Влияет ли лямбда зонд на расход топлива и на работу двигателя

Отключение лямбды на программном уровне

Наиболее правильным вариантом считается не физическое, а программное устранение зонда. Для этого требуется прошивать электронную начинку авто под экологический стандарт Евро-2. В то время как обманки лишь имитируют работу, чип-тюнинг имеет следующие преимущества:

  • Улучшение тяги на низких оборотах;
  • Повышение крутящего момента и мощности движка;
  • Повышение отзывчивости педали акселератора;
  • Уменьшение расхода топлива;
  • Общее улучшение динамических характеристик машины;
  • Повышение плавности переключения скоростей;
  • Оптимизация работы мотора при включенном кондиционере.

В цену обязательно входит предварительная диагностика двигателя, точные расценки устанавливает мастер после осмотра и в зависимости от того, какой электронный блок управления установлен в авто и что требуется от программы.

Автосервис «Мастер глушителей» в Санкт-Петербурге профессионально занимается вопросами выхлопной системы автомобиля. Устраняем любые неисправности в короткий срок, проводим диагностику, помогаем с выбором наиболее подходящих вариантов ремонта. Мы сможем быстро удалить лямбду и поставить обманку, а также предоставляем другие услуги по ремонту и тунингу выхлопной системы автомобиля! Звоните по указанному на сайте номеру, и мы проконсультируем вас по любому вопросу!

Зачем нужна лямбда

Ключевое предназначение датчика — контролировать правильный состав топливной смеси. Ее состояние определяется количеством кислорода в выхлопе. Показатели должны соответствовать нормам, иначе:

  • Если кислорода мало, то с выхлопом будет выходить сажа, значит, топливо сгорает неправильно;
  • Если кислорода много, то вытесняется оксид азота, что негативно влияет на работу двигателя.

Вот почему датчик кислорода — очень важный элемент для нормального функционирования автомобиля. С его помощью осуществляется контроль эффективности работы мотора путем регулирования состава топливно-воздушной смеси. Двигатель работает хорошо только в том случае, если в цилиндры подается строго определенный объем горючего. При неправильной работе лямбды расход зачастую понижается, возникает неконтролируемый выбор загрязняющих компонентов, а автомобиль не соответствует установленным законом нормам.

Причины выхода из строя лямбда-зонда

Ресурс датчика кислорода, при нормальных условиях эксплуатации, обычно составляет 60-80 тыс.км.Возможные причины выхода лямбда-зонда из строя следующие:

  • применение этилированного или некачественного бензина (особенно опасно содержание свинца);
  • использование при установке кислородного датчика нетермостойкого или содержащего силикон герметика;
  • перегрев лямбда-зонда по разным причинам (неправильно выставленный угол опережения зажигания, богатая топливно-воздушная смесь, перебои в зажигании);
  • многократные, неудачные попытки пуска двигателя (что приводит к попаданию топлива в выхлопную систему и возникает опасность воспламенения с детонацией);
  • плохое состояние маслосъемных колпачков (попадание масла в выхлопную систему);
  • попадание антифриза в выхлопную систему;
  • обрыв, плохой контакт, замыкание на массу выходной цепи датчика кислорода;
  • негерметичность в выхлопной системе.

В случае неисправности лямбда-зонда электронный блок управления системы впрыска топлива («мозги») начинает работать по усредненным показателям, записанных в его памяти. Соответственно состав топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального. В результате чего возможны следующие проблемы, которые и будут указывать на неисправность датчика кислорода:

  • неустойчивая работа двигателя на малых оборотах;
  • повышенный расход топлива;
  • ухудшение динамики автомобиля;
  • потрескивание в районе катализатора после остановки двигателя;
  • на некоторых автомобилях, загорание лампочки CHECK ENGINE.

Устройство

Конструкция данного механизма предполагает наличие следующих элементов:

  • Металлический корпус с резьбой.
  • Электрический нагреватель.
  • Наконечник.
  • Защитный экран.
  • Токопроводящий контакт.
  • Уплотнительная манжета для провода.
  • Изолятор.

В основе механизма лежат два чувствительных электрода. Внешний имеет платиновое напыление, благодаря которому электрод сильно чувствителен к кислороду. Внутренний же изготовлен из циркония. Устанавливается датчик таким образом, чтобы сквозь него проходили отработанные газы. Внешний электрод улавливает О2, после чего измеряется потенциал между двумя наконечниками. Чем он выше, тем больше кислорода в системе.

Широкополосный датчик кислорода являет собой усовершенствованную конструкцию двухконтактного механизма. Отметим, что потенциал разницы измеряется под воздействием определенной силы тока.

Минусы отключения лямбда-зонда

Мнения экспертов по поводу целесообразности процедуры расходятся. Некоторые мастера убеждены, что датчику нельзя отключаться, поскольку в этом случае ЭБУ (электронный блок управления) автомобиля активирует автономный режим подачи топлива, и это окажет отрицательное влияние на расход горючего. Кроме того, если ездить со сломанным либо отключенным кислородным датчиком, то есть вероятность возникновения таких проблем:

  • Ухудшение запуска мотора из-за появления налета сажи на свечах зажигания — особенно это выражается при холодном запуске, зазор свечи становится меньше, а ТВС хуже воспламеняется;
  • Снижение мощности автомобиля в связи с нагаром на клапанах, уменьшающему продуваемость выхлопных и всасывающих ходов в головке блока цилиндров;
  • Самопроизвольное выключение двигателя после старта вследствие расплавления катализатора из-за большого количества нагара;
  • Кроме того, нагар на поршнях приводит и к более серьезным поломкам.

Нужно отметить, что вероятность данных неполадок гораздо выше, если процедуру удаления лямбды производит непрофессиональный работник. Если мастер понимает, что и как он делает, и не просто снимает запчасть, а совмещает процедуру с программной перепрошивкой, то проблемы возникают редко.

Как проверить лямбда-зонд

Датчик стоит проверить, если появился один из следующих симптомов:

  • появление на холостом ходу так называемых плавающих оборотов;
  • спад мощности мотора;
  • замедленная реакция на нажатие акселератора;
  • увеличение расхода горючего;
  • частый перегрев мотора;
  • хлопки при работе двигателя;
  • дерганье во время езды.

Для начала проводят визуальный осмотр. Для этого зонд извлекают из посадочного места, а затем изучают на предмет наличия повреждений. На приборе не должно быть оплавлений и сколов, контакты тоже должны быть целыми.

Если внешний осмотр ничего не дал, стоит провести диагностику напряжения, которое поступает на прибор. Для этого нужно:

  • включить зажигание, не производя пуск двигателя;
  • отсоединить контакты датчика;
  • вольтметром замерить напряжение на контактах подогрева и массы.

Напряжение не должно отличаться от бортового.

Контакт массы – верхний справа, подогрева – верхний слева (если держать разъем защелкой кверху). Следует помнить, что на некоторых моделях авто может быть использована друга распиновка, но на большинстве применяют именно такую.

Также можно замерить сопротивление контактов нагревательного элемента датчика. Оно должно быть равно от 3 до 11 Ом.

Другой способ проверки – замер напряжения на разогретом датчике. Это потребует выполнить следующие действия:

  • подключить параллельно выходным контактам лямбда зонда мультиметр в режиме измерения напряжения;
  • завести авто и дать двигателю поработать несколько минут.

При нормальном функционировании прибора мультиметр должен показывать от 0,2 до 1 В и обновляться не чаще, чем 1 раз в 10 секунд.

Чтобы понять, правильно работает устройство или нет, лучше совместить все приведенные способы проверки.

Как работает датчик кислорода

Существует несколько типов лямбда-зондов, но для простоты в этой статье мы рассмотрим только обычные генерирующие напряжение датчики кислорода.

Как следует из названия, генерирующий напряжение датчик кислорода генерирует небольшое напряжение, пропорциональное разнице в количестве кислорода внутри и снаружи выхлопного газа.

Для правильной работы лямбда-зонд необходимо нагреть до определенной температуры. Типичный современный датчик имеет внутренний электрический нагревательный элемент, который питается от ЭБУ двигателя.

Когда топливовоздушная смесь (ТВС), поступающая в двигатель, бедная (мало топлива и много воздуха), в выхлопе остается больше кислорода, и кислородный датчик создает очень небольшое напряжение (0,1 – 0,2 В).

Если ТВС обогащается (много топлива и мало воздуха), в выхлопе остается меньше кислорода, поэтому датчик будет генерировать бОльшее напряжение (около 0,9 В).

Принципы функционирования устройства

Основным предназначением датчика является получение и преобразование информации о содержании кислорода в отработанных газах. В дальнейшем эта информация поступает в блок управления, а потому любая неисправность лямбды лишает контроллер таких сведений. На самом деле, показатель содержания кислорода постоянно изменяется, и это находит свое отражение в изменении электрического сигнала. Как только лямбда зонд зафиксировал подобные изменения, он подает соответствующую информацию. Конечно, если это изделие не оригинал, то гарантировать его полноценную и безотказную передачу данных он попросту не сможет.

После того, как данные о содержании кислорода переданы на контроллер, последний сравнивает полученные значения с теми, которые были в него заложены при настройке. Если обнаруживается несоответствие, то контроллеру приходится изменять длительность стадии впрыска. Это необходимо для того, чтобы максимизировать эффективную работу мотора, снизить вредные выбросы и, заодно, сэкономить на расходе горючего.

Обманка кислородного датчика (лямбда-зонда)

Есть категория автолюбителей, предпочитающих обход различных электронных узлов автомобиля. Обманка всё решит! Здесь выскажу своё личное мнение. 

Тем не менее, приведём варианты обманок кислородного датчика

Как видим по схемам обманок, они типовые. Но, покупая хороший автомобиль, нужно предполагать расходы на его содержание и обслуживание. Такие варианты отключения датчиков ни к чему хорошему не приводят!

 
О признаках и причинах неисправностей лямда-зонда также читайте на нашем сайтеhttp://www.vk-sto.by/blog/ljamda_zond_ili_kislorodnyj_datchik_priznaki_neispravnosti/2019-10-20-12

Конструкция датчика кислорода на основе диоксида циркония (ZrO2)

  • Наружный электрод — осуществляет контакт с выхлопными газами.
  • Внутренний электрод — контактирует с атмосферой.
  • Нагревательный элемент — используется для подогрева кислородного датчика и более быстрого вывода его на рабочую температуру (около 300 °C).
  • Твердый электролит — расположен между двумя электродами (диоксид циркония).
  • Корпус.
  • Защитный кожух наконечника — имеет специальные отверстия (перфорацию) для проникновения отработавших газов.

Устройство наконечника лямбда-зонда

Внешний и внутренний электроды покрыты платиновым напылением. Принцип работы такого лямбда зонда основан на возникновении разности потенциалов между слоями платины (электроды), которые чувствительны к кислороду. Она возникает при нагревании электролита, когда через него происходит движение ионов кислорода от атмосферного воздуха и выхлопных газов. Напряжение, возникающее на электродах датчика, зависит от концентрации кислорода в отработавших газах. Чем она выше, тем ниже напряжение. Диапазон напряжений сигнала кислородного датчика находится в пределах от 100 до 900 мВ. Сигнал имеет синусоидальную форму, у которой выделяются три области: от 100 до 450 мВ — бедная смесь, от 450 до 900 мВ — богатая смесь, значение 450 мВ соответствует стехиометрическому составу топливовоздушной смеси.

Назначение лямбда-зонда

Лямбда-зонд (датчик кислорода, регулятор лямбда, датчик концентрации кислорода в отработавших газах, Датчик о2) — это кислородный датчик в выхлопной системе, который позволяет отслеживать количество кислорода в отработавших газах. Откуда же взялось такое необычное название этого датчика? Слово лямбда происходит от одноименной греческой буквы, которая в автомобилестроении означает коэффициент избытка кислорода в топливно-воздушной смеси. А слово зонд от франц. sonder — исследовать, выведывать. Так зачем же нужно знать какое количество кислорода находится в выхлопных газах? Дело в том, что жесткие экологические нормы давно ввели в обиход такую вещь как катализатор, устройство снижающие выброс вредных веществ в атмосферу. А для эффективной и долговечной работы катализатора необходимы особые условия (оптимальное соотношение топлива и кислорода). Оптимальное соотношение топливно-воздушной смеси — это когда на 1 кг топлива приходится 14,7 кг воздуха, в этом случае лямбда=1, такая смесь называется стехиометрической и при сгорании топлива выделяется наименьшее количество вредных веществ. При лямбда<1 смесь называют богатой (избыток бензина, не хватает кислорода для полного сгорания), а при лямбда>1 — бедной (переизбыток кислорода). Количество кислорода в смеси измеряется довольно оригинальным способом — путем измерения остаточного количества кислорода в отработавших газах. Поэтому лямбда-зонд и стоит в выхлопной системе перед катализатором. Лямбда-зонды бывают 2-х типов: резистивные и электрохимические. Резистивные — изменяют свое сопротивление в зависимости от среды, в которой находятся. Но в настоящее время используются электромеханические датчики кислорода, которые основаны на свойстве диоксида циркония ZrO2 создавать разность напряжения в зависимости от количества кислорода (в выхлопных газах и в окружающем воздухе).

Идентификация датчика кислорода

Передний лямбда-зонд перед каталитическим нейтрализатором обычно называют датчиком «выше по потоку» или датчиком 1.

Задний датчик, установленный после катализатора, называется датчик «ниже по потоку» или датчик 2.

Типичный рядный 4-цилиндровый двигатель имеет только один блок (ряд 1 / банк 1). Поэтому в рядном 4-цилиндровом двигателе термин «Банк 1, Датчик 1» просто относится к переднему датчику кислорода. «Банк 1, Датчик 2» — это задний кислородный датчик.

Двигатель V6 или V8 имеет два блока (или две части этого «V»). Обычно блок цилиндров, содержащий цилиндр № 1, называется «Банк 1».

Использование в бытовой технике отопления

При использовании котлов лямбда-зонд может измерять содержание кислорода в дымовых газах и, таким образом, регулировать котле , чтобы предотвратить переизбыток охлаждающего приточного воздуха или монооксида углерода (с неиспользованной остаточной теплотворной способностью) из-за недостатка кислород , который лишит отопительную систему энергии. Чем больше расстояние между пламенем и датчиком, тем труднее становится контроль из-за возникающего при этом мертвого времени

Поэтому важно установить зонд как можно ближе к камере сгорания. Как правило, в Европе устройства устанавливаются с λ> 1,3, чтобы соответствовать выбросам загрязняющих веществ в соответствии со стандартами котлов DIN EN 15502 для газообразного топлива и горелок с наддувом DIN EN 676 для газообразного топлива

Снижение выбросов является результатом более интенсивного охлаждения дымовых газов подаваемым воздухом (уменьшение термических оксидов азота ). Доля несгоревших углеводородов и монооксида углерода также снижается, поскольку в горючей смеси больше молекул кислорода и увеличивается вероятность полной реакции топлива и кислорода с образованием диоксида углерода и воды.

Поскольку рост напряжения вблизи λ = 1 является сильно нелинейным и может приводить к управляющим колебаниям, значения напряжения ограничиваются диапазоном напряжения, подходящим для уставки 1,3 (прибл. 0,1 В для датчиков с воздушным опорным сигналом). . На практике используются системы отопления на дровах и газовые системы отопления с лямбда-датчиками. Сигнал лямбда-зонда используется для регулирования подачи воздуха через скорость вентилятора или количество подаваемого топлива.

Основные виды лямбда-зондов

В конструкции современного автомобиля могут присутствовать следующие лямбда-зонды:

1. Циркониевый

Изготовленный из керамики и циркония наконечник со всех сторон покрыт защитными пластинами из пористых платиновых электродов, которые выполняют роль проводников тока. Стоит отметить, что свойства электролита активизируются только при нагреве диоксида циркония выше +350 °C. Получается, что лямбда-зонд будет выдавать ошибку, если не прогреется до определенной температуры. Быстрый нагрев устройства осуществляется благодаря встроенной нагревательной конструкции с керамическим изолятором.

Посредством прохождения через небольшие просветы в защитном кожухе выхлопные газы поступают к наружной части наконечника. Воздух, в свою очередь, проникает внутрь датчика через специальную пройму в корпусе устройства или пористую уплотнительную крышку.

Разница потенциалов формируется благодаря перемещению ионов кислорода по электролиту между наружным и внутренним платиновыми электродами.

Напряжение на электродах обратно пропорционально объемам кислорода в выхлопной системе.

При наличии оповещения, поступающего от датчика, блок управления выравнивает содержание компонентов топливовоздушной смеси. Напряжение, поступающее от лямбда-зонда, каждую секунду меняется по несколько раз, что позволяет оптимизировать состав смеси независимо от режима работы ДВС.

