Принцип работы электронной педали газа
В основе ЭПГ лежит реостат, а вся работа построена за счёт контактных дорожек и внедрённых датчиков. Последние анализируют скорость и процент изменения педали, а также другие важные параметры. Компьютер, основываясь на этих данных, отдаёт команду на активацию дроссельной заслонки в определённом режиме.
Даже когда педаль Е-газа находится в одном положении, многочисленные элементы управляют подачей топлива. Они подстраиваются под малейшее изменение хода машины и окружающих условий.
Не входя в подробности, принцип функционирования Е-газа можно представить так:
- водитель нажимает на ЭПГ, её положение изменяется;
- датчики считывают угол сдвига акселератора от начального положения;
- рассчитанный импульс пересылается в ECU;
- блок отвечает командой дросселю;
- воздушный клапан открывается на требуемый угол.
Так работает новая технология Е-газ. Принцип её действия значительно сложнее, чем обычное натяжение и ослабление механического троса. Тут возможно много ошибок, связанных с датчиками и прочими компонентами.
Популярные марки:
Nissan Almera
Неисправности электронной педали газа
Основные неисправности заключаются в следующем:
- При переключениях передач (с 1 по 3, чаще всего – при переключении на пониженную) кратковременно повышаются обороты двигателя;
- При движении на первой передаче, без подгазовки обороты «плавают»;
- Машина не «отвечает» на нажатие газа;
- На приборной панели высвечивается «Check».
При появлении любого из этих признаков воспользуйтесь диагностическим разъемом на сто – он находится под бардачком (перчаточным ящиком). Коды ошибок вместе с расшифровками укажут конкретную поломку. В большинстве случаев причиной этому служит механическое повреждение проводки или датчиков:
- Отсутствие датчика (после ремонта механик забыл подключить его или установить);
- Замыкание или обрыв цепи;
- Залипание, окисление, подгорание контактов датчика, из-за чего сигналы для и от ЭБУ подаются непостоянно.
Эта проблема решается банальной заменой датчиков – они не вечны, ресурс у них маленький. А вот если из строя в блоке педали выходят сразу два датчика, электронный блок управления переводит работу двигателя в аварийный режим, и тогда автомобиль будет двигателя на оборотах не выше 1500 в 1 минуту.
Датчик положения педали акселератора (электронная педаль) двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Датчик положения педали акселератора (электронная педаль) двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
При обычном управлении движением ТС и, соответственно, работой двигателя, водитель влияет на рабочий режим изменением положения педали акселератора, которая через механический привод воздействует на положение установочного рычага ТНВД двигателя.
В ЭСУД датчик положения педали акселератора принимает на себя функцию механической связи. Он регистрирует перемещение педали или изменение угла ее положения и передает соответствующий сигнал в ЭБУ.
Педальный модуль – единое устройство, состоящее из педали акселератора и двух датчиков ее перемещения.
Устройство и принцип действия.
Существенная составная часть датчика – потенциометр, с которого снимается напряжение, зависящее от положения педали акселератора. С помощью загруженной в ЭБУ
характеристики датчика это напряжение преобразуется в относительное перемещение или величину угла положения педали в процентах.
С целью облегчения диагностики и на случай повреждения основного датчика существует резервный (дублирующий) датчик – составная часть системы контроля.
Имеющийся второй потенциометр выдает на всех рабочих режимах половину напряжения первого, чтобы можно было получить два независимых сигнала для выявления возможной неисправности.
Характеристика электронной педали.
Характеристика электронной педали акселератора должна соответствовать характеристике, приведенной на рисунке. Входное питание педали Uпит = 5±0,5 В, соответствующее 100%.
Выходная характеристика педали акселератора.
Конфигурация разъёма (распиновка).
Педальный модуль устанавливается заводом-изготовителем транспортного средства, поэтому конструкция педального модуля у различных производителей может быть различная. Нумерация контактов датчика перемещения педали может также различаться, поэтому ниже приводится схема подключения контактов без указания их нумерации.
- (провод 1.77) – ЭБУ контакт 1.77 питание датчика 1 (+5 В);
- (провод 1.79) – ЭБУ контакт 1.79 выходной сигнал датчика 1;
- (провод 1.78) – ЭБУ контакт 1.78 масса датчика 1;
- (провод 1.84) – ЭБУ контакт 1.84 питание датчика 2 (+5 В);
- (провод 1.80) – ЭБУ контакт 1.80 выходной сигнал датчика 2;
- (провод 1.76) – ЭБУ контакт 1.76 масса датчика 2
Отказ датчика положения педали акселератора.
При отказе датчика положения педали акселератора ЭБУ выводит на диагностическую лампу сообщение об ошибке. При отказе датчика положения педали акселератора частота вращения коленчатого вала двигателя начинает хаотически меняться. ЭБУ при этом выполняет следующие действия:
- Обнаруживает неисправность датчика положения педали акселератора.
- С помощью диагностической лампы оповещает водителя о возникшей неисправности. В качестве требуемого значения частоты вращения задает значение, соответствующее частоте вращения холостого хода 1000 мин -1 . Крутящий момент на этой точке не ограничивается.
Источник
Конструкция карбюратора озон и принцип работы
Автомобили семейства ваз, оснащались карбюраторами озон, имели больший ряд преимуществ перед предшественниками. Отличие заключалось в более прочном корпусе, в который устанавливались внутренние элементы системы, для исключения последствий от температурных воздействий, механических ударов.
Карбюратор ДААЗ «ОЗОН» (вид со стороны привода дроссельных заслонок): 1 — корпус дроссельных заслонок; 2 — корпус карбюратора; 3 — пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры; 4 — крышка карбюратора; 5 — воздушная заслонка; 6 — пусковое устройство; 7 — трехплечий рычаг управления воздушной заслонкой; 8 — телескопическая тяга; 9 — рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры; 10 — возвратная пружина; 11 — шток пневмопривода.
Основные особенности:
- Две главные системы дозировки топлива;
- Сбалансированная поплавковая камера;
- Электромагнитный клапан холостого хода, системы взаимодействия между камерами;
- Воздушная заслонка первой камеры приводится к действию тросиковым приводом;
- Пневматический клапан открытия второй камеры позволяет вступать в работу только по факту определённых нагрузок двигателя;
- Ускорительный насос позволяет подавать обогащенную смесь при резком нажатии на педаль акселератора.
В автомобилях используется карбюратор озон устройство которого позволяет эксплуатировать машину при тяжелых условиях. Ремонт, настройка карбюратора озон 2107 позволяет отрегулировать качество и количество топлива, а жиклеры увеличенного диаметра способствуют работе с топливом наименьшего качества.
Схема эконостата и экономайзера мощностных режимов карбюратора: 1 — дроссельная заслонка второй камеры;2 — главный топливный жиклер второй камеры;3 — топливный жиклер эконостата с трубкой;4 — главный топливный жиклер первой камеры; 5-дроссельная заслонка первой камеры;6 — канал подвода разрежения;7 — диафрагма экономайзера;8 — шариковый клапан;9 — топливный жиклер экономайзера; 10-топливный канал;11 — воздушная заслонка;12 — главные воздушные жиклеры;13 — впрыскивающая труба эконостата.
Устройство карбюратора ОЗОН спроектировано таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от автомобиля. Принцип действия основан на целом ряде систем, каждая из которых взаимосвязана, важна в системе. Карбюратор ОЗОН устройство которого состоит из наиболее важных частей:
- Поплавковая камера больше наполняется топливом через игольчатый клапан, предварительно отфильтрованным через специальную сетку;
- В рабочие камеры поступает бензин по жиклерам, соединяющим поплавковую камеру. Смешивание топлива происходит в эмульсионных колодцах с воздухом, поступающим через воздушные жиклеры.
- Перекрытие каналов холостого хода происходит электромагнитным клапаном;
- Для работы авто при режиме ХХ топливо движется по жиклерам к отделениям первой камеры, где поступает в топливопровод;
- За обогащение смеси отвечает экономайзер, который включается в работу при максимальных нагрузках;
- Конструкция ускорительного насоса выполнена в форме шарика, работает под собственным весом, когда бензин переполняет клапан.
Провалы педали газа во время движения — причины, признаки
Любая поломка транспортного средства требует своевременного исправления. При этом, одни дефекты можно отложить на некоторое время, а с другими — незамедлительно обращаться в сервис. К таким можно отнести проблемы, связанные с главными узлами транспортного средства. Например, очень часто можно наблюдать, как во время движения проваливается педаль газа. Происходит это в процессе разгона. Рассмотрим, почему такой дефект возникает и как его устранить.
Как правило, провалы педали газа во время разгона возникают на малых и средних оборотах. Так как не все водители понимают, что собой подразумевает провал, приведем основные признаки: 1) педаль газа проваливается на 2-9 секунд; 2) появляются кратковременные рывки; 3) подергивание — несколько рывков друг за другом; 4) раскачивание — несколько провалов друг за другом.
Никому не понравится, когда транспортное средство таким образом ведет себя на дороге. Если машина перестает реагировать во время разгона, приходится давить на педаль газа еще сильнее. Это, в свою очередь, сказывается на расходе топлива. И это не единственная проблема — большую роль здесь играет безопасность водителя и пассажиров. Если действие происходит в момент обгона, нельзя терять ни одной секунды. Из-за провалов педали можно не успеть завершить маневр вовремя.
Причины. Определить причину появления провалов можно при помощи диагностики. Однако, специалисты выделяют список дефектов, из-за которых можно столкнуться с такой проблемой: 1) неисправность в системе подачи топлива; 2) повреждение датчика температуры мотора; 3) сбой в ЭБУ; 4) неисправность свечей зажигания; 5) повреждение проводки; 6) засорение и поломка форсунок. Если речь идет о транспортном средстве с ГБО, проблема может заключаться в сбое блока управления, в жгуте, к которому подключаются форсунки, в газовой проводке и плохой массе.
Ремонт. Чтобы избавиться от провалов педали газа, следует проверить провода и катушки зажигания. Если есть пробои, то свечной провод будет искрить. Двигатель троит, а во время движения появляется дерганье. Это может происходить из-за естественного износа, использования некачественных деталей и плохого контакта со свечами. Если в автомобиле применяется дизельный мотор, то рывки при разгоне точно не стоит связывать с катушками, так как они не предусмотрены в конструкции.
Еще один полезный совет — провести осмотр свечей зажигания. Если есть плохой контакт с проводами, сильный нагар или неправильная топливная смесь, могут появляться провалы педали. Лучше всего проверить каждую свечу в конструкции. Последний способ устранить дефект — проверить фильтры. Речь идет о масляном, топливном и воздушном. Со временем они накапливают мусор, что приводит к снижению динамики и увеличению топливного расхода. Заметим, что даже исправный автомобиль может во время движения выдавать рывки. Если в оснащении предусмотрен мотор Евро-4, то такая проблема не должна быть удивлением.
Итог. Провалы педали газа — проблема, которая может возникнуть в любом автомобиле. Она появляется из-за большого количества причин, поэтому есть смысл проводить диагностику.
Зачем опытные водители выжимают педаль газа перед запуском двигателя?
Активное развитие автопрома привело к тому, что современные автомобили колоссально отличаются от выпущенных 25-30 лет назад. Однако, некоторые «секреты» автолюбителей остаются используемыми, несмотря на прошедшие года. Недавно я заметил одну интересную особенность за одним из знакомых водителей. Перед запуском двигателя он несколько раз выжимал педаль газа, и только после этого «крутил» стартером. Для чего он это делает? Давайте разберёмся.
Выжимать педаль газа перед запуском двигателя водители стали много лет назад. В те времена на дорогах ещё были исключительно автомобили с карбюраторной системой формирования воздушно-топливной смеси
. Конструкция была полностью механической, поэтому имела ряд характерных недостатков. Со временем карбюратор был заменён более продвинутым инжектором, гдепочти всеми параметрами управляет электронный блок .
На карбюраторных автомобилях водители нередко сталкивались с проблемами при запуске двигателя. Нередко им приходилось использовать «подсос». Об этом устройстве уже вряд ли знают многие современные водители. Для обеспечения быстрого запуска применялись и другие действия, в том числе, работа с педалью газа даже на заглушённом двигателе
. И это действительно давало результат.
Перед запуском силового агрегата водители пару раз выжимали педаль газа, после чего ждали несколько секунд и начинали «крутить» стартером. За счёт нажатия на педаль газа оставшееся в топливной системе горючее подавалось во впускной коллектор
. Оно быстро испарялось, но оставалось внутри, обеспечивая более богатую воздушно-топливную смесь. Такой подход позволял проще запустить двигатель, особенно в морозную погоду. Но что же сейчас, когда подавляющее большинство автомобилей на дорогах оснащено инжектором?
Многие опытные водители сохранили за собой привычку выжимать педаль газа перед запуском двигателя. Однако, на инжекторных автомобилях никакого толка от подобных действий не будет
. Форсунки не подадут топливо, поэтому выжимать педаль газа нет смысла. С другой стороны, ничего плохого от таких действий тоже не происходит, поэтому привычку можно считать безвредной.
Источник
Регулировка
Процесс регулировки на разных моделях авто может различаться, так как разные производители используют механизмы разной конструкции. Но для настройки можно применять одинаковый принцип. Что касается конкретной модели, то лучше заранее найти информацию по нему.
Процесс сваривания полуавтоматическим сварочным аппаратом без газа — обычной проволокой
Для начала регулировки первым делом необходимо демонтировать педаль с удерживающего кронштейна. Далее ослабляют винты, крепящие крышку. Одни винт удерживает крышку в определенном положении – его следует выкрутить полностью. Крышку поворачивают в сторону по часовой стрелке до конца, затем снова затягивают винты.
Данная регулировка позволит сократить время реакции педали. Некоторые автовладельцы отмечают что после таких регулировок скорость срабатывания можно даже сравнивать с механической педалью. Регулировка позволяет улучшить работу мотора, улучшить начало движения с места.
В тех случаях, когда нужна педаль с низкой чувствительностью, необходимо вращать крышку в обратную сторону – против часовой стрелки. Машина начинает реагировать на нажатия не так быстро.
Иногда можно встретить и вредные советы по регулировке –водители советуют подкладывать прокладки под рычаг. Это неверный подход. Иногда подкладки попадают под контактные площадки в потенциометре, а машина в результате может потерять управление.
Устройство и принцип работы электронной педали газа
Чтобы понимать, как это устроено и функционирует, нужно примерно понимать общую схему механического аналога. Функции этих систем схожи, однако самым простым узлом можно считать только традиционный привод.
Педаль «газа» — это орган управления дросселем и его заслонкой. Функция дросселя – регуляция количества воздуха. Чем больше воздуха, с тем большими оборотами будет вращаться коленчатый вал двигателя. Педаль через тросиковый привод либо через рычаги соединяется с приводом дросселя. Все это значительно снижает усилие, необходимое для нажатия на газ.
Принцип действия электронного узла сложнее, но таким образом процесс управления оборотами стал легче. Электронный акселератор используется только на моторах с инжекторной системой питания. Устройство ее – полностью электронное. В основе лежат электронные модули, преобразующие электрические сигналы.
Конструктивно узел представляет собой рычаг из пластика и крепежный кронштейн – внутри кронштейна имеются два датчика. Все эти элементы составляют цельную неразборную конструкцию.
В качестве датчиков используются потенциометры. Подвижный контакт которых находится в жесткой связи с осью рычага пластиковой педали.
Когда водитель нажимает на акселератор, электроника отправляет блоку, отвечающему за преобразование сигналов, данные об положении рычага. На следующем шаге сигнал усиливается и дроссель открывается в соответствии с настройкам автомобиля.
Если рассмотреть классическую схему, то ось педали совмещается с ползунком потенциометра. Переменный резистор изготовлен на печатной плате по технологии напыления. При нажатии на акселератор ползунки потенциометра двигаются по напыленной поверхности, меняя сопротивление в цепи.
В новых моделях авто применяют два потенциометра. Данный подход увеличивает надежность и точность управления. При поломке одного резистора система будет использовать показания второго.
Снятие и установка педали газа
Необходимо сразу вынести предостережение: модуль детали опломбирован. Если снять пломбу, самостоятельно внести поправки в конструкцию, то официальный дилер это заметит при обращении в гарантийный срок, откажет в ремонте по гарантии независимо от того, по какой причине Вы обращаетесь к нему.
Для снятия педального модуля заглушите двигатель, снимите минусовую клемму с АКБи затяните ручной тормоз. Проделайте следующие операции:
- Опуститесь к модулю с фонариком и торцовым (или головчатым) ключом на 10.
- Справа, чуть выше кронштейна педального модуля газа найдете колодку проводов. Отсоедините ее.
- Снимите педальный модуль в сборе.
- Произведите сборку в обратной последовательности.
Приводы ДЗ
На автомобилях типа ВАЗ 2114, 2110 обычно стоит ДЗ с механическим приводом, в то время как множество автомобилей Ниссан, Шевроле, Тойота, Ауди, Шкода, Опель и Рено оснащаются уже электрическим приводом.
Потому прежде чем начинать ремонт своего Лансер 9 или старенького Жигуленка, и считывать признаки неисправностей заслонки, определите, где находится элемент и какой привод имеет ДЗ.
Механический привод
Механические виды такого устройства применяются в основном на старых и бюджетных автомобилях. Привод соединяется с педалью газа и непосредственно заслонкой с помощью специального троса из металла. Именно тросик непосредственно влияет на работу и от его целостности зависит эффективность всего дроссельного узла.
Все компоненты ДЗ собраны в блок, состоящий из корпуса, ДЗ, датчика положения этой самой заслонки и регулятора ХХ.
Конструкция предельно проста, как и принцип работы, обслуживание и регулировка. Устранить неисправности можно своими руками и никакое специальное обучение вам для этого не потребуется.
Электрический тип привода
Современный автомобиль оснащен электрическим приводом ДЗ с электронным типом управлением. Это позволяет достигать нужных параметров крутящего момента, вне зависимости от режима работы мотора.
Важным преимуществом является то, что работа электрического привода обеспечивает оптимальное открытие и закрытие подачи воздуха при нажатии на педаль газа. Потому достигается низкий расход топлива, работа мотора соответствует экологическим стандартам и нормам безопасности.
Если сравнивать с механическим приводом, то какая между ними разница? На самом деле существенная:
- отсутствует механическая связь педали газа и ДЗ;
- холостой ход регулируется за счет смещения ДЗ.
Жесткая связь отсутствует, электроника отвечает за работу мотора, подачу воздуха и создание топливовоздушной смеси. С точки зрения эксплуатационных и технических характеристик машины, я считаю это отличной разработкой. Проблема лишь в том, что такой привод устроен сложнее и ремонтировать его проблематично своими руками.
Хотя по факту ДЗ ломается редко. Потому в основном требуется замена датчика, замена всего дроссельного узла или банальная чистка. Но про ремонт и обслуживание я вам расскажу отдельно.
Принцип работы и преимущества электронной педали газа
В начале девяностых годов прошлого века появились первые автомобили, которые оснащались электронными педалями газа. Это перспективная технология, которая сегодня используется практически на всех автомобилях. Тросовые механизмы, которые в прошлом механически соединяли педаль акселератора и двигатель, постепенно уходят в прошлое. Рассмотрим поподробнее преимущества и недостатки такой электронной педали газа, а также расскажем о принципе ее работы.
Уходящие в прошлое механические педали газа
Автомобили с классической механической педалью газа использовались преимущественно на карбюраторных двигателях, у которых впрыск и подачи топлива были исключительно механическими. На таких автомобилях отсутствовали различные электронные датчики, поэтому, нажимая на педаль газа, водитель приводил в движение тросик, который воздействовал на имеющуюся в двигателе механическую заслонку карбюратора. Соответственно, утапливая в пол педаль газа, заслонка полностью открывалась через тросик, а водитель мог с легкостью контролировать обороты двигателя.
Однако подобные механические системы имели многочисленные проблемы. Например, с мощными машинами, чуть переусердствовав с педалью газа, можно было перегрузить двигатель или же просто отправить колёса в пробуксовку, что было в особенности опасно при прохождении поворотов. Также могли появиться определенные проблемы с запуском автомобиля в мороз, тросик на холоде терял свою чувствительность, что приводило к невозможности правильно управлять работой двигателя.
Принцип работы электронной педали газа
В девяностых годах прошлого века на смену механической системе пришли полностью электронные узлы. Такая педаль газа не имела прямой связи с двигателем, а всю работу выполняла электроника, которая считывала нужные показатели и отправляла данные на блок управления впрыском топлива. Во многом необходимость появления такой системы была продиктована использованием инжекторов, которые обеспечивали максимально возможную отдачу двигателей внутреннего сгорания.
Принцип работы электронной педали газа чрезвычайно прост. Такая система имеет специальные датчики, которые анализируют скорость и угол отклонения педали. Далее все сведения поступают в электронный блок управления, компьютерный мозг автомобиля принимает за долю секунды решение об отдаче команды дроссельной заслонке, которая открывается на определенный угол или же топливо напрямую подаётся в цилиндры из форсунок.
По сути, такие педали представляют собой электронный модуль, состоящий из многочисленных узлов, датчиков и блоков. Электропедаль включает реостат и плату со специальными дорожками, которые дублируют друг друга и при этом способны считывать все действия водителя с педалью газа.
Однако умудренные опытом автовладельцы старой закалки отмечают, что электронные блоки, несмотря на все свои преимущества, всё же не могут быть столь надежны, как обычные механические устройства. Они отчасти правы, так как электроника априори не может быть столь надёжной, как механические системы. Однако нужно помнить о том, что простые педали с тросиками также имеют определенные недостатки, и могут доставить автовладельцу массу неприятностей. Если исходить из статистики отказов, то электронные педали газа служат дольше и имеют меньше поломок, чем старые механические устройства.
Преимущества и недостатки электронных педалей газа
К основным преимуществам таких систем можно отнести их отличную прочность, надежность и долговечность. Современные системы последнего поколения не доставляют каких-либо проблем автовладельцам, а случаи отказов отмечаются у них крайне редко.
Электронная педаль газа может работать вместе с другими автоматическими системами и электронными блоками управления двигателем. Она оптимизирована для использования на инжекторных автомобилях, позволяя обеспечить максимальную безопасность и улучшает отдачу небольших по своему объему моторов. Использовать все возможности полностью автоматического управления двигателем было бы невозможно при наличии у автомобиля старой механической системы педали газа с тросиком.
Ещё одним несомненным преимуществом электронной педали газа является упрощение запуска. Автовладельцы со стажем прекрасно помнят, как раннее на карбюраторных машинах требовалось играть педалью газа, чтобы завести двигатель и поддержать оптимальные обороты, пока мотор не прогреется. На современных автомобилях всю эту работу проделывает электроника инжектора и блока управления двигателем, поэтому как-либо работать педалью газом с таким электронным блоком уже не требуется.