковых и иных автомобилях, достаточно большое количество деталей изготавливают с таким расчётом, что температурное расширение металла никоим образом не влияет на их работоспособность. В первую очередь это касается тепловых зазоров между стержнями клапанов ГРМ и элементами, оказывающими на них давление. Кому из опытных автолюбителей не известна процедура выставления тепловых зазоров клапанов?

Регулировка клапанов также неизбежна, ведь благодаря этой процедуре можно добиться экономии топлива, получения от мотора максимальной мощности и просто комфортной езды. Всем известно, что при увеличенном зазоре от мотора исходит характерный раздражающий звон.

Регулировка клапанов 2109 необходима для того, чтобы между торцом клапана и кулачком  обязательно присутствовал тепловой зазор — 0,2 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного. Погрешность при регулировании не должна быть больше 0,05 мм. Если зазор слишком велик, то клапан открывается не полностью, ввиду чего топливная смесь попадает в цилиндр не вся, а отработанные газы выводятся плохо. Зазор отсутствует, значит, клапан не закрывает окно.

Что необходимо знать, если предстоит регулировка клапанов ВАЗ 2109?

Регулировка клапанов — видео

Конструкция газораспределительного механизма в автомобилях девятой серии значительно упрощена в сравнении с «классическими» жигулёвскими моторами. Кулачки распределительного вала оказывают давление непосредственно на торец клапана через регулировочную пластину. Каких-либо коромысел или других передаточных элементов здесь нет. В продаже имеются комплекты шайб различной толщины. Регулирование теплового зазора сводится к тому, что следует выбрать шайбу необходимой толщины.

Размер зазора определяется с помощью специальных калиброванных щупов, которые также имеются в свободной продаже. Кроме этого придётся приобрести специальное приспособление для утапливания толкателей клапанов, ведь без него снять или поставить шайбу невозможно. Такое приобретение не будет лишним, ведь регулирование производится после того, как проведена замена клапанов ВАЗ 2109 и после пробега 25 — 30 тыс. км.

На стадии подготовки к регулировке также необходимо сделать несколько операций:

  • Приготовить комплект ключей и домкрат;
  • снять крышку , а также воздушный фильтр карбюратора;
  • установить на головку приспособление для утапливания толкателей.

Особенности  технологического процесса регулировки

Для начала следует определить, какие из клапанов впускные, а какие выпускные, ведь величина зазора у них разная. То есть,  нам нужно знать элементарную . Считая от привода распредвала, выпускные клапаны находятся по счёту: 1-4-5-8, а впускные: 2-3-6-7.

Регулировать зазор можно лишь в том случае, когда кулачок распредвала находится в верхней части, и клапан полностью закрыт. Добиться этого можно, проворачивая, распределительный вал.

Для начала необходимо совместить метки на звёздочке и крышке привода. Поршень в первом цилиндре окажется в верхней мёртвой точке, от которой необходимо будет проворачивать вал на 45 градусов (+2-3 зуба). Порядок регулировки лучше заранее выписать на лист бумаги.

Сама по себе регулировка происходит следующим образом. Между шайбой и распределительным валом вставляется щуп соответствующего размера (щуп должен входить с небольшим сопротивлением). Если он входит без затруднений или, наоборот, не входит в зазор, необходимо заменить шайбу. Утапливаем толкатель и вставляем фиксатор, так, чтобы он не препятствовал извлечению шайбы. Шайба извлекается из толкателя и вместо неё устанавливается другая (более толстая или менее тонкая). Толщина шайбы прописана на одной из сторон.

Опытные водители могут с первого раза определить, какую необходимо устанавливать шайбу, но этот навык приходит только с практикой. Все остальные автолюбители обречены вставлять и извлекать шайбы разного размера до момента, пока не будет выставлен необходимый зазор.

Процесс проверки

Первоначально обращаем внимание на то, насколько герметичны клапаны и их сёдла на ГБЦ — головке блока цилиндров. Для того чтобы это сделать, потребуется её снять

Заодно стоит прочистить ГБЦ, подшипники и прочие детали от грязи, копоти и нагара. В этом случае пригодится хорошая металлическая щётка.

Все нуждается в очистке

Головка блока цилиндров, подшипники и прочие детали должны быть без каких-либо трещин. Целостность в данном случае – один ключевых факторов герметичности. Также не должно быть никаких следов наволакивания металла и задиров на корпусе подшипников, стенках отверстий для гидротолкателей, опорах распределительного вала и т.д.

Обратите внимание на то, как сидят направляющие клапаны – не должно быть никакого болтания и смещения в теле ГБЦ. Погнутые клапана

Погнутые клапана

Если первичный осмотр позволил удостовериться, что всё в порядке, можно переходить к следующей стадии проверки, которая позволит выявить возможные проблемы и неисправности.

Способы проверки

Для выяснения причины выполняется диагностика системы впуска. Даже при обычном осмотре можно выявить дефекты, если знать самые слабые места своего автомобиля. Визуально возможно определить неисправность, если чувствуется запах антифриза, на моторе и под машиной образуются подтеки, в масле появляется охлаждающая жидкость. Но некоторые типы поломок невозможно выявить при простом осмотре. Тут потребуется специальное оборудование и определенные навыки.

Диагностировать впускной режим можно с помощью дымогенератора. Устройство подключают к испытуемому комплексу. Струя дыма под давлением впускается в тракт, просачиваясь в области разгерметизации. Таким образом, проверка впуска на герметичность дымом, поможет выявить даже малейшие места утечки.

Для определения отклонений в работе впускного тракта применяют специальные приборы-измерители. Однако специалисты не всегда согласны с точностью показания этих устройств, поэтому автомеханики предлагают применять комплексную оценку сложившейся ситуации.

Опытные водители определяют разгерметизацию участков на слух. Для этого на предполагаемые зоны утечки распыляют бензин. Если жидкость попадает на поврежденную область, она подсасывается вместо воздуха, издавая характерный звук. Место подсоса и определяется этим шипением. Опытные водители отмечают, что именно этот способ является самым точным и надежным.

Определение прогара клапана без снятия головки блока

Первым делом необходимо определить неработающий цилиндр. Способы проверки во многом напоминают диагностику неисправных свечей зажигания. Для проверки следует завести двигатель, после чего при работающем моторе на холостых оборотах потребуется по одному снимать колпаки со свечей зажигания.

Затем нужно выкрутить свечу зажигания на неработающем цилиндре и заменить ее на заведомо исправную, а также проверить высоковольтный бронепровод данного цилиндра на работоспособность. Также не лишней будет проверка катушки зажигания и т.д. Последующий запуск двигателя покажет, кроется ли проблема в элементах системы зажигания автомобиля или необходима дальнейшая диагностика.

Если характер работы мотора после установки рабочей свечи, замены высоковольтного провода и проверки других компонентов системы зажигания не изменится (двигатель продолжает троить), тогда высока вероятность более серьезных поломок:

  • прогар клапана ГРМ;
  • неисправности ЦПГ;

Прогар клапанов означает, что в цилиндре снижается компрессия по причине нарушения герметичности камеры сгорания (неплотности во время прилегания впускного или выпускного клапана, разрушение тарелки и/или седла клапана). Износ цилиндро-поршневой группы и поломка поршня также приводят к тому, что в проблемном цилиндре окажется низкая компрессия. Также цилиндр может не работать по причине залегания или поломки поршневых колец.

Низкая компрессия явно свидетельствует о неисправности, при этом следует учитывать один нюанс. Установить прогара клапана и исключить неполадки ЦПГ только по показателю компрессии не получится. Дело в том, что компрессия в двигателе может снижаться как в результате прогоревшего клапана, так и по причине поломки поршневых колец, а также ряда других дефектов. По этой причине параллельно замеру компрессии следует провести дополнительную диагностику двигателя.

  1. Простейшим способом определения прогара клапана после того, как вы измерили компрессию в цилиндрах, является заливка нескольких «кубиков» моторного масла через свечной колодец. Затем компрессию нужно измерить повторно. Поднятие компрессии в цилиндре после заливки масла укажет на то, что образовалась масляная пленка, играющая роль «уплотнителя». Такое явление характерно в случае износа поршневой. Если показатель компрессии не изменился, значит, имеет место прогар клапана, так как масло в цилиндре в этом случае никак не повлияет на компрессию.
  2. Также для определения прогара клапанов следует осмотреть свечу зажигания на проблемном цилиндре. Явный признак прогара клапана является тем, что свеча зажигания окажется полностью сухой, то есть не имеет характерного масляного налета. Также из сапуна двигателя может выходить дым или воздух. Интенсивность появления дыма напрямую зависит от степени износа ЦПГ.

Что касается поломок, которые связаны с поршневой, свеча в таком случае покрыта маслом, из сапуна можно наблюдать появление сизого дыма. Отметим, что масло на свече является косвенным признаком. Даже если свеча зажигания сухая или покрыта небольшим нагаром, но из сапуна идет дым, тогда указанный признак свидетельствует о проблемах с поршнем или поршневыми кольцами. На новых моторах с небольшим пробегом высока вероятность того, что поршневые кольца залегли.

Добавим, что появление моторного масла, которое выходит через сапун, также указывает на неисправность перегородок между поршневыми кольцами. С учетом вышесказанного можно точно определить, почему снизилась компрессия в двигателе, выявить проблемы с цилиндро-поршневой группой или определить прогар клапанов ГРМ.

Тепловой зазор – что это такое?

В идеале кулачек распределительного вала и толкатель должны быть максимально прижаты друг к другу, чтобы поверхности идеально контактировали

НО все мы знаем, что двигатель состоит из металла (алюминий чугун не важно), также из других металлов состоят и клапана, толкатели и распредвалы. При нагревании металлы имеют обыкновение расширяться (удлиняться)

И уже зазор, который был идеален на холодном двигателе, становится неправильным на горячем! Простыми словами клапана становятся зажатыми (это плохо, про это поговорим ниже).

Если тепловой зазор между кулачком распределительного вала и толкателем клапана уменьшается или увеличивается – то это ОЧЕНЬ плохо для работоспособности двигателя и самого механизма ГРМ в целом. Сейчас у каждого производителя существует специальный регламент регулировки этого «теплового зазора» (это и называется «регулировкой клапанов») – обычно он колеблется от 60 до 100 000 км, все зависит от материалов, которые применяются в конструкции. Как я писал выше — регулировка осуществляется путем подбора либо «цельных» толкателей, либо замены «шайб» в верней части.

Что необходимо для притирки

Регулировка клапанов на ВАЗ 2107 своими руками

Процесс притирки выполняется при демонтированной головке блока цилиндров. Поэтому кроме инструментов для притирки клапанов автовладельцу также понадобится инструмент для демонтажа ГБЦ. Как правило, это обычные слесарные ключи, отвертки, ветошь. Однако также желательно иметь и динамометрический ключ, который понадобится на этапе обратного монтажа головки на место. Необходимость в нем возникает, поскольку крепежные болты, держащие головку на ее посадочном месте, должны быть закручены с определенным моментом, который как раз и можно обеспечить лишь при помощи динамометрического ключа. В зависимости от того, какой будет выбран способ притирки клапанов — ручной или механизированный (о них немного позже), отличается и набор инструментов для работы.

Непосредственно для выполнения притирки клапанов автовладельцу понадобится:

  • Ручной держатель клапана. В автомагазинах или автомастерских имеются в продаже уже готовые такие изделия. Если вы по каким-либо причинам не хотите или не можете купить подобный держатель, то его можно изготовить самостоятельно. Как его сделать, рассказано в следующем разделе. Ручной держатель клапана используется при ручной притирке клапанов.
  • Паста для притирки клапанов. В большинстве случаев автовладельцы покупают уже готовые составы, поскольку в настоящее время этих средств в автомагазинов достаточно много, в том числе по разным ценам. В крайнем случае можно сделать подобный состав и самостоятельно из абразивной стружки.
  • Дрель или шуруповерт с возможностью реверса (для выполнения механизированной притирки). Как правило, притирка выполняется в обе стороны вращения, поэтому дрель (шуруповерт) должна вращаться как в одну, так и в другую стороны. Также можно воспользоваться ручной дрелью, которая сама по себе может вращаться в одном и другом направлении.
  • Шланг и пружинка. Эти устройства необходимы для выполнения механизированной притирки. Пружинка должна иметь невысокую жесткость, и диаметр на два-три миллиметра больше диаметра стержня клапана. Аналогично и шланг, чтобы его можно было впритык надеть на стержень. Также для его закрепления можно воспользоваться маленьким хомутом. Еще необходим какой-нибудь недлинный металлический стержень по диаметру аналогичный стержню поршня, чтобы он также впритирку подходил для резинового шланга.
  • Керосин. Его используют в качестве очистителя и впоследствии для проверки качества выполненной притирки.
  • «Шарошка». Это специальное приспособление, предназначенное для снятия поврежденного металла в посадочном гнезде клапана. Такие приспособления продаются в готовом виде в автомагазинах. В настоящее время в автомагазинах можно найти эту деталь практически для любого двигателя (тем более для распространенных автомобилей).
  • Ветошь. Впоследствии с ее помощью нужно будет вытереть насухо обработанные поверхности (заодно и руки).
  • Растворитель. Нужен для очистки рабочих поверхностей.
  • Скотч. Является нужной составляющей при выполнении одного из методов механизированной очистки.

Приспособление для притирки клапанов

Если у автовладельца нет возможности/желания покупать заводское приспособление для притирки клапанов своими руками (вручную), аналогичное устройство можно сделать самостоятельно с помощью подручных средств. Для этого понадобится:

  • Металлическая трубка с полостью внутри. Ее длина должна составлять около 10…20 см, а диаметр внутреннего отверстия трубки должен быть на 2…3 мм больше, чем диаметр стержня клапана двигателя.
  • Электродрель (или шуруповерт) и сверло по металлу диаметром 8,5 мм.
  • Контактная или газовая сварка.
  • Гайка и болт диаметром 8 мм.

Алгоритм изготовления устройства для притирки клапанов будет следующим:

  • С помощью дрели на расстоянии около 7…10 мм от одного из краев необходимо просверлить дырку указанного выше диаметра.
  • С помощью сварки необходимо приварить гайку ровно над просверленным отверстием. При этом работать нужно аккуратно, чтобы не повредить резьбу на гайке.
  • Вкрутить болт в гайку так, чтобы его край достал внутренней поверхности противоположной от отверстия стенки трубки.
  • В качестве рукоятки для трубки можно либо загнуть противоположный кусок трубы под прямым углом, либо же доварить еще один кусок трубы или любой другой металлической детали, похожей по форме (прямой).
  • Выкрутить болт обратно, а в трубку вставить стержень клапана, и с помощью болта зажать его крепко с помощью гаечного ключа.

ГБЦ: виды поломок, причины их возникновения, способы устранения

советы водителю и не водителю » Правильно эксплуатируем автомобиль ГБЦ: виды поломок, причины их возникновения, способы устранения


Головка блока цилиндров – это важная деталь двигателя любого автомобиля, потому как именно от нее зависит эффективность сгорания топлива в цилиндрах, соответственно, мощность и качество работы мотора. Но, как любой другой узел ГБЦ со временем изнашивается, требуя незамедлительного ремонта. Его сегодня осуществляет множество специализированных компаний, остается только подобрать ту, которая восстанавливает головки блока цилиндров необходимых моделей транспортных средств. Мы рекомендуем ознакомиться с содержанием страницы https://importpart.com.ua/index.php?p=1316. Это сайт компании, специализирующейся на поставке комплектующих для автомобилей и спецтехники, а также на выполнении ремонтных работ. Тут вы сможете найти много полезной информации.

Основные неисправности ГБЦ и методы их устранения

Если вы обладаете специальными навыками в выполнении ремонта двигателей, в частности, ГБЦ, можете справиться с работой самостоятельно, следует внимательно рассмотреть все возможные причины неисправной работы узла и способы их устранения:

  1. Появление дефектов привалочной плоскости ГБЦ. Причинами их возникновения могут стать: продолжительная работа мотора; перегрев двигателя; использование некачественной охлаждающей жидкости. Для устранения неисправности потребуется выполнить механическую обработку плоскости. При этом, нужно провести диагностику системы охлаждения, если будет необходимость – заменить техническую жидкость;
  2. Наличие трещин на ГБЦ или отдельных ее элементах. Из основных причин выделяют интенсивную эксплуатацию мотора и его перегрев, а также ошибки в порядке затяжки креплений, допущенные при монтаже узла. Если трещины мелкие и производитель допускает их наличие, можно продолжить эксплуатацию комплектующей. Но, во всех остальных ситуациях придется выполнить замену поврежденного узла;
  3. Износ направляющих втулок клапанов. К его причинам относят значительный пробег двигателя, использование некачественного либо загрязненного моторного масла, а также наличие примесей горючего в масле, что способствует разжижению последнего. В процессе устранения проблемы понадобится заменить втулки, а также проверить работоспособность системы охлаждения и состояние моторного масла. При необходимости масло нужно заменить;
  4. Износ седел клапанов. Тут причиной может стать заправка автомобиля некачественным горючим, существенный пробег мотора, ошибки при установке опережения зажигания. Чтобы справиться с проблемой нужно выполнить правку или замену седел. Обязательно проверить системы зажигания и питания, при необходимости выполнить восстановительные работы;
  5. Разрушение резьбы, располагающейся в отверстиях ГБЦ. Причин всего несколько. Это может быть неверная затяжка болтов или свечей, систематический перегрев мотора. Чтобы устранить неисправность, нужно высверлить старую резьбу, выполнить монтаж футорок. Спасет положение нарезание новой резьбы. Она будет отличаться увеличенным размером.

Следует помнить, что любые неисправности ГБЦ приведут к нарушению работы двигателя, спровоцируют дополнительные поломки. Поэтому, если вы сомневаетесь в том, что сможете выполнить качественный ремонт самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Мастера гарантируют оперативное и результативное восстановление узла, с легкостью проведут его замену при наличии такой необходимости. Ольга Москаленко www.autoorsha.com

Категория: Правильно эксплуатируем автомобиль
Просмотров: 17712 Дата публикации: 10.03.16

Читаем далее наш автожурнал:

— Как подготовить автомобиль к путешествию — Установка потолочного монитора в авто: выбор техники, монтаж — Где купить запчасти на BMW — Очистители колесных дисков: как пользоваться и как выбирать — Неисправности муфты сцепления — Автовыкуп: что нужно знать про услугу — Отделочных материалов в современном швейном мире — Какой компрессор выбрать для СТО — Для чего нужна диагностическая карта водителю и где ее получить — Аэродинамические обвесы и особенности их выбора — Финские Шины Nokian для российских дорог — Рекомендации по выбору правильного моторного масла для BMW — ЖД перевозки — палочка-выручалочка для автосалонов — Мультиметр для авто: применение, особенности выбора — Распространенные поломки автомобилей марки KIA — Виды автомобильных сигнализаций: что нужно знать о системах — Mitsubishi ASX — Что представляют собой стельки и их разновидности

Проверка — герметичность — клапан

Проверка герметичности клапана осуществляется следующим образом. Седло 2 клапана кладут на резиновую прокладку 3 над отверстием в крышке ящика, затем шарик 1 кладут в седло клапана и включают лампочку. Световой луч заметен наблюдающему при малейшей плотности пригонки шарика к седлу. Во время проверки шарик все время поворачивают, тем самым определяя плотность пригонки его к седлу в различных положениях. Проверка производится в слегка затемненном помещении.

Проверка герметичности клапанов с помощью прибора А. 60148.

Проверка герметичности клапанов осуществляется при помощи прибора А. Для проверки необходимо: тщательно очистить седла и клапаны; установить головку цилиндра на подставку А.

Проверка герметичности клапанов топливного насоса производится воздухом из рабочего баллона. До проверки необходимо принять ряд предохранительных мер, как-то: пусковой рычаг поставить в нейтральное или пусковое положение, индикаторные краны открыть, трубу, подводящую топливо к насосу, отсоединить, обратные клапаны форсунок вынуть.

Для проверки герметичности клапанов крышку устанавливают днищем вверх, притертые клапаны и гнезда в крышке тщательно очи щают, устанавливают клапан в свое гнездо и сверху на тарелку каждого клапана наливают керосин.

Для проверки герметичности клапанов необходимо тщательно очистить седла и клапаны, установить в головку цилиндров клапаны с пружинами и залить керосин во впускные и выпускные каналы головки цилиндров. В течение 3 мин не должно наблюдаться течи керосина через клапаны. Для лучшего прилегания клапана к седлу их притирают друг к другу с помощью притирочных паст — смеси абразивного микропорошка с моторным маслом; каждая паста имеет свой номер.

Для проверки герметичности клапана вдоха пережимают выдыхательный шланг, удаляют воздух из мешка и делают выдох в систему респиратора. Если дыхательный мешок не заполняется воздухом, то клапан вдоха герметичен.

Прибор для определения пропускной способности жиклеров.

Существуют и другие способы проверки герметичности клапанов.

Схема установки распределительных шестерен.

Уход за механизмом газораспределения заключается в проверке и регулировке зазоров механизма, проверке герметичности клапанов.

Схема декомпрессионных механизмов.

В основном уход за механизмом газораспределения состоит в проверке и регулировке зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла, проверке герметичности клапанов и осевого перемещения распределительного вала.

Воздушный фильтр автомобиля ВАЗ-2101.

ТО топливного насоса включает: периодическую очистку наружной поверхности от грязи и масла; промывку сетчатого фильтра; проверку крепления насоса к двигателю; проверку винтов крепления крышки насоса; проверку давления и разрежения, создаваемых насосом; проверку герметичности клапанов и подачи насоса.

Применение инструмента

Поскольку не у всех есть возможность выделять много времени для выполнения поставленной задачи, многие мастера рекомендуют применять другой метод. Необходимо найти шуруповерт (встречаются варианты с использованием дрели, но она работает на более высоких оборотах, поэтому является не самым лучшим выбором). Если обзавестись этим инструментом не удалось, можно найти дрель с функциями реверсного вращения и настройки числа оборотов. Притирать клапана можно двумя методами – сверху либо со стороны камеры сгорания.

Если притирать от камеры сгорания, то процедура выглядит следующим образом:

  1. Понадобятся стальные пятаки, диаметр которых будет меньшим размера тарелки клапана. В центре пятаков необходимо сделать прорезь, такую же как на головках болтов под плоскую отвёртку.
  2. Приклеить эти пятаки на тарелку клапана с помощью небольшого количества расплавленного битума.
  3. Установить головку блока цилиндров камерами сгорания вверх, установить клапан и смазать участок притирки, используя специальную пасту.
  4. Установить в патрон шуруповерта (дрели) металлический стержень, конец которого выглядит как отвертка.
  5. Вставить окончание стержня в соответствующее место на пятаке и приступить к работе, установив небольшие обороты.
  6. В каждом из направлений клапан следует провернуть примерно 10 раз, причем перед изменением направления вращения не забываем нанести новую пасту.
  7. Надеть пружину на стержень клапана, чтобы она поднимала его. Сопротивление не должно быть существенным.
  8. Для снятия металлического пятака придётся нагреть клапан.
  9. Удалить следы битума с помощью растворителя либо бензина.

Если выполнять работу сверху, то этот метод почти идентичен ручному. Правда, вращать клапан необходимо с помощью шуруповерта. В патрон инструмента устанавливается стержень примерно того же диаметра, что и размер стержня клапана. Также надо найти кусок резиновой трубки, чтобы соединить клапан со стержнем. Окончания трубки желательно обжать с помощью хомутов, чтобы соединение было хорошо зафиксированным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: