Основные неисправности акб и способы их устранения

Причины выхода аккумуляторов из строя

Основные причины выхода АКБ из строя выглядят следующим образом:

  • повреждение корпуса аккумулятора, пластин по разным причинам;
  • замыкание пластин АКБ разной полярности по разным причинам;
  • разрыв внутренней цепи аккумулятора;
  • сульфатация пластин.

Замыкание пластин

Замыкание пластин может быть вызвано следующими причинами:

  • заводской брак;
  • механическая деформация или замерзание электролита;
  • осыпание активной массы электродов;
  • повреждение сепаратора.

Сульфатация пластин

Сульфат свинца образуется во время разряда батареи и растворяется при заряде, но процесс идёт не до конца. В результате его часть так и остаётся на электродах в виде белого налёта.

ёмкости

Уровень электролита

Уровень электролита должен быть выше предохранительного щитка на 10— 15 мм. Для проверки уровня в электролит через отверстия в крышках баков погружают стеклянную трубку (наружным диаметром 6 — 8 мм, внутренним — 4 — 6 мм) до упора в предохранительный щиток. На нижнем конце трубки на расстоянии 10 и 15 мм нанесены метки. Зажав верхнее отверстие пальцем, вынимают трубку из аккумулятора. Оставшийся в трубке электролит укажет высоту его уровня. При пониженном уровне электролита в аккумуляторы батареи доливают дистиллированную воду. Электролит доливают лишь в случае, когда понижение его уровня вызвано утечкой или расплескиванием. Уровень электролита в аккумуляторных батареях проверяют зимой через 10—15 дней, летом в жаркую погоду — через 5—6 дней.

Для заполнения аккумуляторов дистиллированной водой или электролитом можно пользоваться сосудом, автоматически прекращающим подачу жидкости после достижения нормального уровня в аккумуляторе. В аккумуляторных батареях, имеющих на крышках вентиляционные штуцера, необходимый уровень электролита устанавливается автоматически при доливке.

Понижение уровня электролита в аккумуляторах при незначительно меняющейся плотности электролита указывает на его утечку через трещины в баке.

Неисправности моноблоков

Неисправности моноблоков встречаются в виде трещин, отколов, пробоин, которые появляются в результате ударов, тряски и небреж­ного обращения. Больше всего подвержены механическим поврежде­ниям пластмассовые моноблоки, особенно при отрицательных темпе­ратурах. Трещины в перегородках бака вызывают короткое замыка­ние через электролит разноименных пластин соседних аккумулято­ров, соединенных между собой межэлементной перемычкой. Пласти­ны разряжаются, при этом плотность электролита в баках с трещи­ной в перегородке будет меньше, чем в остальных, а суммарная ЭДС двух замкнутых электролитом аккумуляторов будет такой же, как ЭДС одного исправного аккумулятора.

Наличие трещины в стенке моноблока или в перегородке легко обнаружить, если с обеих сторон проверяемой перегородки залить, слабый раствор электролита на 10…15 мм ниже верхних кромок ее и поместить разноименные аккумуляторные пластины, соединенные между собой через вольтметр. Отклонение стрелки прибора свидетельствует о наличии трещины в перегородке.

Восстановление аккумулятора шуруповерта заменой элементов

Многие, не имея глубоких познаний в электронике, оптимальным считают способ замены старых банок на новые своими руками. Способ подходит для кадмиевых и литиевых:

  • замерьте напряжение на выходе каждой батареи, оно должно составлять 1,2-1,4В;
  • при наличии более слабых, отметьте их фломастером;
  • установите аккумулятор на его место в шуруповерте;
  • дайте ему поработать до заметного снижения мощности;
  • измерьте напряжение повторно;
  • отметьте те, показатели которых отличаются от наиболее мощных на 0,5В и более;
  • приобретите новые батареи с идентичными техническими показателями;
  • помеченные банки демонтируйте с помощью паяльника;
  • на их место припаяйте новые;
  • припаяйте соединительные пластины, соблюдая полярность;
  • закройте корпус, вставьте аккумулятор в шуруповерт;
  • разрядите и зарядите полностью питание 2-3 раза.

Фатальные последствия сильно разряженного аккумулятора

Заводить автомобиль с критически разряженным АКБ опасно. Основные фатальные последствия:

  • При уровне заряда меньше 10 В одна из банок батареи скорее всего переполюсована, такой АКБ не подлежит зарядке. Аккумулятор «умрет» в момент запуска, если не исправить проблему.
  • Произойдет сильный нагрев внутри АКБ, из-за чего образуются газы. В результате батарея может взорваться.
  • Нарушение химических реакций приведет к уменьшению реальной емкости АКБ.

При появлении мыслей, что разряжается или сел аккумулятор и признаки совпадают, рекомендуется провести срочную диагностику неисправностей.

Забитые отверстия для отвода газов

Иногда возникает скопление водорода внутри батареи. В этом случае аккумулятор взрывается от любой пробежавшей искры. А может ли взорваться аккумулятор без нее? Причиной может стать забитая пробка. Окись углерода вступает в соединение с накопившимся водородом. Происходящая реакция выделяет много тепловой энергии. В результате, непосредственно внутри батареи разрывается две — три банки.

Если автомобиль не заводится, неопытный водитель гоняет стартер, пока тот не сгорит. Заметим, что стартер постоянно подает огромный ток. Аккумулятору приходится отдавать большую величину стартерного тока. В это время происходит закипание электролита, поднимается температура. В результате выделяется большой объем сероводорода. Как следствие, взорвался аккумулятор в автомобиле, придется покупать новый.

Ремонт и восстановление аккумуляторов для автомобилей

За ремонт АКБ своими руками стоит браться, если все затраты составят не более половины стоимости нового изделия. Вторую молодость автомобильному аккумулятору не вернуть, отработает он максимум полтора года, зимой может подвести.

Принимая решение, важно знать, электролит является раствором серной кислоты, очень агрессивная жидкость. Нейтрализовать ее можно пищевой содой

Работать нужно в защитной одежде, очках резиновых перчатках.

Самым распространенным дефектом, ведущим к потере емкости аккумулятора автомобиля, является сульфатация пластин. Наличие сульфата свинца в малых количествах непременное условие электрохимической реакции. Кристаллизация осадка на пластинах при нарушении эксплуатации затрудняет процесс поглощения энергии. Признак сульфатации – короткое время зарядки, низкое напряжение на клеммах. В этом случае ремонт заключается в снятии камня и восстановлении емкости.

Случается в одной или нескольких ячейках АКБ разрушились пластины или осыпалась активная замазка. Определить неисправность можно по наличию осадка в электролите, его мутности и изменению цвета до темно-коричневого.

Необходимо вылить содержимое банок в эмалированный таз или пластиковую посуду со встряхиванием. Разрушение пластин и осыпание массы – неисправимый дефект, требующий утилизации АКБ. Если повреждена одна банка, есть другой нерабочий аккумулятор, можно вырезать и заменить ячейку. При разрушении двух и более элементов – «не стоит овчинка выделки».

О доступных способах ремонта аккумулятора автомобиля с замкнутыми банками своими руками, посмотрите видео.

Вас настораживает сизый налет на корпусе аккумулятора, снова и снова появляющийся после протирания с содовым раствором? Одновременно на клемме появляется зеленая накипь? Проверьте. клеммы. Возможно, произошла деформация. Ремонт аккумулятора автомобиля с таким повреждением не вызывает затрудений.

Проверьте, нет ли под АКБ лужицы, кислого запаха в подкапотном пространстве. Данные признаки свидетельствуют о наличии трещины корпуса. Если разрушение незначительное, несложный ремонт аккумулятора автомобиля выполняется своими силами.

Батарея в автомобиле эксплуатируется в тяжелых условиях. В летний день температура в подкапотном пространстве достигает 90 , зимой при длительной стоянке АКБ с малым зарядом может заледенеть. Ухабы на дорогах приводят к резким ударам. Обнаружение неисправности в самом начале способствует легкому ремонту и восстановлению полной зарядки автомобильных аккумуляторов.

Почему батареи взрываются

Важнейшей причиной взрыва аккумуляторной батареи считается скопление горючих газов, которые воспламеняются при возникновении конкретных условий. Газы начинают выделяться после полного расхода сульфата свинца, образовавшегося во время разряда. Другими словами, после восстановления заряда, вода начинает разлагаться. Следовательно, если взорвался аккумулятор, значит, происходил сильный перезаряд АКБ.

Причиной перезаряда считается несколько факторов:

• Высокое напряжение заряда. • Длительная зарядка. • Неправильное функционирование генератора.

Если для заряда используется автоматическое зарядное устройство, взрыв аккумулятора автомобиля невозможен, так как после полной зарядки устройство отключиться, подача напряжения прекратиться.

Самым распространенным случаем, отчего может взорваться аккумулятор, считается нарушение работы генератора. Он обязан подавать напряжение 14,2 вольта. Если это значение выше, внутри аккумулятора начинается кипение электролита, как следствие, происходит взрыв.

Техническое обслуживание

Много неисправностей аккумуляторной батареи появляется в результате неправильного использования и техничного обслуживания. Очень важным моментом является обслуживание после покупки, первое ТО.

Дабы поломки не преследовали владельца постоянно, не пришлось тратить лишние деньги, необходимо проводить правильное обслуживание АКБ. Ниже приведено несколько полезных советов, что увеличат срок службы и не приведут к неисправностям свинцово-кислотной батареи:

  1. Нужно постоянно убирать грязь, масло и прочий мусор с корпуса батареи.
  2. Проводить проверку, по необходимости подтягивать крепеж для АКБ под капотом.
  3. Время от времени пробки для отвода газов нужно очищать, но процедура проводится аккуратно. В домашних условиях можно использовать иголку или зубочистку.
  4. Проверять провода, которые выходят от аккумулятора. На них не должно быть повреждений, окислений. Фиксация проводов делается надежной.
  5. Ведется контроль уровня электролита внутри с помощью стеклянной трубки. Если нужно, проводят долив дистиллированной воды.

Последующая проверка заключается в тех же правилах, но добавляется еще контроль плотности жидкости в АКБ, его корректировка.

Обязательным условием долговечности свинцово-кислотных АКБ является проверка уровня и плотности электролита

Теперь необходимо разобраться какие бывают неисправности аккумуляторной батареи и способы по их устранению.

Как определить замкнутую банку в аккумуляторе

Технически определить замкнутую банку можно, замерив напряжение на каждой банке отдельно, вольтметром. Для замера напряжения на каждой банке нужно воспользоваться нагрузочной вилкой. Под нагрузкой напряжение банки ниже 1,7 В говорит об ее дефекте.

Самый надежный способ тестирования проводится на полностью разряженном аккумуляторе. Батарея должна выдать напряжение 12 В. Показатель меньше на число, кратное 2 определит, столько банок пришло в негодность. В дальнейшем потребуется определить, почему замкнула банка. Если аккумулятор дорогой и новый, отработавший меньше 3 лет, его можно реанимировать. Но для этого нужно иметь слесарные навыки, инструмент и соблюдать технику безопасности.

Повышенный саморазряд

Саморазряд батарей в эксплуатации считается повышенным, если он превышает 1 % емкости в сутки. Возникает в случаях:

  • попадания посторонних примесей в электролит
  • утечки тока по смоченной электролитом или загрязненной поверхности аккумуляторов
  • замыкания пластин осыпавшейся активной массой

Вредные примеси, особенно металлы, в электролите увеличивают саморазряд, разрушают активную массу и решетки пластин. Крупицы постороннего металла, попадая на отрицательные пластины, образу­ют с губчатым свинцом и электролитом много местных первичных короткозамкнутых элементов, «паразитные» токи которых разряжают пластины. При этом выделяются пузырьки газа, служащие призна­ком повышенного саморазряда.

Загрязненный электролит выливают из аккумуляторов, пред­варительно разрядив током 0,1С20 для перехода металлических при­месей с отрицательных пластин в электролит. Затем тщательно про­мывают несколько раз аккумуляторы дистиллированной водой и заливают свежий электролит, плотность которого соответствует плот­ности слитого или незначительно превышает ее. Батарею ставят на зарядку, а в конце ее корректируют плотность электролита. Поверх­ностный саморазряд определяют по отклонению стрелки вольтметра. Один зажим вольтметра соединяют с выводом аккумулятора, вто­рой — с поверхностью крышки или мастики аккумулятора. Для устранения и предупреждения поверхностного саморазряда необходи­мо регулярно протирать батарею чистой ветошью, смоченной в 10 %-ном водном растворе кальцинированной соды или нашатырного спирта, а затем насухо вытирать чистой тряпкой.

Сульфатация пластин

Подобная неисправность аккумуляторных батарей обычно служит им «приговором». Химическая реакция возникает в нескольких случаях, в основном связанных с неправильной эксплуатацией батареи:

  • отсутствие периодической подзарядки АКБ;
  • недостаточная плотность электролита либо недостаточный его уровень (в итоге пластины входят в контакт с воздухом);
  • постоянная эксплуатация сильно разряженного аккумулятора.

Определить начало процесса сульфатации можно, взглянув на электролит в банках. Вы увидите на поверхности кристаллы сернокислого свинца – основной признак умирающего аккумулятора автомобиля. Эти химические образования не могут раствориться в жидкости, из-за чего она не поступает внутрь пластин. В итоге их рабочая поверхность становится маленькой, что приводит к потере ёмкости батареи.

Ещё один признак начала сульфатации – быстрая зарядка: час-другой и можно ехать! Однако в реальности точно так же быстро происходит саморазряд аккумулятора автомобиля. Если сульфатация обнаружена на ранней стадии, есть возможность исправить ситуацию, осуществив 4–5 циклов зарядки и разрядки. Для этого сначала приведите аккумулятор в положение полной «боевой готовности». Затем подсоедините к его клеммам какую-нибудь мощную нагрузку: например, лампу дальнего света от автомобиля. Ток разрядки – 4–5 ампер (его можно измерить тестером, включив в разрыв цепи «лампа – аккумулятор»). Процедуру повторите несколько раз. Если вы заряжаете аккумулятор, а он не заряжается, можно попробовать применить специальный химикат – десульфатор, заливаемый внутрь банок (электролит нужно слить). Если и эта операция не помогла, придётся приобретать новую батарею.

Стоит отметить: сульфатация пластин может привести к их разрушению. В этом случае причины выхода из строя аккумулятора автомобиля следующие:

  1. Длительное хранение АКБ в состоянии полной разрядки.
  2. Неправильный выбор плотности электролита: стоит помнить, что она увеличивается при высокой температуре и длительной зарядке из-за испарения дистиллированной воды. В итоге разрушаются не только пластины, но и решётки электродов.

Чтобы неисправности аккумулятора автомобиля в виде сульфатации не коснулись вашей батареи, достаточно элементарно соблюдать нехитрые правила:

  • содержите аккумулятор в чистоте;
  • поддерживайте необходимую плотность электролита;
  • не допускайте глубокого разряда батареи.

Неисправности АКБ для списания

Их перечень определяется руководящим документом РД-3112199-1089-02, приложением №1, принятым Министерством транспорта Российской Федерации.

Под износом аккумулятора понимаются следующие неисправности:

  • снижение пусковых характеристик ниже уровня, определяемого ГОСТ 951-91;
  • снижение напряжения ниже 9.6 В в конце проверки с помощью нагрузочной вилки, длящейся 5-7 секунд, после обслуживания АКБ в соответствии с приложением №1 документа РД-3112199-1089-02;
  • трещины на корпусе, не поддающиеся ремонту;
  • уменьшение объема электролита в необслуживаемых аккумуляторах;
  • минимальная наработка для списания, приведенная в таблице ниже.

Причины взрыва автомобильного аккумулятора

Опасность подстерегает владельца автомобильного аккумулятора при зарядке. Если не откручены пробки с обслуживаемой батареи перед подключением ЗУ, взрыв становится неотвратим. Другая причина взрыва – неправильно выставленное напряжение на ЗУ. Если идет интенсивное газовыделение при зарядке, это может привести в воспламенению смеси в воздухе мастерской. Поэтому требуется обеспечить хорошую вентиляцию. Воздушные каналы нельзя прикрывать утеплительным кожухом АКБ.

Если в банках мало электролита, во время зарядки объем взрывоопасной смеси может стать критическим, стать причиной взрыва батареи. Поэтому следить за уровнем электролита нужно систематически, доливая дистиллированную воду.

Для предотвращения искрения, причины взрыва газовой смеси в подкапотном пространстве авто, необходимо чистить налет, окисление, плотно подтягивать контакты, чистить клеммы АКБ.

Повреждения корпуса

Если накануне ваш аккумулятор подвергся замораживанию, то проверка целостности обязательная процедура. Даже если батарея после разморозки сохранила работоспособность. При замораживании АБ она подвергается чрезмерному ”стрессу”. Корпус вздувается и искривляется. Это может приводить к механическим повреждениям. С явными трещинами все просто, потеки электролита будут ”налицо”. Но, трещины бывают и скрытыми.

Обнаружить их сложно, а на работе батареи и качестве электролита они скажутся. Их можно найти с помощью вольтметра. Один его провод подсоединяется к любому из выводных штырей, а другим прикасаются к местам с возможными трещинами (где был деформирован). Наличие трещин покажет отклоняющаяся стрелка прибора.

Если на корпусе есть загрязнения электролитом, то сначала его следует протереть раствором соды или нашатыря. Если вы случайно аккумулятор уронили, ударили, то такая проверка тоже обязательна. Хотя в таком случае, возможны и другие проблемы. Нарушение баночных паек, разрушение пластин и многое другое. Помните, АБ боятся резких встрясок и ударов.

Пошаговая инструкция — как восстановить аккумулятор в домашних условиях

Главной задачей процедуры восстановления аккумулятора является — очистка пластин от налета, который мешает электролиту вступать в реакцию с активным слоем пластин АКБ. Очистка выполняется посредством использования специальных средств/присадок для сульфитации пластин аккумуляторной батареи.

  1. Необходимо взять свежий электролит (плотность — 1,28 г/куб.см.), в нем развести специальную присадку, которая выполнит десульфитацию пластин АКБ, процесс длительный и занимает примерно два дня.
  2. Получившийся раствор из электролита и присадки нужно залить вовнутрь батареи. Также следует проверить плотность, оптимальной считается плотность — 1,28 г/куб.см.
  3. Далее выкручиваются пробки АКБ и к электродам подключаются клеммы зарядного устройства. На зарядном необходимо выставить ток в 10 раз меньший от номинального. Эффект процедуры во многом зависит от правильно выбранного тока.
  4. После того как вы полностью зарядите аккумулятор, необходимо полностью разрядить его. Таких циклов нужно сделать несколько, следите за тем как будет происходить зарядка, аккумулятор не должен сильно нагреваться, а электролит ни в коем случае не должен закипеть.

  1. После 2-5 циклов проверьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, он не должен быть ниже 13,8 В., а также плотность электролита спустя примерно 2 часа после зарядки, она не должна снижаться. По завершению всех циклов зарядный ток снизится почти вдвое.
  2. Теперь вам нужно довести плотность электролита до 1,28 г/куб.см., для разбавления необходимо использовать дистиллированную воду, если нужно повысить плотность, то долейте электролит с большей плотностью.
  3. После завершения всех восстановительных процедур нужно проверить проделанную работу, то есть насколько АКБ вернул себе прежние свойства. Сделать это можно следующим образом: подключите к «аккуме» лампу и засеките время, за сколько напряжение станет ~10,2 В., дальше полученное время необходимо умножить на ток заряда, полученный результат будет равен реальной емкости аккумуляторной батареи.

Сравните полученные данные с номинальной емкостью батареи, если значение ниже, придется продолжить процессы разрядки-зарядки. Не стоит ждать идеальных значений емкости, однако постарайтесь «выжать» по максимуму, лишь в этом случае процедура восстановления будет считаться успешной. В конце всех восстановительных мероприятий проведите профилактику сульфитации, для этого добавьте в электролит специальные присадки, внимательно прочтите инструкцию и строго следуйте указаниям по дозировке.

На этом у меня все, спасибо за внимание, надеюсь вам это помогло. До новых встреч на АвтоПульсаре

Пока!

Распространенные причины поломки и проблем с эксплуатацией аккумулятора

Основная причина для беспокойства — слишком быстрая разрядка аккумуляторных батарей. У такого явления может быть несколько причин:

  • некачественная проводка, сломанные переключатели и другие элементы сети электроснабжения авто (источники «утечки» электрического тока);
  • поломка регулятора напряжения или генератора;
  • ослабленное натяжение приводного ремня, соединяющего генератор и ДВС;
  • длительное включение электрооборудовании при неработающем двигателе (в том числе и сигнализации);
  • дефекты производства;
  • ускоренный износ в следствии нарушения эксплуатационных норм;
  • рабочий ресурс устройства исчерпался.

Самой распространенной причиной поломок является ускоренный износ аккумулятора, который, в свою очередь, имеет место из-за нарушения условий эксплуатации. Следует внимательно читать инструкции и рекомендации производителей, указанные в гарантийном талоне и техпаспорте. Особенно распространенное явление — использование АКБ в условиях недозарядки или перезарядки (более 50-60%). Оплавление клемм и износ пластин может быть настолько сильным, что устройство выходит из строя еще в период гарантийного обслуживания. Загоревшаяся лампочка зарядки аккумулятора на панели автомобиля, это норма, но, это норма когда заводится двигатель, потом она тухнет. Но случается так, что после запуска она продолжает гореть. Это свидетельство того, что АКБ нуждается в зарядке.

Аккумуляторная батарея играет немаловажную роль в работоспособности автомобиля. Она отвечает за многие функции, без которых авто просто не обойтись.

Одной из главной задач аккумуляторной батареи, является то, что она принимает участие в запуске двигателя. Так же ее используют как источник дополнительной энергии, которая помогает генератору справляться с нагрузкой в электрической сети. Бывает так, что генератор, каким- то образом перестал работать и здесь на помощь приходит АКБ. На ее энергии можно доехать до ближнего СТО и убрать неполадку с генератором.

Особенно ценный, аккумулятор, в современных автомобилях, на которых установлено огромное количество всяких приборов, которые работают от энергии тока. Это и электростеклоподъемники, музыкальные системы, свет, кондиционер и многое другое. Как видно АКБ выполняет важную функцию для автомобиля и его владельца. Но что же делать, если аккумулятор неисправен? Ответ очевиден. Устранить неисправность.

Буксировка

Подходит для автомобилей с механической коробкой передач. Автомобиль разгоняется до скорости около 15 км/ч, на третьей скорости. Затем водитель буксируемого транспортного средства медленно отпускает сцепление, в результате ДВС должен завестись. В дальнейшем АКБ подзарядится от генератора.

Если нет автомобиля поблизости – можно попросить прохожих «толкнуть» вашу машину. Для облегчения задачи желательно толкать под горку. Результат будет такой же, как и при буксировке.

Итак, теперь вы знаете, почему быстро садится аккумулятор на машине и как найти причину этой проблемы, поэтому не будете гадать, что делать в такой ситуации, а сразу приступите к устранению неисправности согласно нашим рекомендациям. Однако лучше, если вы вовремя заметите признаки разряжающейся аккумуляторной батареи и вовремя примете соответствующие меры.

Как проверить аккумулятор

Способов определить исправность АКБ существует 3:

  • с помощью нагрузочной вилки;
  • с помощью мультиметра;
  • с помощью ЗУ.

Проверку нужно проводить при +20…25 ºС. При этой температуре плотность электролита оптимальна и измерения будут точными.

Проверка нагрузочной вилкой

Порядок действий следующий:

  1. Подключить устройство к клеммам батареи.
  2. Записать или запомнить показания вольтметра.
  3. Нажать кнопку на устройстве, подключающую нагрузку на 5 секунд, записать показания.
  4. Сравнить с таблицей.
Напряжение, В Заряд, %
Без нагрузки Под нагрузкой
12.5-12.7 Выше 10.3 100
12.3-12.5 9.5 75
12-12.3 8.9 50
11.7-12 8.3 25
11.5-11.7 Ниже 7.7

Если напряжение без нагрузки сильно падает после подключения нагрузки, то это свидетельствует о том, что батарея не держит заряд.

С помощью мультиметра

Свечи на карбюраторном двигателе

Для теста потребуется мультиметр и помощник.

Порядок действий следующий:

  1. Выкрутить свечи на карбюраторном двигателе, чтобы их не залило бензином.
  2. Переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения с пределом измерения 20 вольт.
  3. Прикоснуться щупами к клеммам батареи и записать показания.
  4. Включить зажигание и покрутить двигатель стартером, фиксируя при этом показания вольтметра.

Выводы об исправности АКБ аналогичны выводам при тесте с помощью нагрузочной вилки.

С помощью зарядного устройства

Если под рукой нет мультиметра или нагрузочной вилки, то для проверки состояния батареи можно использовать вольтметр, встроенный в зарядное устройство.

Порядок проверки аналогичен способу с мультиметром, но при ее проведении нельзя включать ЗУ в электросеть.

Основные неисправности АКБ

Окисление выводных клемм

Можно выделить 6 неисправностей:

  • повышенный саморазряд;
  • сульфатация пластин;
  • короткое замыкание между пластинами;
  • переполюсовка;
  • окисление выводных клемм;
  • трещины на корпусе.

Повышенный саморазряд

Саморазряд – непроизвольный процесс уменьшения заряда аккумулятора. Исправная батарея теряет 0,3-0,5% заряда в день, неисправная – 1-1,5%. Происходит это потому, что при расслаивается из-за разной плотности серной кислоты и воды, что приводит к появлению паразитных токов.

Основный признак проблемы – батарея теряет 40-50% заряда за 2 недели без подключения к ней потребителей.

Причины:

  • загрязнение электролита из-за разрушения сепараторов или пластин;
  • использование для разведения серной кислоты водопроводной воды, а не дистиллированной.
  • использование для приготовления электролита серной кислоты с примесями;
  • попадание в ячейки металлических предметов.

Устраняется эта неисправность полной заменой электролита или батареи, если она необслуживаемая.

Сульфатация пластин

Сульфатация пластин

Сульфатация – процесс образования на пластинах аккумулятора и решетке сепаратора кристаллов сульфата свинца (PbSO4). Он не растворяется в кислоте и уменьшает площадь пластин, участвующих в химических реакциях. Это уменьшает общую емкость аккумулятора.

Признаки:

  • повышение напряжения на клеммах в начале зарядки;
  • снижение плотности электролита в конце зарядки;
  • батарея быстрее заряжается из-за снижения емкости.

Причины:

  • низкий уровень электролита;
  • глубокая разрядка;
  • недостаточная зарядка во время коротких (1-2 часа) поездок;
  • долив электролита вместо дистиллированной воды.

Устранить эту неисправность можно только на начальном этапе сульфатации, заряжая и разряжая АКБ током, составляющим 5 и 10% от номинальной емкости. Батарея считается восстановленной, если время разрядки составляет 5-7 часов. При глубокой сульфатации процесс необратим и требует замены батареи, .

Короткое замыкание

Признаки:

  • сильный нагрев одной из ячеек аккумулятора, сопровождающийся выделением пара;
  • снижение емкости и напряжения.

Причины:

  • коробление и разрушение пластин;
  • разрушение сепаратора;
  • перезарядка;
  • вибрация, расшатывающая крепление пластин.

Проблема устраняется заменой батареи.

Окисление выводных клемм

Клеммы после зачистки

Эта проблема появляется из-за повышения концентрации серной кислоты, из-за чего клеммы покрываются белым налетом, увеличивающим сопротивление электрическому току. Это может привести к повреждению всей подключенной электроники.

Устраняется проблема зачисткой клемм и проверкой плотности электролита с доливом дистиллированной воды.

Переполюсовка

Эта неисправность появляется из-за неправильного подключения к электросети автомобиля или – минусовая клемма подключена к генератору или положительному зажиму ЗУ. Проявляется измененная полярность снижением емкости и напряжения, выделением газов.

Ремонту такой аккумулятор не подлежит и требует замены.

Трещины в корпусе

Трещина в корпусе

Они появляются при езде по неровной дороге при отсутствии крепежа, плохой затяжке или при избыточном усилии при монтаже. Трещины приводят к вытеканию электролита и выходу батареи из строя.

Мелкие трещины можно заделать расплавленной полиэтиленовой пленкой. При наличии крупных трещин деталь нужно заменить.

Определение уровня заряда аккумулятора

Определить уровень заряженности батареи можно несколькими способами. В зависимости от используемого оборудования выделяют следующие проверки:

  • с помощью мультиметра;
  • посредством нагрузочной вилки;
  • с помощью специального оборудования.

Самый простой и доступный из них — использование мультиметра или вольтметра. Замеры необходимо производить на отключённом от автомобиля АКБ и как минимум через час после того, как авто было заглушено

Это важно — для большей точности. Номинальный показатель напряжения на исправном аккумуляторе 12,5-13 вольт

При этом верхнее значение соответствует полностью заряженному, а нижнее — наполовину разряженному.

Для определения напряжения при нагрузке АКБ опять подключается к автомобилю и проверяется на запущенном авто. При этом показатель напряжения не должен быть ниже 13,5 вольт. Разброс измерений должен лежать в пределах 13,5-14 вольта. Если же напряжение на вольтметре меньше 13,5, то стоит задуматься о работоспособности генератора автомобиля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: