Какие зимние шины лучше выбрать: шипованные или «липучки»? 10 лучших покрышек

Десятилетиями водители спорят о том, какую резину выбрать: шины зимние шипованные или обычные «липучки»? Ведь от свойств покрышек зависит безопасность водителя и пассажиров на скользкой дороге.

Отличие липучек от шипованной резины

Главным отличием автопокрышек на липучках от шипованных, является полное отсутствие шипов на поверхности колеса. Вместо них на поверхности располагаются ламели, канавки на протекторе, которые прилипают к дорожному покрытию, тем самым обеспечивая хорошую сцепку с дорогой.

Ламели имеют свойство расширяться, при соприкосновении шины с дорожным полотном, тем самым образовывая вакуумное пространство, с помощью которого шина уверенно соприкасается с асфальтом и другим покрытием. Данные покрышки больше всего подойдут для езды по сухому и влажному дорожному покрытию, а также для передвижения в больших городах и местах, где ведется очистка дорог.

Липучки обладают рядом преимуществ, благодаря которым данные колеса значительно выигрывают у шипованных покрышек:

  • Строение ламелей гарантирует всей поверхности шины плотное соприкосновение с поверхностью дороги, равномерно распределяя воду по имеющимся канавкам. Она, в прямом смысле слова, прилипает к ровной дорожной поверхности. Отсюда имеем превосходные качества автопокрышек при езде в городской черте по очищенным дорогам.
  • Фрикционными покрышками абсолютно невозможно повредить дорожное покрытие, поэтому их использование не является вредным, если рассматривать их использование с эксплуатационной стороны.
  • Многие модели фрикционных автопокрышек, изготовлены из более мягкого материала, в отличие от шипованных. Благодаря чему, при более низких температурах покрышка не замерзнет, сохраняя, как и прежде, свойства, касающиеся упругости.

Несмотря на многие преимущества, покрышка липучка все же является довольно своеобразной, и порой не подходит для эксплуатации при различных условиях. Данные недостатки являются такими:

  • Некоторые комплекты гарантируют более слабое сцепление с дорогой, чем у шипованного аналога. Причина всему чрезмерная, по мнению специалистов, мягкость самих «липучек». При попытке ускорится, а также в случае резкого торможения или крутых маневрах, ламели совершенно свободно двигаются в различные стороны, тем самым заставляя автомобиль неуверенно себя чувствовать, даже располагаясь на сухой дороге.
  • Данные шины имеют ненадежное сцепление с заснеженным покрытием. Также, их поведение на рыхлом снегу вызывает много упреков. Шины не справляются с сильным снежным покрытием, и в следствии начинают очень сильно пробуксовывать. Также, данные автопокрышки не рекомендуется применять при выезде загород в зимнее время, когда поверхность земли покрыта снегом и морозной коркой.

Для выбора покрышек с лучшими свойствами, рекомендуется выбирать те комплекты, которые имеют хорошие характеристики и отличную репутацию на рынке или магазине. В данном рейтинге собраны десять лучших моделей фрикционных автопокрышек, которые точно не разочаруют автовладельца.

Характеристика зимних шипованных шин

Шипованная резина – это именно тот тип покрышек, которые можно и нужно ставить в зимний сезон. Их выбирают для езды по скользкой и обледенелой дороге.

Преимущества и недостатки

Как было сказано выше, шипованные колеса покупают намного чаще, чем фрикционные. И тому есть ряд объяснений:

  1. Устойчивость на дороге в зимний сезон. Как бы не вычищали дороги в холодное время, на них может оставаться тонкий слой наледи. Именно из-за него многие автолюбители попадают в ДТП. Липучка не способна остановить машину на скорости, попадая на гололедицу. Шипы буквально «вгрызаются» в лед, значительно сокращая тормозной путь.
  2. Из первого пункта можно вынести второй: машину на шипах значительно меньше заносит. В поворотах автомобиль уходит ровно по рулевой траектории.
  3. Также шипы обеспечивают лучшие разгонные характеристики автомобиля.

К недостаткам шипованной резины можно отнести:

  1. Высокий уровень шума в салоне авто.
  2. Повышенный расход топлива.
  3. Низкую морозостойкость. Большинство покрышек с шипами теряют свои свойства, если столбик термометра опускается ниже -30.

Лучшие шипованные шины

Сегодня на рынке шипованных шин можно найти продукцию как отечественного производителя, так европейские и китайские покрышки. Предлагаем ознакомиться с небольшим рейтингом шин, вместе с их стоимостью за один баллон:

  1. Nokian Tyres Hakkapeliitta 8, 4050 рублей.
  2. MICHELIN X-Ice North 4, 4040 рублей.
  3. BFGoodrich g-Force Stud, 3260 рублей.
  4. Firestone Ice Cruiser 7, 2900 рублей.
  5. Continental IceContact 2, 5705 рублей.

Иногда можно найти колеса, в которых есть точки под посадку шипов, но самих шипов нет. Это особые покрышки под шиповку.

Ошиповка шин

Для ошиповки колес лучше всего выбирать специальную, подготовленную резину. На ней уже имеются заводские технологические отверстия под установку шипов. Такие колеса можно поставить на шип как у себя в гараже, так и в профессиональной мастерской.

Некоторые автовладельцы шипуют всесезонную или фрикционную резину. Первая обладает большей жесткостью, шипы в такой покрышке держаться лучше. Однако она совершенно не приспособлена для езды по зимней дороге, поэтому лучше всего отдать свое предпочтение фрикционной резине.

Достоинства и недостатки «липучки» и «шипов»

Останавливая свой выбор на нешипованных покрышках, важно знать, что торможение при этом осуществляется посредством обеспечения хорошей сцепки с поверхностью дороги. Это происходит благодаря способности таких шин впитывать влагу

Если резина без шипов, то принято позиционировать её как «липучку», но это не совсем верно, так как существует такая разновидность зимних покрышек, как нешипованные шины с элементами стекловолокна.

Что же касается шипованной резины, то именно благодаря шипам происходит торможение на скользком дорожном покрытии. Существует несколько форм шипов:

  • квадратные,
  • круглые,
  • многогранные.

Разные производители выпускают шины с шипом определённой формы.

Именно благодаря шипам водители обязаны предсказуемому поведению автомобиля на заснеженной дороге и при гололедице. Следовательно, этот фактор стоит учесть в первую очередь, когда становится выбор между «липучкой» и шипованной резиной. Ведь если большинство времени водителю предстоит находиться на плохо очищенных заснеженных маршрутах с накатами льда, то вариант с шипами будет наилучшим.

Качество сцепки с дорожным покрытием зависит от количества шипов – чем их больше, тем лучше машина будет держаться на скользкой дороге

При выборе шипованных шин необходимо обращать внимание на расположение шипов. Они должны быть равномерно распределены по всей плоской поверхности покрышки

В иных ситуациях, когда погода по большей части дождливая даже зимой, выпавший снег моментально тает, а асфальт практически всё время мокрый, подойдут нешипованные шины – «липучки». В случае если водитель рискнул установить на свой автомобиль шипы, то устойчивость на таком дорожном покрытии будет слабой, что повышает риск дорожных происшествий. Оценив среднестатистические погодные условия в своём регионе, можно составить приблизительную картину местной зимы, тогда будет проще определиться с видом зимних шин.

Хорошее управление автомобилем, на котором установлена «липучка», обуславливается характером, а также глубиной рисунка протекторов. Много положительных отзывов от водителей получил рисунок в виде так называемых «шашечек», которые располагаются по всей плоской поверхности шины в шахматном порядке.

Что касается глубины протекторов, то по мере использования автомобиля, они имеют свойство стираться. Это происходит от того, что чаще всего ездить приходится по мокрому асфальту, а постоянная сцепка с таким покрытием способствует быстрому стиранию покрышки. Поэтому следует тщательно следить за тем, чтобы глубина протекторов была не менее 4 мм, что способствует потере свойств «липучки» на дороге. Своевременная замена изношенной резины в последствии поможет избежать многих неприятностей на дорогах.

Дополнительным преимуществом «липучки» станет более тихая езда. Разумеется, это не всегда актуально на дорогах современных мегаполисов. Автомобиль, колеса которого снабжены шипами, издаёт значительно больше шума. Любителям тихого хода это может не понравиться.

Говоря о недостатках «шиповки», стоит отметить, что такие колеса подвергаются опасности во время езды по зимним городским дорогам, которые регулярно очищаются от снега. Из-за этого повреждаются основания шипов, и они могут вылетать на полном ходу автомобиля.

Обязательным условием эксплуатации шипованной резины является необходимость предупреждения водителей о том, что на автомобиле установлен шипы. Это делается наклейкой специального знака «Ш» на заднее стекло. Таким образом можно избежать многих неприятностей, ведь наличие шипов говорит о том, что у автомобиля будет короткий тормозной путь.

Как видно, у каждого из рассмотренных видов зимних шин есть достоинства и недостатки. Выбирая для своего автомобиля подходящую резину, нужно учитывать и климатические условия в регионе, и частоту возможных выездов за город, а также регулярность очищения подъездных путей в своём дворе. Одним словом, принять правильное решение поможет полная картина зимы в вашем регионе.

На наш взгляд, среднестатистическому водителю зимой в условиях города лучше ездить на «липучках», потому как такая резина способна не дать потерять контроль над автомобилем на дороге даже при смешанном варианте погодных условий.

Характеристика нешипованных шин

Фрикционные покрышки используют для улучшения сцепления с дорогой. Их стихия – мокрое или влажное дорожное покрытие. Именно в этих условиях влага попадает в бороздки ламелий, образовывая с дорогой прочное сцепление.

Плюсы и минусы

Многие автовладельцы используют липучку как всесезонную резину, «переобувая» машину в последний момент, когда из покрышки начинает проступать корт. Автовладельцы любят ставить липучку из-за ее положительных качеств:

  1. Отличное сцепление с мокрой или влажной дорогой. Ее можно использовать даже зимой, если вы передвигаетесь преимущественно по рыхлому снегу.
  2. Сниженный расход топлива, за счет большего пятна контакта с дорогой.
  3. Низкий уровень шума от колес.
  4. Липучка не задубеет на морозе, как шипованная резина.

Данный тип резины часто рассматривают как более дешевую альтернативу шипам. Но и у нее есть свои минусы:

  1. В летнее время покрышка сильно нагревается. Внутри шины происходят небольшие изменения, колесо начинает «плыть» на дороге. Машина становится менее управляемой, у нее удлиняется тормозной путь.
  2. Липучка практически бессильна на любом виде гололедицы.

«Липучка» бывает разной

Основной аргумент сторонников шипованной резины заключается в том, что стандартная зимняя резина при сильном морозе «дубеет» и теряет свойства. Дело в том, что на самом деле существует два вида зимних покрышек.

Европейские.

Эта резина даже рисунком зачастую похожа на летнюю. Предназначена она для поездок по городу в условиях мягкого климата. Идеально подходит для самых южных регионов России

При очень низких температурах зимняя резина европейского типа действительно ухудшает свою эластичность, поэтому в условиях отечественных холодов лучше не надеяться на идеальную работу дорожных служб и обратить внимание на второй тип

Скандинавские.

Эти колеса разработаны специально для работы на сильном морозе. В основном их используют в странах Северной Европы, климат которой очень сходен с российским. Покрышки не теряют эластичности и обеспечивают хорошее сцепление с дорогой.


Подготовка машины к зиме

Сцепление с зимней дорогой. Фрикционная резина этого типа остается очень мягкой при самых лютых морозах. Она не «дубеет» и прекрасно сохраняет свойство «липучести». Уверенное сцепление с дорогой в тяжелых зимних условиях обеспечивает также специально разработанный рисунок протектора. Ездить на таких скатах зимой все равно, что ходить по пересеченной местности в удобных кроссовках. В то же время передвижение на шипованной резине напоминает цоканье каблуком-шпилькой по асфальту.

Разгонные характеристики. В условиях плотного снежного покрытия на скандинавской «липучке» вы разгонитесь до сотни на три секунды быстрее, чем на шипах. Связано это с тем, что фрикционная покрышка «прилипает» к насту, сразу же обеспечивая надежное сцепление с дорогой. Шипованное колесо еще должно добраться до твердого основания, чтобы «вцепиться в него зубами».

Поведение в поворотах. Многочисленные испытания показали, что если автомобиль оснащен шипованной резиной, то при входе в поворот он теряет порядка 25% запаса сцепления с дорогой по сравнению с машиной, «обутой» в скандинавскую «липучку». Один из последних тестов провел популярный журнал для водителей «Авторевю». Вывод очевиден – даже не самый опытный автолюбитель будет чувствовать себя на вираже увереннее с такой фрикционной покрышкой.

Управляемость на снегу. При испытаниях разнообразных колес на снежном покрытии толщиной три сантиметра худшие показатели продемонстрировали скандинавские покрышки самого дешевого ценового диапазона. Они теряли сцепление с дорогой на скорости порядка 25 км/ч

Внимание: вся шипованная резина теряла управляемость на более низких скоростях!


Как работает резина липучка

  1. Тормозной путь. При сильном морозе владельцам авто с шипованными колесами следует быть готовыми к тому, что тормозной путь машины будет увеличиваться. Связано это с тем, ледяная корка на поверхности дороги становится более твердой и шипам становится сложнее войти с ней в зацепление. Со скандинавской зимней резиной таких сюрпризов не происходит – принцип «прилипания» и сохраненная эластичность позволяют ей работать одинаково эффективно в большом диапазоне температур.
  2. Шумность. Металлический лязг при попадании на сухие участки асфальта, гул и завывание – такие звуки сопровождают поездку на шипованной резине. Мягкая и эластичная зимняя «скандинавка» просто «обнимает» все неровности, не создавая лишнего шума.
  3. Износостойкость. Отъездив один сезон на шипованных колесах, владелец зачастую с удивлением обнаруживает, что половина шипов бесследно исчезла. Да, они вылетают даже из самых дорогих покрышек. Кроме этого, сама резиновая смесь изначально немного жестче, чем у скандинавской липучки. Поэтому износ протектора у «шиповки» происходит быстрее, чем у «липучки». Скандинавская фрикционная резина подарит вам приятный бонус в виде парочки «лишних» сезонов.
  1. Расход топлива. Шипы, «вгрызаясь» в асфальт или ледяную корку, создают дополнительное сопротивление движению. Это, естественно, приводит к повышению расхода топлива. Мягкой «липучке» такая проблема совершенно не свойственна.

7 секретов правильной обкатки шипованных шин

Что лучше: шипы или липучка?

ШИПОВАННАЯ РЕЗИНА

Шипы – это небольшие выступы, расположенные на внешней стороне шины. Обеспечивают контакт с заснеженным или ледяным покрытием и позволяют надежно управлять автомобилем.

Шипованная резина по своему составу напоминает летнюю. Шип, являющийся основным тормозящим элементом, может быть квадратной или круглой формы.

Не рекомендовано использовать шиповку на сухом асфальте. Из-за перегрева резина может поплыть, а следовательно снизится управляемость, ухудшится торможение и вхождение в повороты.

В последнее время производители озаботились развитием данного вида шин. Изменилась форма, усилили посадочное место и крепление, улучшилось сцепление с дорогой.

Достоинства:

  • Хорошая проходимость по глубокому снегу;
  • Отличное сцепление на снегу и льду вне зависимости от нагрузок;
  • Укороченный тормозной путь на льду.

Недостатки:

  • Шумная резина;
  • Небольшой срок службы;
  • Увеличение расхода топлива;
  • Стачиваются и вылетают шипы;
  • Плохое сцепление на мокром покрытии;
  • Небольшая вибрация руля.

ЛИПУЧКА

Липучка представляет собой мягкий вид резины с большим числом мелких прорезей. Эти разрезы позволяют колесам цепляться за поверхность дороги.

Особый состав резины делает зимнюю фрикционную шину мягче шиповки и добавляет возможность приспосабливаться к разным температурным условиям. Основным свойством липучки является удержание машины на льду и мокром асфальте.

В холодную погоду шина липучка становится мягкой, что увеличивает надежность в управлении автомобилем. В теплую, обретает жесткий поверхностный слой, что обеспечивает отличную управляемость на сухом покрытии. Рисунок липучки отводит воду, образующуюся при потеплении.

Достоинства:

  • Большой срок службы;
  • Бесшумная резина;
  • Устойчивость на мокром дорожном покрытии;
  • Относительно небольшой расход топлива;
  • Отсутствие вибрации руля.

Недостатки:

  • Проходимость на снегу ниже, чем у шипов;
  • Хуже управляемость на снежном и ледяном покрытиях;
  • Большой тормозной путь на льду.

ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ЛУЧШЕ: ШИПЫ ИЛИ ЛИПУЧКА?

Это сложный и спорный вопрос: одним водителям больше нравятся липучки, другие привыкли использовать шину с шипами.

Липучку, как правило, используют водители в странах с теплой зимой, например в Японии и Европе. Шипы в данной местности запрещены, так как ледяное покрытие на дорогах отсутствует, а резина с шипами быстро стирает слой асфальта.

В России и скандинавских странах зимние шины липучки используют реже. Ледяной покров на наших дорогах встречается достаточно часто, следовательно шипы с такой задачей справятся лучше. Но это совсем не значит, что использование липучки у нас не принято.

Машина на резине с шипами неуверенно ведет себя на холодном асфальте и при поворотах, так как колеса плохо цепляются за поверхность. В то время как на снегу данная резина прекрасно цепляется за поверхность. По накатанной колее и на глубоком снегу у резины с шипами так же больше преимуществ. Иногда это позволяет избежать аварий, поскольку за городом скоростной режим выше.

А вот колеса липучки – это городской вариант, отлично справляющийся с растаявшим снегом, сухим и мокрым покрытием.

Как работает шина-липучка

Принцип работы шин – липучек кроется в их названии. Но не в привычном «народном» названии, а в более правильном – фрикционные шины. То есть принцип работы этих шин заключается в повышенном трении о ледяную поверхность. Это трение создаётся благодаря специальному материалу, из которого изготовлена покрышка, а также специальному строению протектора. Рассмотрим подробнее, как всё это работает.

Для начала рассмотрим две главные задачи, которые стоят перед зимней резиной:

  1. Улучшенное сцепление с дорогой.

Насчёт сцепления с асфальтом всё ясно, а вот для уверенного движения по льду и снегу зимняя шина должна хорошо «цепляться» за эту поверхность.

  1. Отвод лишней влаги

Во время движения шина нагревается и лёд или снег плавятся под колесом. Это уменьшает сцепление колёс с дорожным покрытием. Поэтому лишнюю влагу необходимо эффективно отводить.

Теперь рассмотрим работу обоих типов зимних шин на этих поверхностях.

Что касается сцепления со льдом, то с шипованной шиной всё понятно – сцепление обеспечивается за счёт шипов. А вот липучка работает здесь по-другому. Её поверхность более шероховатая, чем у шипованной шины, и вот эта шероховатость как раз и обеспечивает зацепление за ледяную дорогу. Плюс протектор фрикционной шины имеет много специальных бороздок — ламелей, которые присасываются ко льду, эффективно отводят лишнюю влагу и создают дополнительное сцепление.


Специальная поверхность шины — липучки

Бороздки — ламели

При движении по снегу шипованные и фрикционные шины практически не отличаются друг от друга. Здесь на сцепление работает протектор, а не шипы или фрикционный слой.

А вот при движении по влажной дороге, например, весной, осенью или во время зимней оттепели шины-липучки показывают лучшее сцепление с дорожным покрытием в сравнении с шипованными шинами. Причина здесь в том, что они лучше отводят влагу и этим уменьшают скольжение колёс.


Отвод влаги шиной-липучкой

Теперь сравним шины-липучки и шипованные шины на ледяном и снежном участках дороги.

На льду

На ледяном покрытии шипованные шины имеют лучшее сцепление с дорогой. Шипы впиваются в лёд и этим активно способствуют торможению автомобиля. Специальное покрытие шины-липучки цепляется за лёд менее эффективно.

Однако, вышесказанное сравнение справедливо, когда температура на улице не ниже 20 градусов по Цельсию. Ниже этой температуры лёд на дорогах становиться настолько твёрдым, что даже шипы не всегда могут его проколоть и лишь трутся о его поверхность. Плюс, резина шины-липучки более мягкая и лучше цепляется за лёд.

По снегу

При движении по снегу, как уже было сказано выше, основная работа по «зацеплению» ложиться на протектор шины. А поскольку фрикционные шины также, как и шипованные, имеют глубокий протектор, то и проходимость по снегу у них практически такая же. В этом случае шипованная резина в выигрыше, только если под тонким слоем снега находится лёд и приходится двигаться по нему.

А вот какие шины лучше использовать зимой, и когда лучше работают шипы, а когда — липучки, читайте в статье «Зимняя резина: шипы или липучка?«

Плюсы и минусы шипованной резины

Колоссальная популярность шипованных колес вполне обоснована, ведь они действительно создают максимально комфортные условия для езды по «зимним» дорогам. Такая резина с шипами станет настоящим спасением в гололед, да и застрять в грязи не позволит.

К числу преимуществ шипованной резины относится:

  1. Зацеп с асфальтом в гололед. При наличии небольшого и равномерного гололеда, в процессе езды шипы размалывают ледяную корку, что обеспечивает наилучший контакт резины с асфальтом.
  2. Уменьшение тормозного пути в морозную погоду. Благодаря частичному разрушению ледяной поверхности, шипы оказывают сопротивление скольжению, что приводит к сокращению времени до полной остановки транспорта.
  3. Максимальный контроль на поворотах. В данном случае шипы выступают в качестве абразивного элемента, поэтому способны разрушить даже самую скользкую ледяную корку.

В процессе трения шипов о поверхность дороги, шипованная резина нагревается, благодаря чему ледяной слой довольно быстро подтаивает, обеспечивая необходимую «смазку» между шиной и дорогой. Несмотря на такие важные преимущества, даже шипованные шины имеют свои недостатки:

  1. Шумность. При езде по твердому асфальту шипы издают довольно громкий шум, сбивающий с толку водителя. Дело не только в том, что гул нервирует, такой громкий звук может замаскировать другие шумы, говорящие о появлении неполадок в работе автомобиля.
  2. При контакте с асфальтом шипы стираются. Движение по очищенной от снега трассе привет к постепенному изнашиванию шипов, о чем будет свидетельствовать тот самый шум. Шипы могут вылетать, теряться, в результате чего шипованные покрышки превратятся в самые обычные «лысые» шины;
  3. Продление тормозного пути по очищенной трассе. В процессе езды по сухой дороге твердые шипы уменьшают силу зацепа, из-за чего автомобиль тормозит хуже, чем на покрытой льдом дороге.
  4. Шипы бесполезны на заснеженной дороге. При езде по дороге, покрытой толстым слоем снега, шипованные шины не принесут никакой пользы, поскольку шипы попросту не могут зацепиться за твердую поверхность. Автомобиль будет пробуксовывать, что приведет к еще большему «замыливанию» протектора, а значит, зацеп шипованных покрышек только ухудшится.

Главный недостаток шипованной резины – способность стираться при движении по сухому асфальту, однако это сложно назвать препятствием в покупке таких покрышек. Сегодня существует огромный выбор шипованных колес, на которых шипы способны самостоятельно прятаться. Если шина находится на ровном сухом асфальте, то под возникающим давлением, шип прячется в протектор. При движении автомобиля по гололеду наблюдается обратный эффект.

Основные особенности резины с шиповкой

Модель «Нокиан Хаккапелита»

Покрышки с шипами эксперты советуют водителям пригородов, где дороги требуют высокого уровня проходимости, т. е. там, где дорожное полотно отличает много тяжелых поворотов и виражей, а покрытие обледеневшее или заснеженное. В такой ситуации легко увидеть плюсы шипов:

  • Короткий тормозной путь.
  • Качественная сцепка колес с дорожным полотном.
  • Отличная управляемость.
  • Отсутствие заносов во время маневров.

На заметку!
Если обледеневшая дорога начала подтаивать, то без шиповки будет опасно. Основным достоинством шипов перед фрикционной резиной является то, что машина с первой вариацией может активнее развивать скоростной режим на льду, чем такая же, но с липучками, и поэтому торможение лучше.

Минус шипованной резины в том, что при очень низкой температуре около -30 °С шипы становятся ненужными, потому что ледяное покрытие, сформировавшееся на дороге, становится очень твердым, и его никакая шиповка не берет. Помимо этого, шипы могут выпадать из протектора, несмотря на инновационные технологии и модернизацию покрышек. В такой ситуации лучше ведет себя фрикционная резина за счет уникальной структуры протекторного рисунка и его специфики.

Ещё одним слабым местом шиповки является бесполезность на асфальтированной и очищенной дороге (это достаточно часто происходит зимой). Если их применять на такой трассе, то снизится управляемость авто, тормозной путь станет больше, а сами шины быстро сотрутся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: