Маховик и его функции
Что собой представляет маховик? Это колесо, имеющее диаметр в 40 сантиметров. Благодаря такой конструкции возникает скапливание энерговращения ДВС. Вследствие этого обеспечивается плавная рекурсия коленвала в момент прохождения, так называемых фаз МТ (мертвых точек).
Условно маховик относят к элементам разноплановым, ведь фактически он включается чуть ли не в каждую из систем автомобиля. Рассмотрим его функцию немного более подробно.
В трансмиссии маховик выполняет функции ВДС (многодискового сцепления). При передаче крутящего момента со стартера, именно маховик передает энергию на коленвал, как элемент редуктора. Также маховик – это часть КШМ, так как непосредственно участвует в моменте вращения коленвала и минимизирует неритмичность вращения последнего.
Чтобы элемент выдерживал такие нагрузки, его изготавливают из особого сплава – серого чугуна (такой материал будет меньше повреждать фрикционный материал муфты). С одной стороны, такое производство и не слишком затратное в финансовом отношении.
Главный козырь скрыт в конструкции маховика. Очевидно, что только чугун не способен выдержать большие нагрузки. По этой причине на маховик одет бывает стальной обод с зубьями, имеющими одинаковый шаг. Этот внешний обод и передает вращение от стартера к коленвалу при заводе ДВС.
Что касается середины маховика, то она легковесна. Основной упор делается на края, чтобы повысить инерцию элемента.
Фиксация маховика к коленвалу осуществляется через шесть отверстий и фланец. Но помимо этого имеются и другие отверстия для фиксации сцепления.
Устройство карбюратора – что внутри?
Карбюратор ВАЗ 21099 технически очень хорошо сделан и не привередлив к качеству топлива. Состоит устройство из 2 камер, в которых происходит распределение топлива и дальнейший его впрыск в двигатель автомобиля. Работа первой камеры карбюратора обеспечивает плавный переход работы холостого хода в режим дросселирования. Основной процесс подачи смеси топлива происходит во второй камере устройства. Топливо в камере по трубкам поднимается вверх и смешивается с воздухом.
Основное действие в работе второй камеры выполняет эконостат – при открытых дроссельных заслонках во время езды на большой скорости он обогащает горючую смесь. За приготовление насыщенной горючей смеси при запуске холодного двигателя отвечает пусковое устройство. Воздушная заслонка в этом устройстве смещена и открывается потоком воздуха, вследствие чего оттягивает пружину дроссельной заслонки и обеспечивает равномерное смешивание смеси.
За работу на холостом ходу в карбюраторе ВАЗ 21099 отвечает такое устройство, как экономайзер. Состоит он из выключателя, установленного на регулировочном винте, электромагнитного клапана, блока управления и коммутатора. Экономайзер выполняет отключение на принудительном холостом ходу, при резком торможении двигателя автомобиля, при переключении передач и во время работы двигателя под уклоном.
Устройство это очень полезно, так как предотвращает выброс в атмосферу окиси углерода. При работе на принудительном холостом ходу частота вращения двигателя увеличивается и может достигать 2100 об/мин. При этом срабатывает электромагнитный клапан, который воздействует на блок управления питания и выключает его – прекращается подача топлива в системе холостого хода.
Что такое картер двигателя, в автомобиле?
Разница в конструкции картера обусловлена различиями в устройстве самих ДВС. Поддоны бывают разъёмными и неразъёмными. Зачастую поддон выступает как составной элемент картера, а не просто служит для сбора смазочного масла.
Информационный портал об автомобилях, их ремонту и обслуживании. Актуальные статьи и новости автомира.
Во-первых, в обязательном порядке установить защиту двигателя. Безусловно, стопроцентную защиту она не обеспечит, однако во многих случаях ситуация позволит избежать досадных повреждений. Во-вторых, постараться избегать особо глубоких ям и высоких бордюров. Также не следует на большой скорости проезжать по глубоким лужам. В большинстве случаев, картер делается из легкосплавных металлов типа алюминия и т.п., реже встречаются картеры из чугуна, но это уже более устарелые модели. В иномарках европейского класса картер сделан из высокопрочного пластика. Как правило, эта деталь похожа на маленький поддон с гладкой формой.
По сути, картер – это корпус двигателя, на котором держатся и в котором работают все детали двигателя. Помимо этого картер так же помогает в работе системе смазки и охлаждения двигателя.
К примеру, откуда появляется в середине газона коричневое пятно? А если вся лужайка ими покрывается, то что это означает?
Картер есть не только у двигателя, такие детали есть абсолютно у всех агрегатов, которые являются носителями масла (коробка передач, мосты и т.д.).
Особенность изобретения Ф. Картера для двухтактного двигателя заключается в том, что картер и мотор являются одним целым. Это неотъемлемый элемент корпуса и один из компонентов системы питания силового агрегата.
Как производится замена маховика
Замена маховика предполагает демонтаж детали. Выполняется этот этап по следующей схеме:
- Снимаем КПП.
- Демонтируем кожух маховика вместе ведомым и нажимным дисками.
- Фиксируем деталь с помощью отвертки, чтобы она не прокручивалась при отвинчивании болтов.
- Откручиваем шесть болтов, которыми крепится маховик (отворачивать болты следует в порядке крест-накрест, чтобы упростить выполнение работы).
- Снимаем маховик и опорную шайбу. Нужно запомнить, как расположен маховик относительно смотровой метки.
Основные этапы установки нового маховика:
Устанавливая новую запчасть, следует обеспечить ее положение аналогичное тому, в котором находилась снятая деталь.
Сборка всех сопряженных элементов выполняется в порядке, обратном разборке
Важно проследить за правильностью расположения кожуха маховика и соблюдать рекомендуемые автопроизводителем моменты затяжки болтов крепления (примерно 100 Н*м).
Затягивают крепежные болты на маховике крест-накрест. Кроме того, следует проверить, чтобы сама деталь стояла без перекосов.
После того, как маховик будет снят, нужно обеспечить стабильное положение коленвала, так как если он провернется, то это существенно усложнит сборку. Если же коленвал провернулся, вначале следует установить поршень 4-го цилиндра в верхнюю мертвую точку, а установку маховика выполнить в соответствии с меткой.
При соблюдении технологии замены маховика можно обеспечить длительную и бесперебойную эксплуатацию узла.
Капитальный ремонт двигателя: когда делать
Прежде всего, пробег двигателя до капитального ремонта по целому ряду причин может отличаться на двух абсолютно одинаковых моделях. Дело в том, что на ресурс двигателя сильно влияет качество моторного масла и топлива, стиль езды, своевременность обслуживания и т.д.
Именно по этой причине техническое состояние двигателя, например, с пробегом 200 тыс. км., может оказаться заметно лучше, чем у точно такого же агрегата, который прошел всего 120-130 тыс. км. Получается, определять состояние ДВС только по пробегу не всегда правильно.
На практике далеко не всегда следует отталкиваться и от того ресурса, который заложил сам производитель. Например, если в мануале написано, что изготовитель определяет плановый ресурс на условной отметке в 300 тыс. км., тогда понятно, что даже нормально работающий двигатель с пробегом в 250-270 тыс. км. будет нуждаться в ремонте раньше, чем исправный агрегат с пробегом около 150 тыс.
Хотя и эта информация больше для справки, так как у ответственных владельцев нередко моторы выхаживали и по 350-400 тыс. км при заявленных 300 тысячах. С точностью до наоборот дела обстоят с моторами, которые несвоевременно обслуживаются и находятся в тяжелых условиях эксплуатации. При заявленном условном ресурсе в 300 тыс. такие двигатели часто «умирают» уже к 100-150 тысячам.
Становится понятно, что необходимость капремонта определяет никак не пробег, а общее техническое состояние двигателя. Если речь идет о ДВС, заявленный ресурс которого составляет все те же 300 тыс. км, при этом на одометре только 120-150 тыс. км
честного пробега, тогда следует уделять внимание реальному состоянию силового агрегата, а не смотреть на цифру пробега и сопоставлять этот показатель с расчетным ресурсом агрегата
Признаки скорого капремонта мотора
Чтобы определить состояние двигателя, такой мотор нуждается в диагностике. Диагностика может быть как углубленной, так и поверхностной. При этом даже по результатам предварительной оценки можно определить, что силовой агрегат совсем скоро или уже сейчас нужно будет перебирать или ремонтировать капитально.
Прежде всего, на серьезные проблемы указывает стук во время работы двигателя как «на холодную», так и «на горячую». Обычно стуки указывают на изношенные вкладыши и шейки коленчатого вала, проблемы с поршнями и т.д.
В случае, когда подобные стуки явно слышны без использования дополнительных приборов (фонендоскоп), а также горит или моргает лампа давления масла (снижение давления в системе смазки), тогда двигатель нуждается в неотложном ремонте.
Повышенный расход моторного масла, а также синий дым из выхлопной трубы во многих случаях указывает на проблемы с ЦПГ (износ цилиндров, поршней, поршневых колец и т.д.). Отметим, что двигатель может «есть» масло по разным причинам, однако чаще всего именно критический износ элементов ЦПГ на моторах с пробегом приводит к перерасходу смазки и масляному выхлопу.
Решение о том, что пора разбирать двигатель (делать капитальный ремонт или переборку) можно принимать в том случае, если одновременно с повышенным расходом масла также отмечено снижение компрессии по цилиндрам, отмечено недостаточное давление масла, особенно на низких оборотах.
Единственное, определиться, получится ли ограничиться только частичной переборкой, а не «капиталкой» всего мотора, можно в том случае, если компрессия упала из-за прогара клапанов, а расход масла возник по причине проблем с маслосъемными колпачками или залегания поршневых колец. В любом случае, агрегат нужно сначала разбирать и делать дефектовку двигателя.
Откуда появилось название поддон картера
Поддон называется так, потому что располагается непосредственно под дном двигателя. Многие ее так и называют, но если говорить техническим языком, то правильно она звучит как поддон картера. Что же такое картер, известно далеко не многим. Картером называется корпусная деталь, внутри которого располагается какой-либо механизм. В конструкции автомобиля различают следующие виды картеров:
- двигателя;
- коробки передач;
- сцепления;
- рулевого управления и т.п.
Название картер появилось после того, как английский инженер по фамилии Картер разработал защитный кожух для ведущей цепи мотоцикла с масляной ванной. Отсюда и появилось название картер. На автомобилях он может быть мокрым — двигателя, коробки передач, а также сухим — сцепление.
Поддон картера — такое словосочетание в народе не используется, поэтому водители, механики и мастера попросту говорят поддон или картер двигателя. Однако называть поддон картером не совсем верно, хотя при использовании такого словосочетания, подразумевается именно эта деталь. Другое название поддона — крышка картера.
Что входит в капремонт двигателя
Капитальный ремонт дизельных и бензиновых двигателей делается поэтапно:
- Разборка ДВС.
- Мойка деталей и очистка.
- После очистки опытный автомеханик способен определить насколько сильно изношены те или иные детали, можно ли их отремонтировать или лучше заменить. Делают дефектовку, то есть после того, как сняли головку блока цилиндров (ГБЦ), ее и блок цилиндров (ГБЦ) проверяют на сколы и трещины; исследуют цилиндры на задиры и царапины; определяют зазоры сопряженных деталей; осматривают состояния поршней на наличие сколок, раковин, нагара; проводят осмотр шатунов коленвала; исследование коленвала ДВС; пальцев; подшипников; детали газораспределительного механизма также проверяют (клапаны, коромысла, и т.д.). Также сравнивают размеры важных деталей с заводскими.
- После дефектовки надо оценить степень износа всего двигателя: что менять, что оставить, что отремонтировать.
Эксплуатация двигателя и характерные для него неисправности
Легендарный автомобиль ГАЗ 53 во времена своего создания оборудовался двумя вариантами моторов, имеющих множество модификаций. Первым из них был 6-цилиндровый ГАЗ 11, который не нашел своего широкого примечания в данной модели машины. В свою очередь, второй вариант двигателя ЗМЗ 53, имеющий объем 4,25 л, устанавливался гораздо большее число раз. Поэтому на сегодняшний день часто двигатель ГАЗ 53 представляет собой именно ЗМЗ 53. Этот мотор является своеобразным эталоном надежности и долговечности автомобильного двигателя.
Двигатель змз 53 для автомобиля Газ 53 Однако в большинстве случаев он уже давно исчерпал свой запас прочности и попросту самортизировался. Подобное положение вещей нередко приводит к выходу агрегата из строя и необходимости его последующего ремонта. Наиболее часто поломка мотора сопряжена с наличием следующих неисправностей:
- стук шатунных вкладышей;
- прогорание выпускных клапанов;
- увеличение расхода топлива и масла;
- истирание поршневых колец;
- стук верхних втулок или поршней;
- прогорание прокладок блока цилиндров.
Замена маховика
Для замены потребуются автоподъемник, трансмиссионная стойка и стандартные инструменты для слесарных работ.
Замена маховика ВАЗ 2106
Двигатель классических Жигулей имеет обычный одномассовый маховик. Рассмотрим, как снять маховик и технологическую последовательность его замены:
- Для начала необходимо получить доступ к маховику. Если двигатель снят, проблем не возникнет, если нет — нужно демонтировать коробку переключения передач и корзину сцепления;
- Далее необходимо удержать маховик от поворота. Для этого применяют специальный фиксатор, но подойдет и обычная отвертка;
- Сняв КПП, необходимо открутить шесть болтов крепежа, далее снимаем маховик;
- Установка нового маховика. Монтаж маховика выполнить в последовательности, обратной демонтажу. Болты маховика затягиваются крест на крест с усилием 60,1-87,4 Н.м.
Демонтировать маховик
Ремонт маховика
Основные неисправности маховика логично вытекают из его конструкции:
- изнашиваются и ломаются зубья венца;
- лопаются пружины, протекает смазка, попадает на диск сцепления (только у демпферных модификаций).
Рис. 14 Выработка зубьев
Рис. 15 Поломка пружины демпфера
Зато во время разрушения пружин или подшипников маховика демпферного части деталей могут повредить стартер, детали сцепления, что резко увеличит стоимость ремонта машины.
Причины неисправности
Кроме агрессивного стиля вождения (быстрый разгон/резкое торможение) причинами неисправности маховика являются:
- несоблюдение требований руководства эксплуатации – скорости переключаются на «неправильных» оборотах;
- плохой контакт – клеммы стартера и АКБ должны крепится жестко;
- износ подшипников коробки передач и коленвала – возникают вибрации;
- износ подушек ДВС – вибрации передаются на все элементы двигателя;
- нарушена регулировка топливной аппаратуры – двигатель работает неравномерно, с перебоями;
- качество солярки – влияет на процесс сгорания, возможны детонации.
Указанные причины способны многократно увеличить амплитуду не системных колебаний в дизеле. Системные колебания производителем учтены, для их компенсации используются технические решения в самой конструкции ДВС.
Диагностика
Поскольку вращается маховик на валу ДВС, диагностировать его неисправности очень сложно. Например, даже для визуального осмотра придется снять крышку и частично разобрать узел сцепления. Посторонние звуки (треск) очень схожи с неисправностями стартера, так как зубья бендикса входят в зацепление с венцом маховика.
Таким образом, при внешнем осмотре после разборки можно выявить дефекты зубчатой передачи и заусенцы со стороны диска сцепления (при шлифовке допускается снимать максимум 0,3 мм).
Замена венца
Поскольку зубья обода изготавливаются фрезерованием на высокоточных станках, наварить и обточить их для обеспечения заводской конфигурации невозможно в принципе. Поэтому венец заменяют, срезая УШМ с абразивной оснасткой, запрессовывая новый расходный элемент вместо него на тело из чугуна.
Рис. 16 Замена венца по метке
Основными нюансами ремонта являются:
- масса маховика – должна соответствовать характеристикам ДВС;
- передаточное число – количество зубьев должно остаться прежним для корректной работы ДПКВ датчика;
- метка – взаимное расположение корпуса и венца отмечено чертой для правильной балансировки узла ДВС.
Рис. 17 Датчик положения коленвала
Специалисты СТО имеют чертеж мотора, не допускают ошибок, работают на профессиональном оборудовании. В домашних условиях сложно демонтировать обод без повреждения корпуса и надеть на него новый венец.
Ремонт демпферного маховика
Все без исключения производители двухмассовых маховиков рекомендуют менять этот узел сложной конструкции целиком после пробега авто с МКПП 150 тысяч километров. Однако некоторые сервисные мастерские обладают оборудованием и высококвалифицированным персоналом для ремонта этого узла.
Основными проблемами являются:
- полное отсутствие на рынке расходных деталей, даже подшипники имеют редкую маркировку;
- подбор синтетической смазки с содержанием сульфида молибдена;
- сложная разборка неразъемный соединений (заклепки);
- не менее сложная сборка заклепками или сваркой с последующей обработкой стыков;
- сохранение кольца, без которого датчик ДПКВ работает некорректно, и балансировочных грузиков;
- сложная обработка посадочных мест.
Рис. 18 Ремонт двухмассового маховика
Обходится ремонт дешевле замены маховика демпферной новой деталью, но ненамного.
Рекомендации по правильной эксплуатации двигателя
Сделать капремонт двигателя своими руками возможно лишь частично. Потому что, нужны станки, ГБЦ и ГБ приходится отдавать на расточку и шлифовку. Остальные все работы можно сделать самому. Чем проще авто, тем легче делать ремонт. Самостоятельно сделать капиталку на автомобилях ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, НИВА не составляет особого труда.
Чтобы увеличить ресурс мотора любого автомобиля требуется:
- покупать качественные запчасти и расходные материалы;
- своевременно проходить техническое обслуживание;
- самое главное — это менять моторное масло через каждые 6-7 тысяч километров;
- аккуратная плавная езды без рывков также увеличивают срок службы автомобиля.
После капитального ремонта двигателя масло надо менять с такой периодичностью:
- После 500 км пути — первая замена.
- После 1000 км пути — вторая замена.
- После 1500 км пути — третья замена масла.
- После 2000 км пути — четвертая замена и, далее по графику, через каждые 10-15 т.км.
На видео показаны некоторые виды работ по капремонту ДВС.
Комментарии: 25Публикации: 324Регистрация: 04-03-2016
Как разобрать и собрать двигатель автомобиля
Некоторые автомобилисты по разным причинам предпочитают ремонтировать автомобиль своими руками
В этих случаях важно знать порядок разборки и сборки двигателя. Для начала стоит уяснить, что совсем без затрат обойтись не удастся
Даже если не планируется производить замену деталей, при сборке придется устанавливать новые прокладки (за исключением тех случаев, когда прокладки не имеют повреждений или продавливаний).
Также может понадобиться герметик для двигателя, который можно использовать вместо прокладок, динамометрический ключ (нужен при сборке), а также набор гаечных ключей разных размеров. Причем, нужны будут не только рожковые и накидные ключи, но и торцевые (желательно со сменными головками, длинным и коротким воротками). Кроме того, понадобится много свободного времени, так как разборка занимает от нескольких часов до двух-трех суток в зависимости от марки и состояния автомобиля. Давайте рассмотрим порядок разборки и сборки мотора более подробно.
Устройство двухмассового маховика
Более мощные двигатели для уменьшения вибраций и гашения крутильных колебаний оснащаются двухмассовыми маховиками. Конструктивно двухмассовый вариант состоит из двух дисков. Один из них установлен на коленчатом валу мотора и имеет зубчатый венец. Второй диск установлен на механизме сцепления. Диски могут вращаться относительно друг друга. Между ними установлены радиально упорный подшипник и пружинная демпфирующая система.
Пружины демпфера располагаются по внешней окружности диска и разделены сепараторами для равномерного распределения нагрузки. Обычно применяется двухступенчатая система демпфирования, когда в механизме присутствуют пружины разной жесткости. Более мягкие пружины работают во время запуска двигателя и при трогании с места. Жесткие пружины сглаживают крутильные колебания при равномерном движении. Демпферное устройство заполнено смазкой для уменьшения трения и облегчения работы узла.
Как снять двигатель
Чтобы вынуть мотор из подкапотного пространства, потребуется следующее:
- Разъединить все штекеры с разъемов датчиков, установленных на автомобиле. Их можно не подписывать, так как каждый разъем имеет свою форму.
- Снять патрубки радиатора, открутить топливный шланг, после чего ослабить крепеж подушек двигателя.
- Ослабить болты крепления коробки передач к мотору. Если двигатель установлен продольно, то желательно ослабить крепление КПП, чтобы отодвинуть агрегат назад.
- Открутить болты крепления выпускного коллектора к приемной трубе.
- Когда двигателю ничего не мешает, при помощи цепи с краном, или другим приспособлением вынуть его из подкапотного пространства.
Пользуясь случаем, нужно вымыть все под капотом, а также обработать разъемы и провода.
Конструкция культиватора – из каких элементов состоит агрегат?
Классическая схема конструкции сельхоз агрегата состоит из определенных элементов. К ним относятся такие узлы:
Топливная система – она состоит из карбюратора, бака для топлива, оснащающегося краном, воздушного фильтра и шланга подачи топливной смеси;
Ручного или электрического стартера. Второй вариант характерен для профессиональных культиваторов. Стартер используется для раскручивания основного вала посредством специального троса;
Системы охлаждения – начинает работать под воздействием вращения коленчатого вала и обеспечивает подачу холодного воздуха посредством оборотов маховика;
Система зажигания – образовывает и подает искру в конструкции культиватора;
Система газораспределения – подает топливо к цилиндрам мотора и обеспечивает выпуск отходов переработанного топлива.
Понимание того, за что отвечают запчасти для культиваторов, даст возможность быстрее определить поломку и устранить ее своими силами.