Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля. Как устроена тормозная система
Считается, что тормоза придумали трусы. Однако, без них на дорогах делать нечего – это как минимум опасно для других участников движения.
Поэтому очень важно держать данную систему в исправном состоянии. Как и любые другие узлы в автомобиле, тормоза следует регулярно обслуживать
Давайте рассмотрим, как можно осуществить несложный самостоятельный ремонт тормозной системы автомобиля в случае поломок.
Что собой представляет данная система?
В целом данная система, вне зависимости от вида, состоит из двух базовых узлов – механизмов, которые тормозят колеса и привода.
Посредством механизмов обеспечивается тормозной момент, за счет которого можно снижать скорость или полностью останавливаться. В большинстве авто это механизмы фрикционного типа, установленные на колесе.
Элементы могут различаться по типу и материалу фрикционной части – можно выделить дисковые и барабанные.
Особенности устройства и работы дисковых тормозов
Такой механизм представляет собой суппорт с как минимум одним поршнем и цилиндром. Также в составе имеется диск. На автомобилях экономкласса суппорт, как и дисковые тормоза, установлен только на передних колесах.
Суппорт установлен обычно на поворотных кулаках передних ведущих колес. В каждом суппорте установлено по две колодки. Они имеются с каждой стороны от тормозного диска. При вращении колеса вращается и диск.
Когда водитель нажимает на педаль, то под действием гидравлической рабочей жидкости или воздуха в случае с пневматическими системами, поршень суппорта прижимает колодки к диску.
Устройство дисковых тормозов очень простое, но сами по себе они очень эффективны. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы также несложное. Обслуживание включает в себя замену колодок, а также смазку специальными смазками подвижных механизмов суппорта.
Барабанные тормоза
Эти тормозные механизмы устроены сложнее дисковых. И несмотря на то что механизм этот достаточно старый, даже современные производители оснащают им автомобили ввиду его низкой себестоимости.
Колодки в процессе работы под воздействием привода и рабочей жидкости прижимаются к обратной стороне вращающегося барабана. Обычно барабанными механизмами оснащают задние оси автомобилей экономкласса.
Процесс торможения осуществляется посредством силы трения, которая возникает между фрикционной накладкой колодки и барабаном. При отпускании педали посредством стяжных пружин колодки встают в свое изначальное положение и торможение прекращается.
Виды тормозных систем по типу привода
Можно выделить два типа привода – это гидравлические и пневматические, где в качестве рабочего тела применяются жидкости и воздух. Есть и механические тормозные системы. Давайте рассмотрим, как устроена тормозная система гидравлического типа легкового авто.
Конструкция привода с рабочим телом в виде жидкости включает в себя непосредственно педаль тормоза, вакуумный усилитель, ГТЦ, а также рабочие цилиндры. Кроме того, в устройстве имеются трубопроводы и шланги.
Тормозная система заполнена жидкостью. При нажатии на педаль оказывается воздействие на вакуумный усилитель, который затем создает определенное усилие в ГТЦ. Поршень ГТЦ продавливает жидкость через систему трубопроводов к колесным поршням.
Важно
Давление в тормозной системе за счет этого растет, и срабатывают механизмы. При снижении скорости давление в контурах может доходить до 15 МПа.
После окончания процесса торможения педаль уходит в обычное положение, давление в контурах снижается, поршень в ГТЦ также перемещается в его исходное положение. Жидкость из трубопроводов в системе возвращается в ГТЦ.
В устройстве пневматической системы имеются: компрессор, ресивер, педаль и клапан, камеры с системами регулировки давления воздуха в тормозной системе, а также барабаны. Ввиду большой массы подобных систем, они встречаются только на грузовых авто. Неисправности зачастую связаны с неудовлетворительной работой компрессора, осушителя воздуха, чрезмерным накоплением масла и воды в ресивере.
ЛИТЕРАТУРА
-
Устройство
и эксплуатация
автотранспортных
средств. В.Л.
Роговцев, А.Г.
Пузанков, В.Д.
Олфильев. -
Учебник
водителя автомобиля
категории «D».
Ю.М. Рудников,
Ю.Л. Засорин,
В.М. Дагович -
Учебник
водителя автомобиля
категории «С».
В.С. Калисеким,
А.И. Манзон, Г.Е.
Начума. -
Техническое
обслуживание
и ремонт автомобиля.
С.И. Румянцев,
А.Ф. Сипельников,
Ю.Л. Италь.
Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.
Подробнее
Поможем написать работу на аналогичную тему
Реферат
Любая тема
От 250 руб.
Контольная работа
Любая тема
От 250 руб.
Курсовая
Любая тема
От 700 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту
Узнать стоимость
ПРАВИЛА И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.
Операции
по техническому
обслуживанию
автомобилей
нужно выполнять
в специально
отведенных,
оборудованных,
огражденных,
и обозначенных
местах (постах.)
Рабочие
места и посты,
в помещениях
для ремонта
автомобилей
должны обеспечиваться
безопасными
условиями труда
для работающих
и быть соответствующим
образом ограждены.
На одного рабочего
положено не
менее 45 квадратных
метра и объемом
помещения не
менее 15 кубических
метров. Ворота
рабочих помещений
должны открываться
наружу, иметь
фиксаторы,
тепловые завесы,
тамбуры. Выезды
из производственных
помещений
выполняются
с уклоном 5%. Они
не должны иметь
порогов, ступенек,
выступов.
Территория
предприятия
должна иметь
ограждение
высотой не
менее 1,6м, освещаться
в ночное время
и содержаться
в чистоте и
порядке.
Производственные
помещения
должны соответствовать
требованиям
технической
этике. Так же
посты должны
быть обеспечены
предупреждающими
знаками.
НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ.
К неисправностям
тормозов, возникающих
в процессе
эксплуатации
автомобиля,
относятся:
слабое действие
тормозов, не
одновременность
их действия,
плохое растормаживание
или заклинивание
тормозных
механизмов.
Неэффективное
действие тормоза
исключает
возможность
своевременной
остановки
автомобиля
при обычных
условиях движения,
а при сложной
обстановки
к дорожно-транспортным
происшествиям.
Не одновременность
действия тормозов
не позволяет
своевременно
и правильно
остановить
автомобиль,
приводит его
к заносу при
торможении.
Плохое растормаживание
колес вызывает
перегрев тормозных
механизмов,
быстрый износ
тормозных
накладок и, как
следствие,
заклинивание
или слабое
действие тормозов.
Причиной
слабого действия
тормозов может
быть не герметичность
системы пневматического
привода, нарушение
регулировки
привода и тормозных
механизмов,
износ или
замасливание
накладок тормозных
колодок, недостаточное
давление воздуха
в пневматической
системе тормозов.
Не одновременность
действия тормозов
колес может
быть вызвана:
нарушением
регулировок
привода или
тормозных
механизмов,
заклинивание
тяг, а так же
засорением
шлангов и
трубопроводов.
Заклинивание
тормозов может
быть из-за: поломки
стяжных пружин
или обрыва
накладок тормозных
колодок, заеданее
валиков разжимных
кулаков и привода,
неисправность
тормозных
кранов.
РЕМОНТ
Причиной
слабого действия
тормозов может
быть не герметичность
системы пневматического
привода, нарушение
регулировки
привода или
тормозного
механизма,
износ или
замасливание
накладок тормозных
колодок, недостаточное
давление воздуха
в пневматической
системе тормозов.
Не герметичность
системы пневматического
привода может
быть устранено
заменой неисправных
соединений
и не герметичность
соединений
надо подтянуть.
Регулировка
пневматического
привода тормозов
сводится к
установке
педали в исходное
положение под
углом 45-50 градусов
к полу. Это
достигается
изменением
длины тяги.
Момент включения
тормозов, то
есть тормозных
кранов обеспечивается
регулировкой
тяг, а так же
регулировочными
винтами. После
регулировки
необходимо
затянуть контргайками
и проверить
наличие шплинтов
на колпачках.
Регулировка
зазора между
накладками
и барабанов
в тормозах с
пневматическим
приводом может
быть частичной
и полной.
Частичная
регулировка
осуществляется
поворотом оси
червяка регулировочного
рычага.
Перед
регулировкой
необходимо
нажатием на
педаль проверить
величину выхода
штоков тормозных
камер, которая
должна быть
в пределах
20-40 мм. Если выход
штока превышает
установленную
норму необходимо
произвести
регулировку.
Для этого
вывести колесо
и вращая его
поворачивать
червяк до полной
остановки
колеса, а отпустить
на 2-3 щелчка или
до свободного
вращения колеса.
После
регулировки
проверяют выход
штоков, которые
должны быть
одинаковыми
для правых и
левых тормозных
камер одной
оси.
Полную
регулировку
производят
при замене
накладок и
производится
на передней
оси автомобиля,
нижние кончики
раздвигают
вращением
эксцентричных
пальцев, а верхние
вращением
разжимного
кулака, который
поворачивается
в ручную или
давлением
воздуха передаваемого
в тормозную
камеру.
После
полной производится
частичная
регулировка.
Износ
или замасливание
накладок тормозных
колодок: если
колодки изношены
то их заменяют
на новые, а затем
притачивают,
если они замаслились
их лучше всего
протереть
чистой тряпкой
смоченной в
бензине и отчистить
от грязи.
Не одновременность
действий тормозов
может быть
вызвано нарушением
регулировки
привода механизма
тормозов,
заклинивание
тяг, засорение
шлангов и
трубопроводов
(прочистить
или продуть.)
Заклинивание
тяг, их надо
протереть.
Заклинивание
тормозов, может
быть из-за поломки
стяжных пружин
или обрыва
накладок тормозных
колодок, неисправность
тормозных
кранов, засорение
комрессационных
и воздушных
отверстий
(прочистить.)
Поломка
стяжных пружин
(заменить.)
Обрыв
тормозных
накладок (заменить.)
Рабочая (основная) тормозная система
Главное предназначение рабочей тормозной системы заключается в регулировании скорости движения автомобиля вплоть до его полной остановки.
Основная тормозная система состоит из тормозного привода и тормозных механизмов. На легковых автомобилях применяется преимущественно гидравлический привод.
Схема тормозной системы автомобиля
Гидропривод состоит из:
- главного тормозного цилиндра (ГТЦ);
- вакуумного усилителя;
- регулятора давления в задних тормозных механизмах (при отсутствии АВS);
- блока ABS (при наличии);
- рабочих тормозных цилиндров;
- рабочих контуров.
Главный тормозной цилиндр преобразует усилие, сообщаемое водителем педали тормоза, в давление рабочей жидкости в системе и распределяет его по рабочим контурам.
Для увеличения силы, создающей давление в тормозной системе, гидропривод оснащается вакуумным усилителем.
Регулятор давления предназначен для уменьшения давления в приводе тормозных механизмов задних колес, что способствует более эффективному торможению.
Виды контуров тормозной системы
Контуры тормозной системы, представляющие собой систему замкнутых трубопроводов, соединяют между собой главный тормозной цилиндр и тормозные механизмы колес.
Контуры могут дублировать друг друга или осуществлять только свои функции. Наиболее востребована двухконтурная схема тормозного привода, при которой пара контуров работает диагонально.
Техническое обслуживание
1). Проверка
шплинтовки
пальцев штока
тормозных
камер, величины
свободного
хода тормозной
педали, состояние
и действие
привода тормозного
крана, состояние
и действие
привода стояночного
и моторного
тормозов.
2). Проверка
крепления
тормозного
крана, воздушных
болонов, тормозных
кранов, опор
разжимных
кулаков, деталей
тормозного
привода; снятие
ступицы с тормозными
барабанами
и проверка
состояния
колодок, барабанов,
стяжных пружин,
опорных тормозных
дисков, фикционных
накладок, регулировка
тормозного
привода и колесных
тормозных
механизмов.
Сезонное
обслуживание
— снятие и передача
в агрегатный
участок тормозных
кранов для
проверки и
регулировки,
отсоединения
головки компрессора,
очистка поршней,
клапанов, седел
клапанов, воздушных
клапанов, проверка
герметичности
клапанов и один
раз в год воздушных
баллонов на
герметичность,
состояние
диафрагм камер,
промывка антифризного
насоса и влагопоглотителя.