В зависимости от количества проводов лямбда-зонды из циркония делятся на несколько групп:

  • однопроводные – оснащены одним сигнальный проводом, при этом контакт на массу осуществляется через корпус;
  • двухпроводные – имеют сигнальный и заземляющий провода;
  • трех- и четырехпроводные – подразумевают наличие системы нагрева, а также подведенных к ней управляющих и заземляющих проводов.

2. Титановый

Внешне схож с циркониевым, но в данном случае чувствительная деталь датчика изготовлена из диоксида титана. Объемное сопротивление устройства меняется с учетом изменения количества кислорода в смеси: от 1 кОм при богатой смеси до более 20 кОм при бедной. Вместе с этим меняется проводимость титанового элемента, о чем лямбда-зонд сообщает блоку управления. Эффективность датчика рассматриваемого вида достигается только при температуре +700 °C, поэтому без нагревательного элемента здесь не обойтись.

Титановый лямбда-зонд имеет высокую цену и сложную конструкцию, что отрицательно сказывается на популярности данных устройств.

3. Широкополосный

В отличие от вышеописанных моделей, широкополосные приборы имеют конструкцию, состоящую из двух камер: измерительной и насосной.

В измерительном отсеке поддерживается такой состав газов, при котором лямбда равна единице. Что касается насосной камеры: если мотор работает на бедной смеси, камера убирает лишний кислород из диффузионного зазора в атмосферу, а если на богатой – пополняет диффузионное отверстие недостающим кислородом из внешней среды. Направление тока для перемещения кислорода в разные стороны меняется, а его величина пропорциональна объемам бесцветного газа.

Нормальное функционирование широполосных датчиков возможно при температуре +600 °C, что достигается за счет работы нагревательного элемента в датчике.

Широкополосные датчики кислорода детектируют лямбду от 0,7 до 1,6.

Устранение неисправностей датчика O2

Чтобы определить причину неправильной работы датчика O2, выполните следующие действия:

Считайте коды неисправностей с помощью диагностического прибора

Обратите внимание, что при обнаружении проблем с датчиками O2 прибор часто выдает несколько кодов неисправностей.
Лямбда-зонды имеют внутренний нагреватель, поэтому следует проверить сопротивление нагревателя — оно обычно бывает довольно низким.
Проверьте подачу питания на нагреватель — зачастую это провода одного цвета.
Проверьте электрический разъем на наличие повреждений или грязи. 
Проверьте выпускной коллектор и топливные форсунки на наличие утечек, а также состояние элементов системы — это может повлиять на правильность работы датчика.
Проверьте правильность показаний датчика O2, выполнив замер концентрации кислорода с помощью четырех- или пятикомпонентного газоанализатора.
Используйте осциллограф для проверки сигнала на холостом ходу и при 2500 об/мин.
Если доступ к проводке датчика затруднен, используйте данные в реальном времени, чтобы проверить наличие сигнала.
Проверьте состояние защитной трубки чувствительного элемента датчика на наличие признаков повреждения и загрязнения.

Что такое лямбда зонд

Лямбда зонд (в народе – кислородник) – это датчик, который определяет, сколько кислорода содержится в отработанных выхлопных газах, выделяемых двигателем. Название прибора произошло от греческой буквы лямбда (пишется «λ»). Именно с ее помощью выражают коэффициент содержания кислорода в выхлопах при его подсчете.

Зачем нужен подобный датчик? Он выполняет две функции.

  • Контроль эффективности работы мотора. Если в отработанных газах избыток кислорода, значит, реакция окисления бензина (то есть горение) протекает со слабой интенсивностью. Сгорает не весь бензин, его окисляет не весь кислород. Поэтому подачу топлива надо уменьшить. В обратной ситуации, когда кислорода в выхлопах слишком мало, подача горючего увеличивается.
  • Обеспечение максимально безвредных выхлопов. В последнее время существенно возросли требования к экологичности отработанных газов. По установленным в большинстве сран мира стандартам нельзя, чтобы в атмосферу попали несгоревшие частицы топлива. Лямбда зонд обеспечивает их полное сгорание.

Таким образом, лямбда зонд осуществляет регулирование состава топливной смеси и тем самым стабилизирует работу мотора.

Как работает датчик O2?

В большинстве автомобилей установлено по крайней мере два кислородных датчика, расположенных в выхлопной системе. Один из них обязательно устанавливается перед каталитическим нейтрализатором, а один или несколько — после каталитического нейтрализатора. Кислородный датчик, установленный перед каталитическим нейтрализатором, регулирует подачу топлива, а датчик, расположенный после него, измеряет эффективность работы каталитического нейтрализатора.

Датчики O2 обычно можно отнести к категории узкодиапазонных или широкодиапазонных.  Чувствительный элемент находится внутри датчика, заключенного в стальной корпус. Молекулы кислорода из выхлопных газов проходят через крошечные прорези или отверстия в стальной оболочке датчика, чтобы достичь чувствительного элемента, или ячейки Нернста. С другой стороны ячейки Нернста кислород из воздуха вне выхлопной системы перемещается вниз по датчику O2 и контактирует с ним. Разница в количестве кислорода между наружным воздухом выхлопными газми вызывает поток ионов кислорода и создает напряжение.

Если смесь выхлопных газов слишком богата и в выхлопе слишком мало кислорода, в электронный блок управления (ЭБУ) двигателя подается сигнал на уменьшение количества топлива, поступающего в цилиндр. Если смесь выхлопных газов слишком бедна, то посылается сигнал на увеличение количества топлива, подающегося в двигатель. Если топлива слишком много, в выхлопных газах присутствуют углеводороды и угарный газ. Если топлива слишком мало — загрязняющие атмосферу оксиды азота. Сигнал датчика помогает поддерживать оптимальный состав смеси. Широкодиапазонные датчики O2 имеют дополнительную насосную ячейку O2 для регулирования количества кислорода, подающегося к чувствительному элементу.  Это позволяет производить измерения в гораздо более широком диапазоне соотношения компонентов топливной смеси.

Общие правила подключения

Начиная с 1999 года на автомобили, как правило, устанавливаются циркониевые либо титановые кислородные датчики, отвечающие определенным стандартам относительно расцветки проводов. Количество проводов – обычно четыре. Чуть ниже представлены таблицы для тех и других зондов. В подавляющем большинстве случаев для проверки вам потребуется первая таблица – для циркониевых датчиков, но изредка можно встретить и титановые.

Если при сверке выявлено, что сочетание цветов в одной из колонок таблицы соответствует цветам проводов лямбда-зонда вашего автомобиля, то это означает, что зонд конструктивно устроен именно так, и распиновку следует производить в соответствии с этими данными.

Предназначение

Сочетания цветов (циркониевые зонды)

1

2

3

5

6

Сигнал (плюс)

Синий

Черный

Черный

Фиолетовый

Зеленый

Сигнал (минус)

Белый

Серый

Серый

Бежевый

Белый

Нагреватель (плюс)

Черный

Фиолетовый

Белый

Коричневый

Черный

Нагреватель (минус)

Черный

Белый

Белый

Коричневый

Черный

Предназначение

Сочетания цветов (титановые зонды)

1

2

Сигнал (плюс)

Серый

Желтый

Сигнал (минус)

Серый

Черный

Нагреватель (плюс)

Черный

Красный

Нагреватель (минус)

Черный

Белый

       

Совет по использованию таблицы:

  1. Проверьте провода датчика кислорода в своем авто.
  2. Сравните их цвета с колонками в таблицах.
  3. Если с одной из них цвета полностью совпадают, значит, у вас именно такая конструкция и от нее следует отталкиваться.

Например, ваш лямбда-зонд оснащен четырьмя проводами таких цветов: бежевый, фиолетовый и два коричневых. Такое же сочетание указано в четвертой колонке первой таблицы. Значит, у вас циркониевое устройство с такими же проводами и принципом работы. Далее смотрим первую колонку этой же таблицы и видим, что расположение проводов по схеме следующее: бежевый идет на массу (минус), фиолетовый отвечает за передачу сигнальных данных, а два коричневых нужны для работы нагревателя. Таким образом вы сможете безошибочно определить провода по их оттенкам.

Назначение второго датчика

Существуют автомобили, в которых установлен дополнительно второй лямбда зонд. В таких случаях первый из них размещен ближе к мотору, и его участие заключается в непосредственном приготовлении рабочей смеси для цилиндров. Для правильного расчета времени открытия форсунок блок управления анализирует его данные и сведения, которые дает датчик расхода воздуха.

Вот так, уважаемые подписчики, мы и выяснили влияние лямбды на показатели потребления горючего современного автомобиля. Не забудьте подписаться на обновления, чтобы получать самую свежую и полезную информацию. Продолжим общение в следующих публикациях!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Устройство и принцип работы лямбда зонда

Лямбда зонд представляет собой обычный электрический элемент, через который проходят выхлопные газы. Устройство датчика кислорода предполагает наличие внутри корпуса токопроводящего элемента, электродов, сигнального контакта и заземления. Выходной электрический сигнал формируется при изменении напряжения в зависимости от состава выхлопного потока.

Работа датчика основана на принципе сравнения уровня кислорода в отработавших газах и атмосферном воздухе. Установка внутри трубы до и после каталитического нейтрализатора полностью исключает попадание вредных веществ за пределы системы. Электрическая схема в устройстве такого датчика кислорода задействуется только после разогрева до температуры 300 – 400 ºC, что необходимо для появления электропроводимости твердого электролита.

Принцип работы лямбда зонда позволяет выявить даже малейшее превышение норм по опасным веществам. Но даже при заправке горючего высокого качества с минимальным содержанием примесей через 100 – 150 тыс. км пробега датчики кислорода, а часто и катализаторы (нейтрализаторы), приходится менять.

Использование в духовках

Встроенный лямбда-зонд духовки

С 2014 года доступны бытовые печи, которые могут определять степень приготовления, определяя количество влаги, выделяемой пищей. Поскольку невозможно измерить влажность воздуха обычными датчиками из-за температуры в духовке, лямбда-зонд на основе оксида циркония используется косвенно для измерения влажности воздуха. Содержание кислорода в камере, которое можно измерить с помощью лямбда-зонда, снижается за счет водяного пара, образующегося в процессе приготовления. Анализируя сигналы лямбда-зонда, алгоритмы позволяют делать выводы о влажности в духовке. Духовка может соответствующим образом регулировать температуру и определять, когда блюдо готово. Технология позволяет, например, испечь торт без установки температуры и времени, устройство распознает, когда процесс выпечки завершен, и информирует об этом пользователя.

Поскольку силикон может необратимо ухудшить работу лямбда-зонда, нельзя использовать силиконовые формы для выпечки в духовках, оборудованных таким образом. Точно так же дверцу духовки нельзя открывать во время процесса готовки с сенсорным управлением, поскольку атмосфера в камере искажается из-за попадания окружающего воздуха.

Тестер для проверки лямбда-зонда своими руками

Схема тестера для проверки лямбда зонда довольно проста, ее сердце микросхема-генератор LM3914, которая может работать в 2х режимах, бегущая полоса или бегущая точка. на входе стоит делитель который настроен на входное напряжение 0-1 V, каждый светодиод 0,1 V. Чего как раз достаточно практически для всех типов зондов, обычно диапазон лямбда зондов 0-0,9 V.

Настройка заключается в подстройке делителя напряжения на входе тестера, подстроечным резистором. Для этого нужен регулируемый блок питания и мультиметр. Необходимо выставить напряжение 0,5 V на блоке питания и добиться загорания 5 и 6 светодиодов. т.е. средина светодиодной линейки, далее поднимаем напряжение до 0,9 V и смотрим чтоб горел предпоследний светодиод. На этом настройка окончена.
Все собрано на печатной плате размером 31 х 27 мм. светодиоды подключены проводами. Питается устройство от 3х батареек типа ААА.

Печатная плата

Что касается корпуса, здесь на усмотрение. Кто что придумает, так он и будет выглядеть.

Конечно же есть и другие варианты схем такого тестера, собраны они также на микросхеме-генераторе LM3914:

Если внимательно присмотреться к схеме каждого варианта, можно найти небольшие различия включения микросхемы, здесь выбирать только Вам!

Необходимость лямбда-зонда

Нужен ли лямбда-зонд в случае замены катализатора на пламегаситель?После замены катализатора на пламегаситель лямбда-зонд, обеспечивающий нормальную работу катализатора не нужен, но только в том случае если на автомобиле есть возможность перепрограммировать «мозги», например, «мозги» BOSCH (SIEMENS не перепрограммируются). На автомобили на которых невозможна перепрошивка «мозгов» устанавливаются, так называемые обманки или эмуляторы лямбда-зонда. Кроме того на некоторых авто отсутствие кислородного датчика практически никак не влияет на работу двигателя, например, на автомобилях Toyota или Mercedes 90-х годов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: