Правила хранения автомобильных колес
Не каждый автовладелец знает, что нужно соблюдать правила хранения колес, иначе они быстро приходят в негодность и могут подвести в самый неподходящий момент. Разные комплекты резины имеют специфические условия хранения, но можно выделить и общие правила, соблюдение которых будет актуально в любой ситуации:
- Не храните колеса вблизи устройств, предназначенных для отопления или охлаждения помещения. Рядом с ними происходят существенные перепады температур, которые вызывают скопление конденсата и деформацию резины.
- Следите за тем, чтобы на колеса не попадала влага, масло или кислотосодержащие жидкости.
- Храните шины в сухом прохладном месте.
- В случае, когда колеса упаковываются в пленку, не забывайте периодически извлекать и проветривать их. В противном случае внутри начнет скапливаться сырость, что в дальнейшем негативно скажется на материале.
Теперь давайте рассмотрим индивидуальные особенности хранения разных комплектов.
Летней резины
Летняя резина изготавливается из материалов, состав которых отличается от зимней, соответственно, и условия хранения будут разными. Особенность хранения летних автошин заключается в том, что температура в помещении должна держаться в районе 20 о , при относительном уровне влажности, не превышающем 60 %. Допустимы небольшие отклонения от этих показателей.
Зимней резины
Зимняя резина плохо переносит высокую температуру. Поэтому остерегайтесь устанавливать стеллажи и крепления для ее складирования в:
- помещениях с высокой температурой;
- местах, находящихся под воздействием прямых солнечных лучей.
На дисках
Хранение колес на дисках добавляет дополнительные нюансы в процесс консервации. Все дело в том, что при вертикальном хранении шины, под воздействием тяжести дисков, начнут деформироваться. Это снизит их качество сцепления с дорожным полотном, что может привести к возникновению аварийной ситуации.
Хранить покрышки в сборе рекомендуется в горизонтальном положении, друг на друге, или подвешенными на веревке, которая продета через центр диска.
Обратите внимание! Во время консервации покрышек на зиму они должны быть хорошо накачанными. Давление внутри колес должно быть рабочим или чуть ниже нормы
Без дисков
Если складируете шины отдельно от дисков, соблюдайте следующие правила:
- держите их в вертикальном положении;
- раз в месяц вращайте покрышку на 20-180 о ;
- разрешается хранить колеса в подвешенном состоянии, нанизав их на веревку или металлический трос.
Основные виды рисунка протектора шин
Независимо от сезонности использования, все современные автошины по рисунку протектора подразделяются на три основных вида:
- Ненаправленные.
- Направленные симметричные.
- Направленные ассиметричные.
Каждый из этих видов имеет особенности установки и использования. Определить конкретный вид автошины проще всего по маркировке на боковой поверхности либо по характерному узору протектора.
Автошины с ненаправленным рисунком
Узор протектора у этих покрышек бывает самым разнообразным. Они не имеют какой-либо специальной маркировки и устанавливаются на автомобиль в произвольном порядке.
Шины с направленным симметричным рисунком
Имеют особый V-образный рисунок и специальную маркировку на внешней боковине покрышки в виде надписи «ROTATION», а также стрелки, указывающей нужное направление вращения колеса.
Покрышки с направленным ассиметричным рисунком
Обладают различающимися узорами на разных сторонах рабочей поверхности протектора и маркируются словом «Outside» на наружной стороне автопокрышки. Дополнительно на внутренней боковой стороне может иметься надпись «Inside».
Разновидностью маркировки таких автошин являются обозначения «Right» и «Left» на наружных боковинах. В зависимости от нанесенной надписи, покрышки ставятся только на правую или левую сторону автомобиля.
Техническое обслуживание амортизаторов
Во время эксплуатации какой-либо регулировки амортизаторы не требуют. Однако, если обнаружено замедленное гашение колебаний автомобилей после переезда препятствия, то амортизатор необходимо проверить. В заводских условиях его характеристики проверяются на стенде. Если нет стенда, следует зажать амортизатор вертикально за нижнюю проушину и прокачать за верхнюю проушину не менее пяти раз. У исправного амортизатора шток должен перемещаться равномерно, без рывков и вибраций при приложении постоянной нагрузки в 300 Н (30 кгс). Время перемещения на длине рабочего хода растяжения — не более 15 с.
Если амортизатор прокачивается без сопротивления или, наоборот, сопротивление очень велико, его следует заменить или отремонтировать.
В процессе эксплуатации у амортизатора может появиться подтекание масла через уплотнение штока в верхней части. Для устранения негерметичности достаточно подтянуть гайку резервуара. При подтяжке одновременно увеличивается натяг резинового сальника штока. Для подтяжки гайки резервуара амортизатор необходимо закрепить за нижнюю проушину в тисках и поднять за верхнюю проушину кожух в крайнее верхнее положение.
Гайку подтянуть специальным ключом моментом 90…150 Н·м (9…15 кгс·м).
1 — нижняя проушина; 2 — корпус клапана сжатия; 3 — диски клапана сжатия; 4 — дроссельный диск клапана сжатия; 5 — пружина клапана сжатия; 6 — обойма клапана сжатия; 7 — тарелка клапана сжатия; 8 — гайка клапана отдачи; 9 — пружина клапана отдачи; 10 — поршень амортизатора; 11 — тарелка клапана отдачи; 12 — диски клапана отдачи; 13 — кольцо поршня; 14 — шайба гайки клапана отдачи; 15 — дроссельный диск клапана отдачи; 16 — тарелка перепускного клапана; 17 — пружина перепускного клапана; 18 — ограничительная тарелка; 19 — резервуар; 20 — шток; 21 — цилиндр; 22 — кожух; 23 — направляющая втулка штока; 24 — уплотнительное кольцо резервуара; 25 — обойма сальника штока; 26 — сальник штока; 27 — прокладка защитного кольца штока; 28 — защитное кольцо штока; 29 — гайка резервуара; 30 — верхняя проушина амортизатора; 31 — гайка крепления верхнего конца амортизатора передней подвески; 32 — пружинная шайба; 33 — шайба подушки крепления амортизатора; 34 — подушки; 35 — распорная втулка; 36 — кожух амортизатора передней подвески; 37 — буфер штока; 38 — резинометаллический шарнир
Рисунок 4 — Амортизаторы передней и задней подвесок
2.1. Снятие и установка амортизатора
Снятие амортизатора передней подвески необходимо производить в следующем порядке:
Установка амортизатора выполняется в обратной последовательности. Снятие амортизатора задней подвески производится аналогично.
2.2. Ремонт амортизаторов
Разборку амортизатора следует производить только в случае явных неисправностей амортизатора. Степень разборки зависит от характера неисправности. Так, если подтяжка гайки резервуара не исключила подтекание жидкости, то амортизатор необходимо частично разобрать.
Разборку амортизаторов производить в следующем порядке:
Перед осмотром и анализом технического состояния деталей их необходимо промыть в керосине и продуть сжатым воздухом. Герметичность амортизатора зависит от качества поверхностей сопрягаемых деталей, уплотнений и их размеров
При осмотре надо обратить внимание на следующее:
Сборку амортизаторов при разобранном клапане сжатия следует начинать со сборки клапана сжатия в следующем порядке:
Далее необходимо приступить к сборке самого амортизатора в следующем порядке:
После сборки амортизатора следует несколько раз задвинуть-выдвинуть шток до появления равномерного усилия по всей длине его хода. Для проверки герметичности амортизатора рекомендуется после сборки выдержать его в горизонтальном положении с задвинутым до отказа штоком не менее 10 часов.
Измерение радиального и осевого зазоров в шкворнях
Износ в шкворневом соединении передних колес грузовых автомобилей контролируют по величине радиального и осевого зазоров.
Радиальный зазор (Лр ) в шкворневом соединении определяют по перемещению поворотной цапфы относительно шкворня при подъеме и опускании домкратом передней оси (до опоры колеса на пол).
Как видно из схемы, угол развала колеса при опускании на пол уменьшается за счет зазоров, образуемых вследствие износа шкворня и втулки.
Перемещение цапфы фиксируют при помощи индикатора 1, устанавливаемого на балке передней оси при помощи зажима 3. Стержень индикатора соприкасается с нижней частью опорного тормозного диска 2. Поскольку диаметр диска примерно в два раза больше длины шкворня, индикатор показывает радиальный зазор вдвое больший действительного, что повышает точность замера. Радиальный зазор для грузовых автомобилей (типа ЗИЛ и ГАЗ ) не должен превосходить 0,75 мм.
Осевой зазор замеряют плоским щупом, вставляемым между верхней проушиной цапфы и кулаком передней оси.
Увеличенный зазор между обоймой подшипника и его гнездом в ступице и степень затяжки подшипников ступиц колес может быть выявлен покачиванием колес в поперечной плоскости после устранения люфта в шкворневом соединении. При регулировке зазора в подшипнике его гайку затягивают ключом с динамометрической рукояткой с определенным усилием. При использовании для регулировки простого ключа гайку предварительно затягивают до начала торможения колеса в вывешенном состоянии, а затем отвертывают на 1/3 — 1/2 оборота до начала свободного вращения колеса. Правильно отрегулированное колесо должно от толчка рукой вращаться не менее чем на 8—10 оборотов.
Цена и качество: как правильно подобрать проставки 5×112, 4×100 или другие модификации?
В том случае, если потребовались проставки для дисков, владелец автомобиля сейчас имеет определённый выбор.
Среди российских марок первое место занимают проставки Вектор. Они обладают высоким качеством, изготавливаются в соответствии с тем, какие имеются характеристики диска. Но их главный минус – не слишком богатая номенклатура.
Наконец, последний вариант – это изготовление проставки для дисков своими руками. Тут всё зависит от качества исходного материала и технических характеристик автомобиля. В некоторых случаях это – единственный способ изготовить деталь нужных параметров, но куда чаще – это способ безвозвратно угробить машину.
Поэтому кустарное изготовление проставок для дисков – это всегда рулетка с непредсказуемым результатом. Именно поэтому многие эксперты в автомобильной области не рекомендуют связываться с такими деталями.
- Фейсбук
- Гугл+
- ЖЖ
- Blogger
Как правильно установить домкрат
Важным моментом является правильная установка домкрата. Если поставить его неправильно, можно замять порог. Это приведет к необходимости кузовного ремонта.
На всех легковых автомобилях возле каждого крыла имеется специальная площадка – «поддомкратник», она укомплектована специальным выступом в виде ребра. Это ребро должно помещаться в выемку домкрата.
Ставить домкрат следует на твердую и нескользкую поверхность. Если приходится поднимать автомобиль на грунтовке, лучше поставить под домкрат дощечку.
Поднимать колесо необходимо до полного отрыва от земли. Достаточно добиться отрыва в 1-2 см.
Демонтаж колес
Машину паркуют на платформе. Возможность движения блокируется посредством ручного тормоза и автомобильного тормозного башмака. Затем авто поддомкрачивается.
С вывешенных колес гайковертом скручиваются гайки, затем со ступицы снимается непосредственно колесо или весь комплект – в зависимости от проводимой операции.
Диски и шины тщательно промываются от загрязнений – мусор, застрявший в протекторе, способен отрицательно сказаться в процессе балансировки.
Колесо укрепляется на станке, из него выкручивается золотник, после чего шина полностью спускается и снимается с диска.
При демонтажных работах применяется только специальные инструменты и оборудование для шиномонтажа. Чтобы избежать деформации диска и повреждения шины, ни в коем случае нельзя использовать кувалду и подобные инструменты.
Как снять тормозной суппорт без направляющей скобы
Демонтаж суппортов на российских автомобилях проходит по стандартной схеме. Иномарки брать в расчет мы не будем ввиду разнообразия их конструкционных особенностей. Итак, логично, что эту процедуру лучше всего проводить с помощью подъемника, при его отсутствии сгодится и домкрат. Когда нужное колесо вывешено, пошаговые действия выглядят следующим образом.
1. С помощью трубчатого гаечного ключа откручиваем болт крепления кронштейна магистрали, по которой подается тормозная жидкость. Чтобы снятая деталь не мешала в дальнейшем, ее желательно положить подальше от колеса.
2. Выкрутить болт, удерживающий тормозной шланг. Обычно после этого начинает вытекать тормозная жидкость, что можно предотвратить. Для этих целей нужно иметь под рукой крепеж – обычно это болт соответствующего размера и резьбы.
3. Снять тормозные колодки, что позволит работать в более комфортных условиях.
Осталось лишь открутить болты крепления тормозного суппорта и снять его.
Какие инструменты потребуются для работ
Требуемые инструменты
Для того чтобы сменить вышедший из строя или плохо функционирующий механизм, необходимо заблаговременно подготовить определенный набор инструментов:
- деревянные подпорки;
- жидкий ключ;
- тонкая отвёртка;
- средний молоток;
- набор торцевых ключей и комплект головок с трещоткой;
- съёмник для наконечников.
Подготовительные мероприятия
Перед тем как что-либо поменять настоятельно рекомендуем ознакомиться с сервисным мануалом, где последовательно описан весь процесс и советы по его выполнению. Как правило, в первую очередь необходимо выполнить 3 шага:
- Машину следует установить на максимально ровный участок, а после этого заблокировать стояночный тормоз. Для фиксации транспортного средства под колеса необходимо подложить кирпичи.
- Руль устанавливается в нейтральное положение.
- Затем необходимо ослабить гайки колёс, причём делать это необходимо поочередно.
Ослабление колёсных гаек
Завершив предварительные работы, автомобиль ставят на домкрат и с одной из сторон снимают колесо. После чего машина опять опускается, но уже на подставленные деревянные опоры. Аналогичным образом следует снимать колёса и с другой стороны. Описанные шаги направлены в первую очередь на то, чтобы получить доступ к рулевым наконечникам, что в разы упростит снятие рулевой рейки.
Отвинчиваем абсорбер
Пока жидкая консистенция уничтожает ржавчину, имеет смысл заглянуть под капот и освободить зону для доступа к проблемному механизму. Для того чтобы снять рулевую рейку необходимо извлечь сирену сигнализации и газового адсорбера, предварительно отвинтив соответствующие клеммы. Извлеченные решения убираются, дабы не мешать.
Демонтаж наконечников
Специалисты акцентируют внимание на том, что очень часто рулевая рейка заменяется вместе с наконечниками. Они демонтируются при помощи обычного съёмника или выбиваются молотком
При помощи пассатижей вынимается шпонка из гайки крепления, после чего она откручивается.
Снимаем рулевые наконечники
Под резиновый уплотнитель следует вставить вилкообразное крепление, а верхнюю часть пальца завести на основание болта наконечника. Гайка съёмника подкручивается до максимума, а после молотком проводится удар по стоечному креплению, благодаря чему наконечник можно без проблем извлечь. Снятие и установка всех элементов должна проводиться предельно аккуратно.
Регулировка развала с помощью отвеса
Можно попробовать отрегулировать также развал колес, для этого потребуется:
- кусочек мела;
- измерительный инструмент;
- нитка (веревка) с отвесом на конце;
- автомобильный инструмент (ключи).
Регулировку развала производим так:
- на прямой ровной поверхности устанавливаем колеса автомобиля прямо, на колесном диске снизу и сверху с каждой стороны рисуем мелом метки;
- отвес устанавливаем у переднего крыла, измеряем расстояние от веревки до колесного обода;
прокатываем автомобиль вперед, необходимо, чтобы колеса прокрутились на 90 градусов;
- снова замеряем расстояние между шнуром и диском, запоминаем или записываем результат. Разница в показаниях для переднеприводных машин должна составлять не более ± 1 мм;
- снимаем переднее колесо, и на эту разницу верхним болтом двигаем поворотный кулак относительно амортизаторный стойки;
- накидываем колесо, снова проверяем отвесом и линейкой расстояние на разных положениях колеса;
- получив необходимый результат, затягиваем болт с эксцентриком гайкой, ставим колесо, закручиваем основательно колесные болты.
Но самый точный результат получится только при регулировке на стенде, и на этом деле лучше не экономить.
Виды шин
В зависимости от типа рисунка и его направления выделяют следующие группы покрышек:
- асимметричные, рисунок у которых различен с наружной и внутренней стороны, причем он может быть направленным и ненаправленным (об этом мы уже упоминали выше).
- симметричные, имеющие симметричный протектор, конструкцию корда и боковин. В этом случае заморочек меньше всего, ведь они устанавливаются с любой стороны.
- направленные, со строгонаправленным рисунком. Они имеют надпись «Rotation» и стрелку, обозначающую направление вращения.
- левые и правые, они разрабатываются для конкретной модели авто или для группы одинаковых моделей. На них есть маркировка «Right»(правая) и «Left»(левая). В зависимости от надписи их ставят только слева или справа. Этим правилом нельзя пренебрегать, ведь от правильной установки зависит эффективность работы шин.
Если вы не нашли такой надписи на покрышках, значит, они не подразделяются на лево- и правосторонние, даже если рисунок направленный или асимметричный.
Регулировку схождения передних колес
Регулировку схождения передних колес у всех легковых автомобилей производят изменением длины тяг за счет вращения регулировочных муфт рулевой трапеции.
После регулировки муфты затягивают гайками или стяжными хомутами. При регулировке необходимо длину левой и правой тяг изменять на одинаковую величину, иначе изменится исходное положение рулевого колеса. Схождение колес можно измерять как в миллиметрах, так и в градусах. Для отдельных автомобилей регулируется схождение не только передней, но и задней оси установки специальных резинометаллических шарниров со смещенной осью рычагов подвески.
Необходимый угол наклона оси устанавливают регулировочными шайбами, расположенными между осью нижнего рычага и поперечиной, снимая их с одной оси и добавляя в другую (ВАЗ, “Опель”), или эксцентриковыми болтами рычага подвески при ослабленных гайках крепления переднего болта (“Мерседес”). Угол развала устанавливают регулировочными шайбами, добавляя либо убирая их одновременно с обеих осей (ВАЗ, “Опель”), или эксцентриковыми болтами (“Мерседес”, “Москвич – 2141”, ВАЗ — 2109).
Углы поворота колес регулируются положением регулировочных болтов, ограничивающих угол поворота.
Для определенных легковых автомобилей углы установки регулируют поворотом верхней телескопической стойки при ослаблении гаек ее крепления (“Вольво”). Для некоторых моделей автомобилей (БМВ) предусматривается регулировка только схождения колес.
Как разбортировать бескамерные шины своими руками
Все перечисленные выше операции подойдут и для снятия бескамерной шины. Однако есть один нюанс, о котором следует помнить: очень часто края таких шин буквально привариваются к ободу, так что оторвать их, не повредив, бывает тяжело.
И ударные методы разбортировки в случае с бескамерными шинами использовать опасно
Чтобы осторожно отделить край шины от обода, целесообразно использовать обыкновенный домкрат, который либо привязывается к колесу с помощью ремня, либо помещается под какую-нибудь опору (если менять шину пришлось в дороге, то опорой может послужить бампер автомобиля)
Сезонность шин и правила их установки
Маркировка современных автошин обычно содержит информацию о сезонности применения, а именно:
- Обозначения «M+S» или «M&S» наносятся как на зимние, так и на всесезонные, а также летние внедорожные покрышки. Эта маркировка разрешает езду по бездорожью, грязи, мокрому снегу и т.п. Если рядом с аббревиатурой присутствует изображение снежинки, то резина относится к категории «зимняя».
- Для всесезонной резины могут использоваться варианты маркировки «All SEASON», «ROAD+WINTER», «ANY Weather» и т.п.
- Надписями «WATER», «RAID», «AQUA», «Aquacontact» обозначаются так называемые «дождевые автопокрышки», которые обеспечивают улучшенный контакт протекторов с мокрым асфальтом.
- Зимняя резина обозначается словом «Winter» или логотипом с изображением снежинки.
При установке на автомобиль новой резины или при сезонной замене шин необходимо обязательно обращать внимание на маркировку и направление протектора колес. Устанавливая шину, имеющую симметрично направленный рисунок, нанесенную на боковину автопокрышки стрелку располагают в соответствии с направлением вращения колеса при движении автомашины вперед
Устанавливая шину, имеющую симметрично направленный рисунок, нанесенную на боковину автопокрышки стрелку располагают в соответствии с направлением вращения колеса при движении автомашины вперед.
Автошины с ассиметричным узором нужно установить так, чтобы обозначение «Outside» на боковой поверхности находилось на наружной стороне колеса.
Важно! Особое внимание требуется при монтаже ассиметричных покрышек с маркировкой «Right» и «Left». Для этого понадобятся две пары автошин с соответствующими надписями, которые устанавливаются с разных сторон автомобиля
Направленные шины
Рисунок протектора шин данной модели строго направлен. По сравнению с асимметричными, направленные покрышки чуть менее управляемы. Эти колеса прекрасно подойдут тем, кто проживает в дождливых местностях, так как риск аквапланирования сведен рисунком данного вида практически к нулю. Водоотведение с шин происходит двусторонним потоком, защищая вас от происшествий на дороге.
Как правильно установить направленные шины?
Аналогично с асимметричными шинами, направленные усыпаны подсказками. Присмотритесь внимательно и обнаружите стрелочку с надписью Rotation. Установите колесо так, чтобы стрелка вращалась в том же направлении, в котором едет машина.
Внимание: Неправильно установленные шины не только теряют разработанные технологами характеристики, но и подвергают вас опасности. Если не уверены в правильности установки, отправляйтесь в автомастерскую, не превышая скорость более 80 км/ч
Ошибки новичков
Некоторые автомобилисты самостоятельно производят и плановую, сезонную замену шин. Снять и установить комплект покрышек – дело достаточно трудоемкое, и в ходе этого процесса многие водители делают просчеты, способные привести к печальным последствиям. Поэтому лучше заранее знать самые распространенные ошибки, чтобы не повторять.
Неустойчивый домкрат. Если замена колеса проводится на обочине, то даже в твердом грунте подъемник может перекосить и машина потеряет равновесие, упав на днище или тормозной диск. Это чревато тяжелым ремонтом, да и поднять автомобиль без посторонней помощи уже вряд ли получится. Чтобы повысить устойчивость конструкции, следует всегда подкладывать под основание домкрата толстую доску, желательно широкую.
Плохо зафиксированный автомобиль. Если не использовать удерживающие от скатывания машины «башмаки», то в случае даже небольшого отката она сорвется с подъемника. Соответственно, нужно «намертво» фиксировать автомобиль, поставив его на ручник и подложив под колеса кирпичи либо бруски.
Нормы хранения колес на дисках и шин в гараже
Так как шины и покрышки способны выдерживать резкие перепады температуры, то хранить их можно при – 30 и до +35 градусов. Крайне не рекомендуется устанавливать стеллажи или вешать крючки около отопительных приборов. Идеальным вариантом считается установка стеллажей на расстоянии около 1 метра от отопительных приборов и батарей.
Как правильно организовать систему?
Лучше всего сделать специальные стеллажи для хранения колёс в сборе и покрышек
Делая такой стеллаж, обратите внимание, чтобы его поверхность была идеально ровной и без каких-то выпирающих углов
Также многие автолюбители хранят шины в гараже просто на полу. Это не самый лучший способ, но если повесить стеллаж в гараже негде, то главное, складывать покрышки на ровный пол.
Желательно, чтобы пол в помещении был сделан из бетона, дерева или имел хорошее резиновое покрытие. Стандартные покрышки до 205 мм можно сложить друг на друга. Более крупные шины стоит складывать вертикально по рядам.
Высота штабеля из покрышек не должна превышать более 2 метров.
На покрышки не должен попадать прямой солнечный свет или ультрафиолетовые лучи. Так как их прочность значительно ослабеет под таким воздействием, и на шинах появятся микротрещины. Раз в три месяца шины надо переворачивать. Тогда они не будут поддаваться постоянной нагрузке и портиться.