Экологический класс автомобилей Евро 0 — Евро 6, содержание вредных веществ в выхлопе бензинового и дизельного моторов. Способы достижения требований экологического законодательства
Постоянное ужесточение экологических требований привело автопроизводителей к необходимости совершенствовать выпускаемую технику. Продажа и эксплуатация транспортных средств, которые не соответствовали нормам выбросов в атмосферу, вела к серьезным штрафам и другим многочисленным санкциям.
Система SCR с использованием мочевины (DEF)
Первыми столкнулись с серьезными проблемами – уже на стыке веков — производители дизельных моторов. Принцип действия агрегатов не позволял совместить эффективную работу и выполнение экологических требований стандарта Евро 3.
Сначала это обернулось встраиванием функции NOx-контроля. Она автоматически отключала две трети крутящего момента в случае превышение автомобилем нормы выброса. Естественно, производители были вынуждены как-то устранять проблему настолько серьезного падения производительности. Одним из решений стала система SCR, предназначенная для обработки выхлопа. Она работает с применением в качестве специального реагента мочевины, которая в документации на машину обозначается как DEF или AdBlue.
Дополнительным элементов двигателя становится форсунка на выходе. В ней мочевина разлагается на составные части – воду и аммиак, что сопровождается реакцией образовавшихся веществ и оксида азота. На выходе последний распадается на воду и чистый азот.
Рециркуляция отработавших газов, или EGR
Второй вариант решения проблемы, который используют такие автопромышленные гиганты, как MAN и Scania, предусматривает применение EGR или рециркуляции отработавших газов. Система направляет часть выхлопа назад в двигатель, она перерабатывается с понижением температуры и сокращением вредных выбросов в атмосферу.
Доля возврата зависит от норм выбросов отработанных газов автомобилем. Для Евро 4 она достигает 10%, а для Евро 5 уже 30%. Главным достоинством EGR становится отсутствие необходимости применять дополнительные катализаторы или технические жидкости.
Но система рециркуляции отработавших газов может использоваться далеко не всегда.
Она предъявляет высокие требования к качеству дизельного топлива, прежде всего – по содержанию серы. Особенно серьезные проблемы с этим в России и странах Восточной Европы. Поэтому некоторые автопроизводители, например, Scania не поставляют в эти государства автомобили с EGR.
Особенности Евро 6 — блок катализаторов
Выполнение самого жесткого на сегодня стандарта – Евро 6 – предусматривает необходимость установки специального блока катализаторов. Он совмещает обе описанные выше системы и увеличивает КПД их использования. В частности, система использует не 1, а сразу 3 катализатора, применяя их для совершения намного более сложных химических реакций.
Результатом становится заметное удорожание автомобиля. Например, в 2015 году – после принятия Евро 6 и разработки новой системы, блок катализатора обходился покупателю в 13 тыс. евро. Конечно же, сейчас цены сократились в разы, но все равно дополнительные расходы на соблюдение стандарта неизбежны.
В таблицах приведены требования по различным веществам выхлопа и можно отследить эволюцию их ужесточения. В первой приведены данные для дизельного двигателя, во второй — для бензинового.
Экологический стандарт | Оксид углерода(||) (CО) | Углеводород | Летучая органика | Оксид азота(NOx) | НС+NOx | Взвеш. частицы |
---|---|---|---|---|---|---|
Евро-1 | 2,72 (3,16) | — | — | — | 0,97 (1,13) | 0,14 (0,18) |
Евро-2 | 1,00 | — | — | — | 0,7 | 0,08 |
Евро-3 | 0,64 | — | — | 0,50 | 0,56 | 0,05 |
Евро-4 | 0,50 | — | — | 0,25 | 0,3 | 0,025 |
Евро-5 | 0,50 | — | — | 0,18 | 0,23 | 0,005 |
Евро-6 | 0,50 | — | — | 0,08 | 0,17 | 0,005 |
Для бензинового двигателя
Экологический стандарт | Оксид углерода(||) (CО) | Углеводород | Летучая органика | Оксид азота(NOx) | НС+NOx | Взвеш. частицы |
---|---|---|---|---|---|---|
Евро-1 | 2,72 (3,16) | — | — | — | 0,97 (1,13) | — |
Евро-2 | 2,2 | — | — | — | 0,50 | — |
Евро-3 | 2,3 | 0,2 | — | 0,15 | — | — |
Евро-4 | 1,0 | 0,1 | — | 0,08 | — | — |
Евро-5 | 1,0 | 0,1 | 0,068 | 0,06 | — | 0,005 |
Евро-6 | 1,0 | 0,1 | 0,068 | 0,06 | — | 0,005 |
Евро-6D temp | 1,0 | 0,1 | 0,068 | 0,06 | — | 0,0045 |
Как пытаются обмануть новые экологические стандарты
Вполне логичное удорожание автомобилей, вызванное необходимостью установки новых систем, привело к нем менее понятному желанию автовладельцев сэкономить. Первой попыткой обмана системы экологических стандартов стала замена реагентов на что-то менее дорогое.
Чтобы избежать проблем с попытками обмануть требования норма, предпринимаются дополнительные меры защиты. Первая из них – это выборочные проверки транспортных средств на предмет соответствия стандарту Евро 6.
Вторая – разработка и установка новых и еще более надежных систем контроля. В сегодняшних условиях они снижают не крутящий момент двигателя, а скорость – причем сразу до 25 км/ч. Естественно, передвигаться на таком автомобиле – удовольствие ниже среднего.
Шум
Наряду с другими видами транспорта, промышленным оборудованием, бытовыми приборами автомобиль является источником искусственного шумового фона города, как правило, отрицательно воздействующего на человека. Следует отметить, что и без шума, если он не превышает допустимых пределов, человек чувствует дискомфорт. Не случайно исследователи Арктики не раз писали о «белом безмолвии», которое угнетающе действует на человека, тогда как «шумовое оформление» природы положительно влияет на психику. Однако шум искусственного происхождения, особенно сильный шум, отрицательно влияет на нервную систему. Перед населением современных городов возникает серьезная проблема борьбы с шумом, так как сильный шум не только ведет к потере слуха, но и вызывает психические расстройства. Опасность шумового воздействия усугубляется свойством человеческого организма накапливать акустические раздражения. Под действием шума определенной интенсивности возникают изменения в циркуляции крови, работе сердца и желез внутренней секреции, снижается мышечная выносливость. Статистические данные свидетельствуют о том, что процент нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в условиях повышенного уровня шума. Реакция на шум зачастую выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, охватывающих всю сферу чувствительных восприятий. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении.
Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает устойчивость ясного видения и рефлекторную деятельность. Чувствительность сумеречного зрения ослабевает, снижается чувствительность дневного зрения к оранжево-красным лучам. В этом смысле шум является косвенным убийцей многих людей на автотранспортных магистралях мира. Это относится как к водителям автотранспорта, работающим в условиях интенсивного шума и вибрации, так и к жителям крупных городов с высоким уровнем шума.
Особенно вреден шум в сочетании с вибрацией. Если кратковременная вибрация тонизирует организм, то постоянная вызывает так называемую вибрационную болезнь, т.е. целый комплекс нарушений в организме. У водителя снижается острота зрения, сужается поле видимости, может изменится восприятие цвета или способность оценивать расстояние до встречного автомобиля. Нарушения эти, конечно, индивидуальны, однако для профессионального водителя они всегда нежелательны.
Опасным является также инфразвук, т.е. звук с частотой менее 17 Гц. Этот индивидуальный и неслышный враг вызывает реакции, противопоказанные человеку за рулем. Воздействие инфразвука на организм вызывает сонливость, ухудшение остроты зрения и замедленную реакцию на опасность.
Из источников шума и вибрации в автомобиле (коробка передач, задний мост, карданный вал, кузов, кабина, подвеска, а также колеса, шины) основным является двигатель с его системами впуска и выпуска, охлаждения и питания.
Тем не менее, при скорости движения автомобиля более 50 км/ ч преобладающим является шум создаваемый шинами автомобиля, который увеличивается пропорционально скорости движения.
Совокупное действие всех источников акустического излучения и приводит к тем высоким уровням шума, которыми характеризуется современный автомобиль. Эти уровни зависят и от других причин:
- состояния дорожного покрытия
- скорости и изменения направления движения
- изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя
- нагрузки
- и т.д.