От чего зависит пусковой ток стартера?
На разных моделях легковых автомобилей пусковой ток стартера может значительно отличаться по своей величине. Разберем, от чего это зависит.
- Во-первых, от типа двигателя. Так, чтобы прокрутить на старте дизельный двигатель, требуется на порядок больше мощности, чем для бензинового мотора с таким же объемом. А как мы уже выяснили, чем большей мощности стартер, тем больше тока он потребляет для выполнения своей работы.
- Во-вторых, от объема двигателя. Чем он больше, тем тяжелее стартеру его запускать. Соответственно, для этого требуется больше мощности, а значит и пускового тока.
- В-третьих, пусковой ток на разных автомобилях зависит и от самого стартера – его модели, мощности и так далее. Все это подбирается производителем, исходя из первых двух факторов, а также ряда других нюансов.
Однако пусковые токи стартера могут отличаться не только на разных автомобилях, но и на абсолютно одинаковых. Более того, на одной и той же машине, например, вашей, при разных условиях пусковой ток может сильно разниться. От чего зависит его сила в этом случае?
В первую очередь, от технического состояния двигателя. Если в нем что-либо подклинивает, тяжело вращается и так далее – стартеру труднее все это сдвигать с места, а потому он будет потреблять больший пусковой ток.
Следующий фактор, влияющий на пусковые токи, это температура окружающей среды. Чем она ниже, тем гуще становится моторное масло, и тем тяжелее стартеру такой двигатель запустить.
Далее идет состояние самого стартера. Например, если в нем изношены или загрязнены втулки, выступающие в роли подшипников трения, вращаться ему тяжелее, и он будет потреблять больший ток.
Еще хуже обстоит ситуация, когда есть короткие замыкания в обмотках стартера. Здесь уже прекрасно показывает себя всем известный закон Ома. При локальных замыканиях электрическое сопротивление обмоток уменьшается, а по закону Ома (при одном и том же напряжении) это приводит к увеличению силы тока. При этом следует понимать, что мощность будет не увеличиваться, а наоборот, уменьшаться, так как используется не весь потенциал электродвигателя.
Устройство стартера
Стартер автомобиля представляет собой электродвигатель. Он преобразует электрическую энергию от аккумулятора в механическую работу, которая приводит в движение маховик и коленчатый вал, для начала процесса движения поршней. Стартером оборудованы все двигатели.
Принцип работы устройства основан на законах физики, которые известны со школьной скамьи. Если между двумя полюсами магнита поместить проволочную рамку с двумя концами, а потом пустить через нее ток, то она начнет вращаться. Это и есть самый простой электродвигатель.
Простой автомобильный стартер представляет собой металлический корпус, в котором находятся четыре магнитных сердечника (башмаки). Эти магниты в корпусе и представляют собой статор электродвигателя. Раньше на башмаках наматывалась обмотка возбуждения, на которую подавался электрический ток от аккумулятора. То есть это был классический электромагнит. На современных же устройствах применяются обычные магниты.
Другой важной деталью устройства является якорь. Он представляет собой вал с напрессованным сердечником из электротехнической стали
В пазах сердечника находятся те самые рамки, которые будут вращаться вокруг полюсов магнита. Концы рамок соединены с коллектором, к которому подходят четыре щетки – две положительные от АКБ и две отрицательные, которые будут идти к массе.
В закрывающей задней крышке находятся щеткодержатели с пружинками, которые постоянно поддавливают щетки к коллектору для обеспечения контакта. Также в задней крышке установлена опорная втулка якоря или подшипник.
На металлическом корпусе находится входной контакт. К этому контакту подключается плюсовая клемма аккумулятора (+). Ток проходит по рамкам якоря и выходит на отрицательные щетки массы. Масса соединяется с отрицательной клеммой аккумулятора. Таким образом, создается магнитное поле вокруг рамок якоря и он вращается.
Ток от аккумулятора на стартер не может подаваться постоянно. Он нужен только в момент запуска двигателя. Поэтому между плюсовым проводом аккумулятора и контактом стартера есть так называемый медный пятак, который замыкает контакты.
На валу якоря также выполнено шлицевое соединение, на котором находится направляющая втулка и бендикс с шестерней с возможностью осевого перемещения. Это движение обеспечивает контакт шестерни непосредственно с зубчатым венцом маховика. Простыми словами можно сказать, что бендикс подходит к маховику, проворачивает его, сколько это необходимо, а потом отходит обратно.
Но бендикс не перемещается по валу самостоятельно. Это делает другой электромагнит меньшего размера – втягивающее реле. От реле к шестерне подходит вилка, которая и толкает бендикс. К катушке втягивающего подается управляющий ток от аккумулятора через замок зажигания. При включении зажигания катушка намагничивается и втягивает сердечник. Этот сердечник, с одной стороны, связан с вилкой бендикса, с другой – с пятаками, замыкающими контакты электродвигателя. Когда напряжение с катушки втягивающего реле снимается, то вилка вновь втягивается обратно на место, а электродвигатель прекращает свою работу.
Основные компоненты
Таким образом, основными составляющими стартера можно назвать:
- магнитный статор;
- вал с якорем;
- втягивающее реле с компонентами (электромагнит, сердечник, контакты);
- щеткодержатель с щетками;
- бендикс с шестерней;
- вилка;
- элементы корпуса.
История создания стартера
Устройство, похожее на современный стартер, изобрели более 100 лет назад. Уже в конце 19 века изобретатели пытались придумать механизм, который смог бы запускать мотор автоматически. В итоге автомобильные производители остановились на пусковой ручке, которую применяли до середины 1970-х гг. в дополнение к пусковому устройству.
Серьёзно разработкой устройства начали заниматься после одного трагического случая. В июле 1910 года Б. Картер, президент фирмы Cartercar и старинный друг основателя автомобильной компании Cadillac Генри Лиланда, умер при попытке завести автомобиль. Как-то его попросила о помощи незнакомка, у которой заглох её Кадиллак. Оказывается, девушка забыла отрегулировать зажигание. А Б. Картер, будучи джентльменом, не посчитал уместным проверить это. В результате попыток завести автомобиль он стал «реветь» и пусковая ручка вылетела и попала Картеру в темечко.
Отмечу тот факт, что он не первый и не последний, кто получал увечья от подобных действий. Генри Лиланд после этого трагического случая поклялся, что найдёт замену ручного пуска. В это же самое время молодой автоинженер Чарльз Кеттеринг создал электродвигатель для кассового аппарата National. Его стартер даже появился с названием World Wonder (мировое чудо) на рекламе аппарата Model 30.
Когда про это узнали, Лиланд принял Кеттеринга с распростёртыми объятиями. Ведь его небольшой электромотор был подходящим прототипом для создания автомобильного стартера, хотя он обладал недостаточной мощностью и перегревался. Но технической революции здесь не произошло. Оказывается, Ч. Кеттеринг предложил компании не ту конструкцию стартера, которая применяется в настоящее время.
Чарльз Кеттеринг
В 1912 году он собрал небольшой мотор и в Детройте его впервые поставили на работающий автомобиль. Электромоторчик взаимодействовал с зубьями маховика (а не коленвалом) мотора. Благодаря этому с такой задачей могло справиться маломощное устройство, а также отсутствовал его перегрев. Несмотря на недоверие автопроизводителя General Motors, где были испытания, электрический пускатель внедрили в производство.
Небольшой переворот в автомобильном производстве произошёл в 1916 году, когда В. Г. Бендикс придумал идею разделить стартер и генератор на 2 разных узла. Пусковое устройство подключалось здесь на короткое время при помощи обгонной муфты или «бендикса». В дальнейшем изобрели электромагнитное реле, которое автоматизировало подвод шестерён стартера к маховику двигателя. Следующие поколения пусковых устройств отличались друг от друга лишь используемыми материалами и набором деталей.
В России ручной пускатель называется в народе – «кривой стартер». Вплоть до начала 21 века на моделях УАЗ была возможность запускать двигатель при помощи ручки.
Видео инструкция по проверке утечки тока
1) Представленный видео ролик посвящен основным особенностям дефектовки стартера.
На видео наглядно представлена диагностика всех узлов стартера с подробным описанием характерных неисправностей основных рабочих элементов.
2) Представляем вашему вниманию обзорный видео ролик по ремонту стартера.
Он носит ознакомительный характер, и призван познакомить широкий круг автовладельцев с ключевыми этапами диагностики и ремонта стартера.
Ремонт стартера в большинстве своём не должен вызывать серьезных затруднений у своего владельца
Важно помнить, что чем раньше Вы отзоветесь на возникшую неисправность, тем проще будет её устранить
Промедление, в данном случае, смерти подобно. А смерть стартера – это неоправданный удар по Вашему бюджету. Бережно относитесь к своему автомобилю, и он непременно отплатит Вам тем же.
Технические характеристики
Как и любое электрооборудование автомобиля, стартер должен соответствовать остальным компонентам, с которыми он непосредственно связан. Это соответствие можно определить по техническим характеристикам, которые указывает производитель.
Напряжение питания (V) должно соответствовать номинальному напряжению аккумулятора. Для легковых автомобилей это 12V.
Мощность (кВт) – показатель максимального усилия, которое развивает стартер для прокручивания коленвала. Может составлять от 0,7 до 9 кВт.
Потребляемый ток (А) – это энергозатраты стартера. Определяется в режимах максимальной мощности, в заторможенном состоянии и на холостом ходу. Напрямую зависит от показателя тока холодной прокрутки аккумулятора.
Пусковая частота вращения (об/мин) зависит от характеристик двигателя. Запустить бензиновый мотор на порядок легче, чем дизельный. Частота вращения может составлять от 40-60 до 100-250 об/мин (для мощных дизелей).
Момент сопротивления проворачиванию (Нм) – это скорей характеристика двигателя, чем стартера. Обозначает усилие, необходимое для прокручивания коленвала. Исходя из этого показателя рассчитывается мощность и потребляемый ток стартера.
Направление вращения (влево или вправо) учитывается при выборе стартера с асимметричным креплением.
Количество зубцов шестерни бендикса (обычно от 8 до 13, чаще 9 или 10).
Передаточное отношение – зависимость между оборотами электромотора и бендикса. В безредукторных стартерах составляет 1:1, в редукторных – больше, до 1:4.
Линейные размеры, тип и количество отверстий под крепление, типы используемых клемм и разъемов и т.д.
Неисправности и их причины
Проблемы стартера возникают по разным причинам: это и механический износ деталей, от которого не застрахована ни одна техника, и человеческий фактор, и неисправности связанных со стартером элементов. При этом проблемы в стартере нарастают лавинообразно: даже маленькая неисправность быстро приводит к более серьезным. Но есть и хорошая новость: в некоторых случаях стартер можно отремонтировать, если заменить вышедшую из строя часть или ремкомплект.
Детали стартера, которые чаще всего выходят из строя
Помимо стартера, проблемы с запуском может давать аккумулятор, проводка, маховик коленвала, замок зажигания и заземление двигателя. Иногда вместо дорогостоящего ремонта достаточно просто очистить клеммы от слоя окислов, чтобы полностью устранить проблему.
Механическому износу подвержены в первую очередь втулки вала (в некоторых моделях вместо них устанавливаются подшипники). При этом начинается биение вала во время вращения, отчего быстро выходит из строя коллектор якоря, шестерня бендикса, редуктор и даже зубцы маховика.
Другие проблемы со стартером и их причины:
- Стартер никак не реагирует на поворот ключа зажигания. Причиной может быть замыкание обмотки тягового реле или заедание якоря втягивающего реле. В этом случае тяговое реле ремонтируется или заменяется. Другие причины – отсутствие тока от АКБ: разряженный аккумулятор, проблемы с клеммами и проводкой, проблемы с замком зажигания.
- Стартер работает, но коленвал не проворачивается. Причина, скорей всего, в износе шестерен бендикса, редуктора или маховика коленвала. Другая причина – неисправность обгонной муфты, которая отвечает за отсоединение бендикса от маховика после старта двигателя.
Износ редуктора
Стартер работает медленно и коленвал проворачивает тоже медленно. Причины: износ щеток и, как следствие, плохой контакт с коллектором, подгорание или замыкание в коллекторе, замыкание в обмотках якоря или статора, обрывы обмотки. Другие причины – недостаточная мощность тока из-за недозаряженного аккумулятора или сильно окисленных клемм.
Результат износа токосъемного коллектора
- Посторонние звуки при работе стартера (скрип, скрежет) – износ шестерен.
- Стартер не отключается после запуска двигателя. Причина может быть в поломке возвратной пружины или заедании тягового реле. Другая причина – неисправность в замке зажигания.
Иногда достаточно сложно выявить причину неисправности: на первых порах проблема может появляться не постоянно, а от случая к случаю, и только в мастерской удается найти ее источник. Тем не менее, даже при однократном сбое работы стартера лучше обращаться на СТО сразу: чем меньше «мучить» проблемный агрегат, тем больше шансов обойтись только ремонтом, а не заменой.
Как отремонтировать стартер своими руками
Расскажу, как перебрать и восстановить стартер на конкретном примере. Мне попался образец со следующей поломкой: стартер медленно крутит коленвал, даже при высоком заряде АКБ.
Демонтировав и разобрав устройство с подключёнными пусковыми проводами, при его запуске он вращается довольно уверенно. Через некоторое время устройство остановилось, и появился дымок.
Когда была снята задняя крышка стартера, из него посыпалась чёрная пыль. А это значит, что изношены щётки. После извлечения щёточного механизма, уберём корпус с магнитами и ротором.
Чтобы лучше рассмотреть причину неполадок, надо перебрать стартер, продуть все механизмы баллоном со сжатым воздухом и промыть их в бензине. После этих манипуляций становится ясно, что щётки практически износились, ослабли пружины, которые их прижимали, посинели из-за перегрева щёткодержатели, оплавились витки.
Как реанимировать и починить стартер в этом случае? Надо взять щёточный механизм (узел) и принести его в фирму по ремонту автомобильного электрооборудования. Попросите подобрать аналог. Приблизительно это вам обойдётся в 450-500 рублей. А если сравнить с ценой стартера (5000 руб. в среднем, всё зависит от марки), то получится довольно дёшево.
Затем как следует чистим ротор и осматриваем коллектор, который находится в постоянной связи со щётками. Оказывается, коллектор тоже изношен (на картинке отмечен стрелками), но он ещё кое-какое время сможет поработать без его проточки. Поэтому просто зачистим коллектор при помощи мелкой наждачки. Как правило, коллектор может спокойно отработать пару комплектов щёток. Но если коллектор выйдет из строя, то, скорей всего, придётся менять стартер целиком.
Идём дальше. Внимательно изучим бендикс (обгонную муфту). Попробуем покрутить его шестерню вручную. Он должен крутиться в одну сторону, а в другую – нет. Также бендикс должен легко двигаться по оси вала. В моём случае с ним всё в порядке. Если бы с обгонной муфтой появились проблемы, то её найти на рынке было бы тоже довольно тяжело. Чаще всего в бендиксе изнашиваются ролики и пружинки, из-за чего при обратном вращении шестерня не блокируется, а проскальзывает. В итоге стартер работает, а двигатель нет. В этом случае лучше всего заменить бендикс или устройство целиком.
Затем осматривает состояние самого редуктора. Убираем шестерёнки, потом промываем их бензином. Если всё без неисправностей, то на подшипники и шестерни наносим совсем немного ШРУСа или качественной смазки для подшипников.
Дополнительно осмотрим контакты втягивающего реле. Для его открытия понадобится паяльник. Надо отвернуть два винта и пропаять припой на двух контактах (указано стрелками).
Контакты оказались в полном порядке. Очистим их при помощи кусочка наждачки. Затем надо разогреть пистоны, которые проходят на крышке и резким движением хлопнуть крышкой по столу. Из пистонов выйдут лишние кусочки припоя, отверстия станут свободные. Затем крышку можно без проблем надеть на провода и запаять всё на место.
Сердечник втягивающего реле ни в коем случае нельзя ничем смазывать, потому что на морозе это спровоцирует его заклинивание. Для успокоения души можно слегка нанести моторное масла и вытереть всё насухо.
Затем собираем стартерное устройство в обратном порядке. Не забудьте нанести немного смазки на заднюю втулку ротора.
Некоторые спрашивают, как перемотать стартер? Если произошли неполадки с обмоткой устройства, то повторная обмотка не совсем эффективна. Здесь лучше заменить деталь или устройство целиком.
Перед установкой отремонтированного стартера на автомобиль следует сделать притирку щёток к коллектору. Для этого соедините устройство при помощи аккумуляторных проводов. Пусть он поработает пару минут с перерывами. Всё, готово, стартер можно ставить на мотор и радоваться уверенному пуску.
Что надо делать в такой ситуации
К сожалению, в большинстве случаев, данная проблема, так или иначе, решается только с помощью медицинского вмешательства с последующим вскрытием «больного». В зависимости от степени «запущенности» проблемы прибегают как к профилактическим, так и к хирургическим методам лечения.
Первый способ применим в том случае, когда механические части привода бендикса имеют допустимый износ, но испытывают дефицит смазки. Все сочленения следует разобрать, промыть бензином и смазать графитовой смазкой. Шестерня бендикса и обгонная муфта также смазываются. Если стартер редукторный, желательно промазать планетарку и все остальные приводные шестерёнки.
В том случае, если «накрылись» щетки, они естественно меняются. Но, чаще всего, на этом ремонт не ограничивается. Будучи в плачевном состоянии, они, наверняка, порядком потрепали коллектор. Если он черный, подгоревший, с рисками и царапинами, то так оно и есть. Чтобы привести его в рабочее состояние, можно воспользоваться обычным ластиком, желательно слегка потёртым.
Ластик следует приложить к коллектору и, равномерно проворачивая якорь, довести его до рабочего состояния. Шкурку в данном случае использовать не рекомендуется, так как её абразивный материал пагубно влияет на износостойкость представленных узлов.
При износе втулок якоря производится их замена, если, конечно не поздно, и якорь не размолотил посадочные места. Бывает и такое. Для этой цели можно взять на вооружение несколько методов. Чаще всего пользуются метчиком соответствующего диаметра. Постепенно вкручивая его в полость втулки, она безболезненно покинет своё обжитое место. Некоторые автолюбители пользуются выколоткой. Её надставляют над втулкой и ударяют молотком.
Стоит такая втулка сущие копейки, а вот несвоевременная её замена может заметно ударить по кошельку владельца.
Замысловато ли устройство стартера «семерки»?
Стартер отвечает за пуск мотора. Это электродвигатель с 4 полюсами и таким же количеством щеток. Он располагается в нижней части моторного отсека с правой стороны от блока цилиндров, это демонстрирует фото из-под капота. Фиксация на картере сцепления осуществляется посредством трех болтовых соединений.
Этот элемент не рассчитан на длительную работу, его единственная функция – предоставить двигателю нужный крутящий момент. Справившись с задачей, деталь возвращается в состояние покоя. Так что любая серьезная неисправность приведет к отказу транспортного средства. Устройство стартеров ВАЗ 2107 и других моделей этой линейки одинаково. Если же и встречаются некоторые отличия, то они незначительны.
Важно знать, что стартер может быть редукторный, тогда схема будет немного сложнее, но для рассматриваемого вопроса это мы затрагивать не будем
Устройство стартера включает более чем 40 мелких элементов, из которых собираются основные части – электродвигатель постоянного тока, бендикс и тяговое реле. Их легко найти на фото. В функции моторчика входит передача вращательного момента на коленчатый вал посредством шестеренной передачи. Благодаря втягивающему реле обеспечивается перемещение бендикса. Кроме того, реле отвечает и за замыкание контактов электрического мотора. Бендикс – маленькая деталь, но выполняет весьма важную задачу – обеспечивает сцепление вала и венца маховика. И только после этого возможно вращение коленчатого вала.
Что такое стартер в автомобиле?
Многие современные водители считают, что, поскольку мы живём в век узкой специализации, нет никакой необходимости изучать устройство и принципы работы узлов автомобиля.
Что такое стартер?
Хотя автомобили для вращения колёсных осей используют энергию сжигания паров бензина, чтобы привести двигатель в действие, необходим первый толчок, приводящий цилиндры в движение, для чего и используется стартер.
Фактически автомобильный стартер – это мощный электродвигатель, основное предназначение которого заключается в подаче начального импульса, запускающего работу бензинового двигателя машины. Стартер необходим лишь для первых секунд запуска мотора, поэтому его конструкция достаточно специфична.
Из чего состоит стартер?
Устройство стартера нельзя назвать сложным, скорее, оно типично для электродвигателя постоянного тока, Он состоит из:
— электрического движка в цилиндрическом корпусе, который вмещает возбуждающие обмотки и вращающийся сердечник;
— якоря из легированной стали в виде оси вращения, на которой запрессован сердечник;
— втягивающего реле, через которое осуществляется подача электроэнергии от замка зажигания и выталкивание обгонной муфты;
— собственно обгонной муфты, или бендикса, и приводной шестерни, служащих для передачи крутящего момента на венец маховика и последующего расцепления шестерни;
Стартеры практически всех автомашин сделаны по одной и той же схеме. Различия незначительны и касаются в основном конструкции разъединяющего шестерни механизма.
Как работает стартер?
Как уже было сказано выше, стартер необходим для запуска автомобильного двигателя, поэтому его фактическая работа продолжается всего несколько секунд и состоит из трёх основных этапов. На первом этапе шестерня привода входит в контакт с венцом маховика на коленвале, далее осуществляется непосредственный пуск стартера, после чего контакт шестерни с маховиком разрывается. На практике это выглядит следующим образом.
1. Поворот стартового ключа зажигания замыкает контакты, и ток с аккумулятора поступает к замку, а затем и к тяговому реле.
2. Реле срабатывает, втягивая шестерню бендикса в сцепление с маховиком на коленвале.
3. Как только устанавливается прочный контакт шестерни с венцом, происходит замыкание электроцепи движка. Тот начинает вращаться и раскручивать коленвал.
4. Обороты бензинового двигателя нарастают, и вскоре их частота превышает частоту оборотов стартера, что приводит к разъединению шестерни с маховиком коленвала. Стартер, выполнив свою работу, отключается.
После выполнения этого цикла стартер не принимает участия в работе автомобильного механизма до следующего запуска двигателя.
Основные признаки неисправности стартера
В большинстве автомобилей стартер является достаточно дорогим узлом, поэтому доводить дело до его замены нежелательно. Некоторые мелкие поломки можно распознать на раннем этапе и устранить без крупных денежных затрат.
1. Если стартер включается не сразу после поворота ключа, а с задержкой в несколько секунд, значит, нужно проверить исправность втягивающего реле.
2. Затруднённое вращение коленвала, особенно в летнее время – сигнал для проверки состояния щёток и подшипников.
3. Затруднённое расцепление шестерни с венцом маховика – повод для проверки этого узла на степень износа.
при повороте ключа
Лебедка, собранная своими руками – цена вопроса
При наличии собственного гаража или сарая с хламом, накопившемся за несколько лет домашнего слесарного творчества – стоимость изделия определяет цена баллончика с краской для финальной доработки.
А в принципе, компоненты следующие:
- Стартер от автомобиля ВАЗ 2101 без планетарного редуктора (исправный, валялся в гараже);
- Редуктор в корпусе от электродрели отечественного производства (приобретен на блошином рынке за эквивалент стоимости 0,5 водки);
- Обрезок водопроводной трубы, найден в сарае;
- Металл для станины, стенок корпуса, барабана. Также найден в сарае;
- Ось барабана – приобретена в пункте приема металлолома за гроши;
- Трос и крюк куплен в магазине товаров для туризма.
С учетом стоимости новой лебедки – цену вопроса можно признать нулевой. При этом за безопасность устройства может поручиться владелец. Каждая деталь и сварной шов проверен лично изготовителем.
Рейтинг производителей стартеров
В магазинах автомобильных запчастей предлагается продукция отечественных и зарубежных производителей электромеханического оборудования. На витринах – детали компаний с мировым именем и малоизвестных фирм. Это делает выбор стартера непростым занятием, ведь речь идет о надежности автомобиля. Команда VyborExperta.ru выполнила тестирование продукции популярных брендов и на основе полученных данных составила рейтинг поставщиков. При составлении обзора учитывались отзывы автовладельцев, профессиональное мнение автоэлектриков дилерских центров и СТО.
Наши эксперты учитывали следующие параметры:
- Ассортимент – фабрики выпускают редукторные и безредукторные модели, продукцию, которая поставляется для конвейеров автопроизводителей и запчасти для вторичного рынка;
- Доступность – наличие официальных представительств и отсутствие дефицита стартеров в магазинах по всей стране является большим плюсом для производителей запчастей;
- Качество исполнения – с новым стартером двигатель должен заводиться легко в любых погодных условиях;
- Сложность монтажа – поставщик должен учитывать конструктивные особенности моторного отсека;
- Срок службы – устройство не должно требовать к себе внимания на протяжении 5-10 лет;
- Особенности обслуживания – необходимость регулярно смазывать, чистить стартер увеличивает эксплуатационные расходы.
Не все производители смогли удовлетворить требования наших экспертов. Дефицит на рынке, несоответствие габаритов и технических характеристик паспортным данным, быстрый выход оборудования из строя – такие компании исключались из нашего рейтинга.
Как проверить стартер на работоспособность
Несмотря на большое многообразие моделей автомобилей, используемые в них стартеры имеют практически одинаковую конструкцию и работают по единому принципу.
На рисунке изображена схема включения электростартера, используемая в автомобилях.
Работа стартера осуществляется в следующей последовательности. При повороте ключа зажигания происходит замыкание контактов S и питание с АКБ подается на обмотки втягивающего 3 и удерживающего 4 реле одновременно. Якорь 5 втягивающего реле перемещается внутри сердечника реле и тем самым, посредством штока 6, вызывает поворот рычага 7, толкающего другим своим концом, через поводковую муфту 8, шестерню 10 в зацепление с зубчатым венцом маховика 11. В это время стартерный электродвигатель через обмотку 3 получает питание от аккумулятора автомобиля и начинает вращение с малыми оборотами. Когда якорь прижимает контактную пластину 2 к контактным болтам 1, питание на электродвигатель 12 поступает напрямую через контакты, минуя втягивающую обмотку. Сопротивление цепи питания электродвигателя уменьшается, и он развивает максимальные обороты. При этом шестерня 10 через зубчатый венец маховика передает крутящий момент на коленчатый вал и совершается запуск ДВС. Когда обороты коленвала начинают превышать обороты стартера, в дело вступает муфта свободного хода 9.
Запуск гарячего двигателя
Запуск производился при температуре около 0 градусов. Напряжение на аккумуляторе до старта 12,80 Вольта.
Пусковой ток стартера автомобиля с горячим бензиновым двигателем
Сила тока при старте горячего двигателя с выжатым сцеплением достигла 170 Ампер
2.Обязательно выжимайте сцепление при старте двигателя (при повороте ключа). Таким образом вы отключаете коробку передач от двигателя и стартеру не нужно проворачивать вместе с двигателем все шестерни коробки передач. Загустевшее масло в коробке передач может быть причиной возрастания пускового тока вдвое. В двигателе масло тоже густеет, но оно менее вязкое и обычно менее сопротивляется прокручиванию стартера.
3. Выключите все приборы перед тем как повернуть ключ. Необходимо выключить габаритные огни, освещение в салоне, магнитолу, подогрев сидений или заднего стекла если такие могут быть включены при включенном зажигании.
Если двигатель не заводится даже при соблюдении всех вышеописанных правил, скорее всего у вас сел аккумулятор.
По звуку стартера вы можете определить поломку.
Если стартер проворачивает двигатель всего на пол оборота и после этого клинит (в этот же момент практически полностью может тухнуть приборная панель и лампочки на ней) — скорее всего у вас просто окончательно сел аккумулятор.
Если после поворота ключа вы слышите щелчок стартера но он не может даже сдвинуть двигатель — у вас либо окончательно сел аккумулятор, либо двигатель словил клин, либо заклинило стартер. В последних случаях лучше всего не пытаться заводить двигатель снова и снова (это может привести к более серьезным поломкам).В таких случаях лучше сразу обратится к специалистам.
Обязательно проверьте контакты (клеммы) аккумулятора и контакты стартера. Иногда при изломе проводов или клемм они не могут пропустить необходимую силу тока и соответственно энергии для того что бы провернуть стартер и двигатель. Иногда в месте излома контактов можно заметить искры при старте. Вы можете осмотреть подкапотное пространство во время старта, если кто то знакомый может вам помочь запустить двигатель из салона.
Опыт был проведен для уточнения силы тока и соответственно энергии необходимой для запуска двигателя.
Данная информация может быть использована для построения пусковых устройств, подбора аккумуляторов или конденсаторных емкостей для запуска двигателя в полевых условиях при севшем аккумуляторе.
Материалы по созданию таких устройств по мере поступления мы будем выкладывать на нашем сайте.