Автоматическая коробка передач: эксплуатация, обслуживание, неисправности

Статьи по теме

Ремонт рулевой рейки: этапы и особенности

Замена ремня ГРМ ауди: как осуществляется на бензиновом и дизельном ДВС

Можно ли мешать тосол с антифризом: мнение экспертов и автолюбителей

Как убрать царапины с лобового стекла своими руками: пошаговое руководство

Замена сцепления без снятия коробки: пошаговое руководство

Как установить датчик давления в шинах: алгоритм действий

Диагностика рулевого управления автомобиля: почему без нее никак

Бьет колесо при езде: основные причины и способы устранения

Не работают дворники: причины неисправности и метода решения проблем

Как правильно проверить давление в шинах

Сгорело сцепление: причины и последствия

Масло выше уровня: чем грозит, что делать

Течет бачок антифриза: поиск неисправности и пути устранения

Какие колесные диски лучше: параметры для оценки

Диагностика топливных форсунок: методы, рекомендации, профилактика поломок

Ресурс коробки передач

Достаточно часто можно услышать мнение, что АКПП не нуждается в обслуживании, а залитая трансмиссионная жидкость рассчитана на весь срок эксплуатации. Однако нигде не говорится, какой величине этот срок службы равен. Специалисты сходятся во мнении, что трансмиссия гибрида способна без проблем отходить 250-300 тыс. км без единого ремонта. На большее рассчитывать не стоит, ведь ничего вечного в современном автомобильном мире нет, и даже японцам не выгодно с экономической точки зрения собирать авто, которые не ломаются.

Однако практика эксплуатации и обслуживания трансмиссии Toyota Prius показывает, что своевременная смена «старой» технической жидкости, засоренной продуктами износа механических частей коробки передач, позволяет существенно увеличить продолжительность работы агрегата и его ресурс. В идеале обслуживать трансмиссию следует спустя 70-80 тыс. км пробега, полностью меняя рабочий смазочный материал. Если же не придерживаться рекомендаций, то в совокупности с агрессивным характером вождения ресурс коробки сократится в два раза.

Принцип работы

Узнать принцип работы автоматической коробки передач не так сложно. Главное, разобраться в функционировании планетарных рядов.

Сначала водитель заводит мотор, а потом происходит запуск вращения насосного колеса ГТФ. Жидкость раскручивает турбинное колесо. Между ними находится реакторное колесо, перенаправляющее поток для ускорения вращения насоса, чтобы тот усилил крутящий момент. Если насос в сочетании с турбиной двигаются одинаково, то возникает переход в режим гидромуфты.

Планетарные ряды подключаются от первичного вала. Коронная и солнечная шестерня принимают на себя вращение. Их скорость регулируется вместе с регулировкой вращения от водило. Когда автомобиль идет «на подъем», происходит остановка колеса, которое передает насосу больше крутящего момента. Как только необходимая скорость будет достигнута, происходит смена передачи в ряду.

Когда ЭБУ дает команду, тормозящая лента и фрикционы замедляют пониженную передачу. Через клапан начинается увеличение движения масляных потоков. Повышенная передача разгоняется, а ее смена осуществляется без лишения мощности.

Когда автомобиль тормозит или сбрасывает скорость, давление жидкости также уменьшается, переключая передачу вниз. В ГТФ пропадает давление после отключения двигателя. Именно поэтому завести транспорт, толкая его, не получится.

Подзаголовок сайта

 
Главная
  |  
Руководство по эксплуатации автобусов НЕФАЗ
  &nbsp

Главная
Руководство по эксплуатации автобусов НЕФАЗ

Техническое обслуживаниеТО-2

При техническом обслуживании коробки передач ТО-2:

  • проверить внешним осмотром герметичность коробки
    передач, отсутствие подтекания масла через манжету вторичного вала и уплотнительные прокладки. Подтекание
    масла не допускается;
  • проверить состояние и надежность крепления преобразователя тахографа
    (спидометра);
  • проверить работоспособность тросового привода управления КП, герметичность
    гофрированных чехлов тросов, целостность пластиковых хомутов на концах
    тросов;
  • довести до нормы уровень масла в картере коробки передач;
  • очистить от грязи сапуны и предохранительные клапаны коробки передач.
    Головка клапана должна легко вращаться от усилия руки.

Сезонное техническое обслуживание(СТО)

При сезонном техническом обслуживании (СТО) проверить крепление фланца
ведомого вала коробки передач. Определить ослабление затяжки гайки крепления
фланца, отсоединив фланец карданного вала. Расконтрить гайку фланца ведомого
вала коробки передач и затянуть ее моментом 200-250 Н.м (20-25 кгс.м). Вдавить
край гайки в паз вала.

Дополнительно осенью сменить масло в картере коробки передач.

Смена масла в коробке передач. Для смены масла в коробке передач нужно слить
масло в горячем состоянии через два сливных отверстия, вывернув пробки,
расположенные в нижней части картера коробки передач. Очистить пробку сливного
отверстия от грязи и металлических частиц. Промыть картер коробки передач
моторным маслом, для чего залить масло в коробку передач (8,5 л), пустить
двигатель при нейтральном положении рычага переключения передач на 10 мин.

Слить моторное масло из коробки передач, ввернуть пробки сливных отверстий и
залить масло до верхней метки указателя, не ввернутого в заливное отверстие.
Измерять уровень масла через (3-5) мин после заливки.

Для проверки уровня масла надо вывернуть пробку с указателем 1 (см.
Рисунок 121 — Положение указателя уровня масла с пробкой в сборе) уровня
масла из заливного отверстия, вытереть насухо указатель и вставить его снова до
упора пробки в резьбу, не вворачивая.

Уровень масла должен быть между верхней и нижней метками указателя. Если
уровень соответствует нижней метке указателя, долить масло до верхней метки
через горловину, очистив ее от пыли и грязи.

Герметичность гофрированных чехлов тросов проверяется вытягиванием подвижного
штока троса, при этом чехол должен характерно деформироваться по направлению к
оси штока под влиянием разряжения во внутренней полости чехла. Чехлы, имеющие
сквозные порывы или потерявшие эластичность, должны заменяться новыми. Не
допускается установка и эксплуатация тросов с негерметичным гофрированным
чехлом. Пластиковые хомуты должны затягиваться при помощи специального
оборудования.

Рисунок 121 — Положение указателя уровня масла с пробкой в сборе1 —
указатель; 2 — картер коробки передач

 

 
 

Что представляет собой АКПП

Классическая АКПП представляет собой совокупность двух устройств. Разобраться, что такое, и в чем заключается принцип работы АКПП автомобиля можно, если предварительно разобраться в ее конструкции.

В основе устройства лежит 3 части:

 гидротрансформатор;

 планетарный ряд;

 системы управления.

Гидротрансформатор представляет собой важный элемент, служащий для принятия крутящего момента от силового агрегата и передачи его на следующий механизм. Также данный элемент снижает вибрацию, возникающую при начале движения и переключении скорости.

Гидротрансформатор (ГТФ) имеет в конструкции лопасти, между которыми есть каналы для движения ATF-жидкости. Блокировочная муфта блокирует ГТФ, а муфта свободного хода, в свою очередь, вращает реакторное колесо. Гидротрансформатор работает по замкнутому кругу. Сначала на турбинное колесо поступает трансмиссионное масло, а потом оно перемещается на реакторное колесо. Скорость потока увеличивается, жидкость передается в насосное колесо. Обороты усиливаются, и по мере их усиления скорость вращения колес выравнивается. В работу вступает муфта (блокировочная). По мере выравнивания скорости вращения колес блокировка возникает на каждой передаче. Некоторые АКПП обладают проскальзывающей муфтой, предотвращающей полную блокировку. Режим нужен для разгона, для выдерживания больших нагрузок, а также для снижения топливного расхода вместе с плавным переключением скоростей.

Планетарный ряд представляет собой механическую коробку, позволяющую менять передаточное число. Это помогает сменить скорость движения машины и величину крутящего момента. Элемент включает в себя планетарные редукторы, последовательно размещенные. Планетарные передачи состоят из нескольких деталей. Блокировка одной или двух влечет за собой передачу момента вращения. К примеру, если солнечная шестерня станет неподвижной, то это повлечет уменьшение передаточного отношения. Оно может увеличиться, если заблокируется коронная шестерня.

Системы управления включают в себя гидроблок и электронный блок управления. Они создают нагрузку на фрикционные муфты. В конструкции также есть маслосборник и шестереночный насос. Гидроблок, в свою очередь, включает в себя каналы с плунжерами и соленоидами. Датчики, собирающие разные показатели, помогают ЭБУ осуществлять управление.

Грамотная эксплуатация АКПП — это как?

Бережное обращение

Главное – помнить, что АКПП на большинстве автомобилей придумана и предназначена только для спокойной езды. Она не терпит резких стартов, больших ускорений с резкими торможениями. Фрикционные диски сцепления и дифференциал при этом изнашиваются, и передачи начинают переключаться с рывками.

Задняя скорость и пробуксовка

Включать заднюю скорость можно только после полной остановки машины и делать небольшую паузу перед включением режима движения. Трогаясь с места, не спешите включать газ – дайте машине тронуться на холостых оборотах. Пока не прогрелся двигатель – не стоит постоянно активно разгоняться: это не только двигателю вредит, но и коробке передач, особенно это относится к движению в холодное время года, когда требуется прогреть и разогнать загустевшее масло по всему объему АКПП. Только проехав 10-15 км, можно считать, что коробка прогрета достаточно.

Нежелательно долго буксовать на машине, дергая ее взад-вперед: коробка будет пробуксовывать, нагреваться и может сгореть. В зимнее время против этого поможет антипробуксовочная система автомобиля.

Обойтись без нейтралки

Нейтральное положение коробки передач лучше не использовать без необходимости, например, в движении под уклон. Дело в том, что при этом режиме некоторые элементы коробки оказываются в состоянии нехватки масла.

Буксировка

Нежелательно также буксировать автомобиль с автоматической коробкой по той же причине нехватки масла для смазки элементов АКПП, из-за чего она может выйти из строя. Даже если в инструкции сказано, что до 20 км буксировать можно, лучше ограничить это расстояние пятью километрами или вообще не рисковать, а вызывать эвакуатор.

Как правильно буксировать автомобиль с АКПП?

Не стоит буксировать другую машину или прицеп – обычно АКПП, установленная на автомобиле, не рассчитана на повышенные нагрузки, которые требует буксирование, и может выйти из строя.

Не пытайтесь завестись с толкача

Заводить автомобиль с АКПП категорически нельзя «с толкача» — это почти наверняка приведет к тому, что коробка выйдет из строя.

Даже при соблюдении всех правил осторожной езды необходимо помнить, что АКПП требует регулярного технического обслуживания

Ценные советы о том, как уменьшить риск поломки механической коробки

МКПП хоть и является намного надежнее автоматической коробки переключения передач, однако и при эксплуатации «механики» необходимо придерживаться определенных правил, чтобы повысить период работоспособности устройства. Рассмотрим основные моменты, которые нужно соблюдать:

  • Способ вождения. Если вы ускоряетесь рывком при больших оборотах двигателя, то ожидайте скорейших неполадок не только в механической коробке, но также и в силовом агрегате автомобиля. Следует выполнять переключения плавно и в соответствии со скоростью. Такие действия позволят уменьшить нагрузку на МКПП и двигатель машины. Следовательно, и изнашивание деталей в данных устройствах будет минимальным.
  • Регулярное обслуживание КП. Менять трансмиссионную жидкость следует раз в три года либо через 45 тыс. км пробега (у некоторых марок возможен более длительный промежуток между заменами). Производитель указывает в мануале, когда необходимо проводить замену (для каждой марки транспортного средства свой срок).
  • Качество расходных материалов. Рекомендуем приобретать жидкости и комплектующие, которые разрешены производителем автомобиля. Такие покупки вы будете совершать редко, поэтому целесообразнее не экономить.
  • Своевременное техническое обслуживание. Предпочтительно через каждые 15 тыс. км либо раз в 6 месяцев проводить проверку уровня технической жидкости в механической коробке и доливать ее до нужного объема при необходимости. Если автомобиль испытывает большие нагрузки либо стиль вождения довольно агрессивен, то масло следует проверять гораздо чаще.

При соблюдении вышеперечисленных правил ремонт механической коробки вам долго не понадобится и срок ее службы значительно увеличится, потому что она более надежна, чем «автомат» и не так капризна в обслуживании.

Устройство и принцип работы

Многие пользователи не понимают до конца принцип работы роботизированной коробки, считая её сложным механизмом. Конструктивно 5 АМТ коробка «Лада» является не чем иным, как 5-ти ступенчатой механической коробкой передач, управление которой взяла на себя электроника.

Итак, 5 АМТ что это, рассмотрим подробно. Детальное рассмотрение коробки, выпускаемой ПАО «АвтоВАЗ» говорит о том, что используется стандартная схема автоматизированной трансмиссии механического типа с применением одного диска в конструкции фрикционного сцепления.

Компоновка выглядит следующим образом:

  • Сцепление коробки;
  • Коробка переменных передач, механического типа;
  • Приводы передач коробки и привод сцепления;
  • Управляющий модуль коробки.

За управление передачами отвечает специальное устройство, мехатроник. Поскольку он представляет собой набор управляющих элементов, в виде датчиков и электроники, то механических связей для переключения передач конструкцией не предусмотрено.

В его состав входит:

  • Датчик оборотов коробки переменных передач на первичном валу;
  • Селектор управления режимами коробки передач;
  • Актуатор, управляющий переключением передач и выключением сцепления коробки;
  • Контролер коробки передач.

Коробка передач работает в одном из двух режимов: автоматическом и полуавтоматическом. Получая информацию с датчиков, в автоматическом режиме коробка переключает передачи без участия водителя. Передачи переключаются посредством программного обеспечения и сигналов, поступающих от модуля управления. В ручном режиме, передачи переключаются водителем с применением рычага переключения. Движение вперед, повышает передачу, движение назад, понижает.

Работа сцепления

Понять принцип работы узла сцепления поможет такой пример: представьте вращающийся металлический стержень с диском на конце, символизирующий коленвал с маховиком. Если к плоскости диска подвести другой диск, то после соприкосновения он тоже станет крутиться. Так в общих чертах и действует автомобильное сцепление, только второй диск насажен на вал, идущий дальше, к шестеренчатой передаче.

Система действует за счет силы трения, поэтому соприкасающиеся поверхности имеют специальное антифрикционное покрытие. Диск сцепления в механической трансмиссии двигается рычагом в виде вилки. Механически рычаг не связан с педалью сцепления, он перемещается гидроцилиндром. Нажатие на педаль сжимает жидкость в этом цилиндре, поршень выдвигается и перемещает рычаг.

Алгоритм работы сцепления при движении с места следующий:

  1. На холостом ходу коленвал и первичный вал МКПП крутятся, поскольку диски находятся в зацеплении.
  2. Нажатием на педаль водитель отодвигает диск и вал трансмиссии останавливается. Теперь его можно подключить к шестеренчатой передаче путем выбора первой скорости.
  3. Нажав на газ, водитель добивается повышения оборотов и медленно отпускает педаль сцепления. Диски снова входят в зацепление и машина трогается с места.

Разрывать механическую связь с помощью сцепления нужно и дальше, при переходе на другую скорость. Чтобы разобраться в данном процессе, нужно понять, как работает сама коробка скоростей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector