Устранение выпуклости на поверхности кузова методом нагрева и быстрого охлаждения.
Основано на использовании процессов
расширения и усадки металла, при нагреве и последующем охлаждении. Ввиду
того, что пластичность кузовной стали при комнатной температуре
недостаточно высокая, применяют ее нагрев. При нагреве мягкой стали до
температуры около 800 °С (красный цвет) она становится пластичной и
легко деформируется. Нет необходимости нагревать всю поверхность, а
достаточно выбрать для этого несколько подходящих точек.
Рис. 6.2. Восстановление формы деталей с использованием
рихтовочного инструмента: а — устранение деформаций на прямолинейных
участках лицевых панелей; б — исправление деформаций на деталях с
нехруглыми поверхностями (пунктиром показана первоначальная форма
оригинальной детали); в — устранение незначительных вмятин на лицевых
панелях кузова; г — устранение вмятин на лицевых деталях, имеющих
закругленную поверхность (цифры указывают последовательность нанесения
ударов молотка)
Нагрев металла выпуклости на кузове осуществляют угольным
электродом сварочного аппарата (рис. 6.5, а) или пламенем газовой
горелки (рис. 6.5, б). Наиболее удобным для этой цели источником нагрева
является кислородно-ацетиленовая горелка № 0.
При нагреве точки металла узким пламенем
кислородно-ацетиленовой горелки небольшой круг металла быстро
разогревается докрасна и пластичность металла при этом резко возрастает.
Так как расширению нагретого металла препятствует менее нагретый
окружающий металл, то увеличение его объема происходит за счет
утолщения. Как только металл разогреется докрасна, горелка отводится, и
начинается охлаждение: нагретый круг металла становится темно-красным,
черным и продолжает далее охлаждаться.
При охлаждении металл сжимается, его объем уменьшается, но
удерживается расположенным вокруг холодным металлом, ни длина, ни ширина
которого не изменялась. Так как металл имеет температуру, не
соответствующую максимальной пластичности, то, сжимаясь, он поглощает
небольшую часть удлинения окружающего металла. Усиление процесса
осаживания металла производят уменьшением скорости распространения тепла
путем создания кольца вокруг нагретой части металла из мокрой ткани,
противодействием деформации путем нажатия на металл ручкой молотка или
трубой вблизи нагретой точки, выстукиванием границ точки металла,
нагретого докрасна, а затем и самой нагретой точки киянкой или
рихтовоч-ным молотком.
Рис. 6.3. Рихтовка небольших деформированных участков
панелей:а — схема процесса рихтовки: б — дефектный участок после
выполнения рихтовки
Рис. 6.4. Рихтовка поверхности кузова в легкодоступном
месте (переднее крыло) с использованием различных рихтовочных
инструментов
Рис. 6.5. Устранение выпусклостей на поверхности кузова
методом нагрева и быстрого охлаждения:а — нагрев металла
угольным электродом сварочного аппарата: б — нагрев металла пламенем
газовой горелки; в — последовательность охлаждения нагретой поверхности
кузова с выпуклостью
Резкое охлаждение нагретого участка кузова выполняют
тампоном асбестовой смеси или ткани, смоченной водой. Охлаждение металла
приводит к нужной осадке и принятию поверхностью кузова требуемого
профиля. При устранении выпуклости поверхности кузова данным методом
следует придерживаться последовательности охлаждения, указанной на рис.
6.5, в.
Профессиональное восстановление геометрии кузова
Компания АвтоТОТЕММ занимается легким (или точечным) кузовным ремонтом автомобилей. Такой ремонт целесообразен в том случае, когда нарушение геометрии детали составляет не более 30 % от площади конкретной детали. В случае с повреждением значительного размера потребуется большое количество ремонтного материала (шпатлевки). В процессе дальнейшей эксплуатации деталь потеряет товарный вид, т. к. толстые слои шпатлевки будут трескаться, а в некоторых случаях даже отваливаться. Эту деталь лучше заменить.
Локальный кузовной ремонт с восстановление геометрии кузова авто в большинстве случаев делается без демонтажа детали. Здесь применяется профессиональный инструмент споттер, который оснащен обратным молотком. С его применением на поврежденной детали максимально выставляется исходная геометрия и используется минимум доводочной шпатлевки – при дальнейшей эксплуатации деталь не потеряет товарного вида. Процесс проходит в несколько этапов:
- мойка,
- вышкуривание (удаление старого слоя ЛКП),
- восстановление геометрии детали,
- шпатлевание детали,
- грунтование,
- окраска,
- сушка,
- полировка,
- контроль качества.
Споттер для кузовного ремонта позволяет выполнять работы по восстановление деталей, которые раньше нужно было только полностью менять. Также значительно сокращается время работ. С ним можно применять клеевые технологии.
Также важно понимать, из какого металла изготовлена деталь: железо или алюминий. Железо эластично, поэтому произвести восстановление геометрии такой детали намного проще
При работе же с алюминием возникают трудности, ведь при растяжении металл может лопнуть, и деталь будет необходимо менять полностью.
Сколько
Устранение выпуклости-вмятины методом нагрева и осаждения металла ударным воздействием.
При рихтовке нагреванием и выстукиванием
быстро подводят горелку к центру выпуклости, прогревают ее и отводят
горелку, как только разогретое докрасна пятно достигнет диаметра не
более 10 мм при толщине металла панели 0,6- 0,8 мм. При нагреве
необходимо следить, чтобы металл не начал плавиться. Если работу
выполняют в одиночку, то горелку отставляют, а под лист помещают ручную
наковальню почти под дефект. Быстро выстукивают непокрасневший металл
вокруг нагретой точки, а затем нагретую точку, пока металл еще остается
темно-красным. Предпочтительно выполнять эту работу киянкой.
При рихтовке молотком-гладилкой сила удара должна быть
небольшой, чтобы не создать растяжения металла вместо усаживания. Если
выпуклость небольшая, то достаточно одной точки. Работу считают
завершенной только тогда, когда металл остынет до температуры окружающей
среды. Для ускорения охлаждения применяют смоченную в воде ткань. Если
необходимо осуществить дополнительные точечные нагревы, то их следует
делать не более двух, трех между каждым охлаждением.
После охлаждения нагретого листа проводят тонкую рихтовку
прогретого участка, чтобы выровнять поверхность металла, которая имела
до этого деформацию.
Для устранения обширной выпуклости (вмятины) поверхности
кузова металл предварительно нагревают (рис. 6.6, а) в месте
предполагаемого удара. Осаждение обширной выпуклости металла выполняют
на опорной плите при помощи киянки (рис. 6.6, б), а устранение вмятины —
с использованием молотка и фасонной плиты (рис. 6.6, в).
Последовательность предварительного нагрева и нанесения ударов при
устранении обширных выпуклостей (вмятин) зависит от формы выпуклости.
Если выпуклость круглая, то точки ударов 1-4 располагают по спирали в
направлении от периферии к центру, а если выпуклость длинная и узкая, то
точки ударов 1-16 располагают узкими рядами (рис. 6.6, г).
Сколько стоит восстановление геометрии кузова
Цена зависит в первую очередь от размера повреждения, марки, типа кузова, объема операций и времени их выполнения.
Виды работ | Цена, руб. |
Восстановление геометрии на одной детали | |
Восстановление геометрии до 10% бампер задний | от 1300 — 4950 |
Восстановление геометрии от 10% до 20% бампер задний | от 4950 — 8250 |
Восстановление геометрии до 10% бампер передний | 1300 |
Восстановление геометрии от 10% до 20% бампер передний | 4950 |
Нарушение геометрии до 10% от площади детали | от 500 — 4500 |
Нарушение геометрии от 10% до 20% от площади детали | от 4500 — 7500 |
Нарушение геометрии от 20% до 30% от площади детали | от 7500 — 15500 |
Монтаж/демонтаж детали (в зависимости от сложности и объема работ) и арматурные работы | от 300 — 15000 |
Восстановление геометрии до 10% дверь задняя левая | 1300 |
Восстановление геометрии накладка расширительная дверь задняя левая | от 550 — 5500 |
Восстановление геометрии от 10% до 20% дверь задняя левая | 4950 |
Восстановление геометрии от 20% до 30% дверь задняя левая | от 7500 — 1500 |
Восстановление геометрии накладка расширительная | от 550 — 5500 |
Восстановление геометрии до 10% дверь задняя правая | 1300 |
Восстановление геометрии накладка расширительная дверь задняя правая | 1300 |
Восстановление геометрии от 10% до 20% дверь задняя правая | 4950 |
Восстановление геометрии от 20% до 30% дверь задняя правая | от 8250 — 16500 |
Технология устранения деформаций кузова зависит от вида перекоса и характера деформаций деталей.
Вмятины в панелях кузова и
оперения, у которых металл после удара не растянут, чаще всего
выравнивают выдавливанием или вытягиванием вогнутого участка до придания
ему правильной кривизны и при необходимости последующей рихтовкой
выдавленной поверхности. Образующиеся в панели при большом растяжении
металла выпучины нельзя выправить рихтовкой, поскольку в процессе ее
выполнения вершина выпучины может потерять устойчивость и переместиться
на другую сторону листа. Это обстоятельство, если учесть, что для
устранения выпучины необходимо осадить излишек металла, определяет
способ ее правки.
Устранение деформаций в кузовных деталях рихтовкой.
Для исправления вмятин и восстановления формы поверхностей элементов
кузова используют ручной инструмент, представленный в разд.
5.3.
Большая номенклатура рихтовоч-ных молотков предполагает
применение того или иного молотка в зависимости от характера вмятины и
формы поверхности. Ряд молотков имеет отполированную бойковую часть, что
позволяет достичь высокой чистоты правки, а в отдельных случаях
производить устранение повреждений без разрушения лакокрасочного
покрытия.
Наковальни и фасонные плиты служат для поддержки листа во
время выправления вмятины молотком. Форма и размеры плит и наковален
выполнены с учетом наиболее часто встречающейся кривизны деталей кузова
и дают возможность применять их при восстановлении различных участков
кузова.
Рычаги предназначены для исправления различных вмятин.
Конструкция рычагов и длина некоторых из них предусматривает их
применение в труднодоступных местах через технологические окна и
отверстия в деталях кузова.