Устройство фары
Устройство фары автомобиля примерно одно для всех модификаций. Свечение создаётся за счёт трёх сегментов фары.
Источник света
Излучение лампы не направлено прямо, как фонарь, на самом деле, она скорее светит во все стороны, направляя частицы света на следующий сегмент.
Отражатель
Он бывает разной формы, часто это относительно правильный конус, но может быть множество вариаций в зависимости от конфигурации фары и дизайна передней части машины в целом. Обычно это стекло или пластмасса с небольшим напылением алюминия. Как вполне ясно из внутренней формы слова – основная его задача – отражать, весь свет, который на него попадает. При этом отражении он усиливается. Специальные корректоры в свою очередь ограничивают световую зону, направляя луч света. В плане отражения света можно также выделить три основных подтипа:
- Параболический отражатель. Самый простой, дешёвый и распространённый. Это статичная конструкция, отражающая свет горящей лампы. Такую фару нельзя подкорректировать, яркость, интенсивность, направление света в них статичны.
- Рефлектор свободной формы (Free Form Reflector). Такой рефлектор разделён на несколько зон (количество их может сильно варьироваться), каждая отражает и направляет свой пучок света. Свет таких фар также статичен, но более отчётлив, меньше светопотеря при рассеивании, значительно меньше вероятность ослепления других водителей или себя.
-
Линзовая оптика. Свет от лампы в этом случае рассеивается и усиливается специальным эллиптическим светоотражателем, но после этого направляется на второй фокус – специальный щиток, вновь собирающий этот свет. От этой перегородки свет снова рассеивается в сторону линзы, та собирает его, где-то обрезая, где-то перенаправляя. Такая оптика максимально исключает чрезмерную светопотерю и ослепление светом. Линзовая оптика дорога, но очень качественна и обеспечивает максимальную безопасность даже в условиях трудной видимости. Главная проблема – вся эта система довольно динамична, в ходе износа или повреждения стабильность линзы может понизиться, могут возникнуть неисправности, светопотери. В таком случае линза требует специфической корректировки в автосалоне.
Рассеиватель
Это внешняя часть фары, также из стекла или специального материала. Видели на фото или киносъёмках огромные белые листы на штативе? Назначение автомобильного рассеивателя схожее. Его задачи – защищать фару от внешнего воздействия, а также рассеивать и направлять её свет. Скажем, противотуманные фары светят скорее не прямо вперёд, а как бы «под ноги», вниз — вперёд. Для этих функций форма рассеивателя может быть разной. Несколько иной метод работы у светодиодных и матричных фар, мы рассмотрим эту специфику чуть позже, когда будем говорить о светодиодах отдельно.
Это функциональное распределение фар, одинаковое для любого транспортного средства. Можно их разделить и по принципу устройства. Научный прогресс не стоит на месте, технологи и проектировщики задаются одним важным вопросом: как обеспечить максимальную безопасность и дальность освещения, при этом нивелируя ослепляющим фактором. Также важны принципиально надёжность фары, прочность, длительный ресурс использования, экологичность, не забываем о дизайне.
Как правильно их использовать
Разобравшись с элементами управления оптикой дальнего и ближнего освещения дороги, стоит разобраться с целесообразностью применения того или иного света. В законодательстве указаны факторы, от которых зависит тип используемых фар:
- место — населенный пункт, загородная автотрасса, тоннель;
- время — дневное или ночное время суток;
- степень освещенности — освещенная или неосвещенная автодорога;
- нахождение транспорта в движении, остановка или стоянка;
- расстояние до других участников движения, управляющими механическими транспортными средствами.
Когда можно, а когда нельзя
Относительно правил пользования фарами на транспортном средстве ПДД РФ можно резюмировать следующим образом.
Ближний свет необходим при движении автомобиля независимо от времени суток не только для личной, но и общественной безопасности. Таким образом улучшается видимость транспортного средства для других водителей. Включается когда:
- Автомобиль начал движение (при отсутствии дневных ходовых огней).
- При переключении с дальнего света не менее чем за 150 м до ближайшего автомобиля встречного или попутного потока или по сигналу встречного водителя. В качестве сигнала используется мигание дальним светом, сообщающим или предупреждающим встречного водителя о возможном ослеплении фарами.
Дальний свет фар включается по необходимости в следующих случаях:
- В темное время суток за пределами населенных пунктов.
- В темное время суток в пределах населенных пунктов, но при отсутствии централизованного освещения автодорог.
Таким образом, водитель обязан всегда ездить с включенными ближними фарами, а дальний свет выключать даже в том случае, когда получен предупредительный сигнал, а до встречного автомобиля гораздо больше, чем 150 м. Стоит учитывать, что попутные водители тоже могут быть ослеплены через зеркала заднего вида, но их сигнал не виден для водителей, едущих позади. Поэтому необходимо самостоятельно переключаться между режимами во всех случаях, которые, по мнению водителя, могут привести к ослеплению других участников дорожного движения.
Применение аварийной сигнализации.
Предупредительный сигнал дальними фарами не прописан в ПДД как обязательный, а вот аварийный сигнал в данном случае категорически необходим. В дневное время ближний свет можно заменить дневными ходовыми огнями или противотуманными фарами. Если водитель при начале движения не включил одни из описанных оптических устройств, или двигается с дальними фарами в пределах города по освещенной автодороге, то ему грозит штраф за нарушение ст. 12.20 КоАП. На момент 2021 года штраф за нарушение этой статьи составляет 500 рублей.
В завершении серия тематических видео.
Органы управления Хундай Салярис.
Внешние световые приборы на Рено Сандеро.
РАЗДЕЛ 3: Другая важная информация / Разное
Теперь, когда мы рассмотрели все различные типы технологий передней автомобильной оптики, пришло время поговорить о некоторых возникающих вопросах. Так например давайте узнаем можно ли использовать в галогеновых фарах ксеноновые лампы и наоборот?
Как правило, для использования ксеноновых ламп передняя оптика должна быть оснащена линзой, которая проецирует свет на дорогу. Также ксеноновая оптика обязательна, как правило, оснащается корректором фар.
В основном в наши дни используется автоматический корректор фар, который изменяет угол наклона линзы, с целью обезопасить встречных водителей от яркого дневного света ксеноновых фар. Угол изменяется в зависимости от количества пассажиров внутри. В том числе все ксеноновые фары должны обязательно быть оборудованы омывателем оптики, поскольку ксеноновый источник света не эффективен при грязных фарах.
Что касаемо галогеновых ламп, то они в отличие от ксеноновых могут быть установлены в линзованную оптику. А как же светодиоды? Так как светодиодные лампы, как правило, имеют направленный источник света, то устанавливать их в фару с обычными отражателями не безопасно, так как в этом случае эффективность освещения дороги будет низкой. Поэтому большинство автопроизводителей оснащает светодиодную оптику линзами, которые проецируют свет от светодиодов на дорогу. Подробней об этом ниже:
От HID («ксенон») к светодиодам
В лампах HID (High Intensity Discharge, газоразрядные высокой интенсивности, в просторечии «ксенон») вообще нет никаких волосков. Вместо них свет излучает высоковольтная дуга в атмосфере инертных газов. Для зажигания этих ламп требуется высокое напряжение и высокий стартовый ток (когда лампа уже заработала, она потребляет гораздо меньше энергии и выдает больше света, чем обычная галогеновая). Кроме того, электрическая дуга выдает более равномерный световой поток, который проще фокусировать.
Есть тут, правда, и один недостаток — на то, чтобы лампа зажглась, прогрелась и начала выдавать полную мощность, требуется несколько секунд. Поэтому в некоторых машинах лампы HID используют для ближнего света, а для дальнего оставляют обычные галогеновые. Альтернативный вариант — шторка с механическим приводом, тогда одна ксеноновая лампа может иметь распределение света под оба режима.
Тем не менее, будущее автомобильного света специалисты отдают полупроводниковым технологиям — светодиодам. Поскольку до сих пор не существует никаких стандартов на унифицированную светодиодную сборку, автопроизводителям приходится для каждой модели изготавливать оригинальную конструкцию, а это недешево. Но благодаря явным преимуществам (малый вес, стойкость к вибрациям, большие сроки эксплуатации, сверхнизкое потребление энергии) светодиоды, вероятно, вскоре вытеснят с рынка системы HID.
Какие бывают лампочки?
Если Вы, уважаемые читатели, заметили, то, упоминая о ближнем и дальнем свете, мы использовали слово «прибор», а не лампа или что-то ещё. Почему? Дело в том, что источники света в современных автомобилях могут быть разными, а именно:
• лампы накаливания;• галогенные лампы;• ксеноновые лампы;• светодиоды;• лазерные светодиоды.
Самые простые приборы наружного освещения автомобиля укомплектованы, конечно же, обыкновенными лампами накаливания — это вольфрамовая нить в стеклянной колбе, из которой откачан воздух.
Ничего примечательного они собой не представляют – светят слабо, перегорают часто, да и в последнее время в качестве основных источников света практически не используются автопроизводителями.
Немного более совершенными являются галогенные лампы. Они схожи конструктивно с лампами накаливания, но в них вольфрамовая нить находится в окружении галогенного газа (йода или брома). Благодаря этому они светят ярче своих предшественников и перегорают реже.
Принципиально другая конструкция у следующего типа фар – ксеноновые. Они горят благодаря тому, что под воздействием высокого напряжения газ ксенон начинает светиться.
Делает он это очень ярко, поэтому такие фары пользуются довольно большой популярностью у компаний, выпускающих машины и у производителей опционального оборудования.
Главный недостаток – необходимость в дополнительных узлах, обеспечивающих розжиг и функционирование лампочек.
Передовой технологией по праву можно назвать светодиодные фары. Благодаря тому, что полупроводниковые светодиоды становятся всё мощнее и доступнее, такие приборы наружного освещения автомобиля можно встретить чаще и чаще, хотя цена на них ещё остаётся достаточно высокой.
Достоинств у них масса – это и небольшие габариты, и низкое энергопотребление, и высокая яркость, и длительный срок эксплуатации.
Помимо этого, на базе светодиодов создают матричные фары, которые могут под управлением интеллектуальной электроники формировать различные конфигурации светового пятна в зависимости от дорожной и погодной ситуации.
Что же касается лазерных светодиодов, то это пока ещё редкость. Увидеть такую оптику можно только у топовых моделей топовых марок, да и то далеко не у всех.
Эти приборы крайне эффективны, обладают скромным энергопотреблением, а также выдают очень яркий и равномерный световой поток. К примеру, расстояние, которое они могут с лёгкостью осветить, составляет более 600 метров.
Виды услуги
- С вашим личным присутствием. Верующие обычно выбирают этот вариант: освящение займет немного времени, но оставит впечатление о том, что обряд действительно был совершен по всем правилам. Взаимодействие с батюшкой успокаивает, дарит ощущение безопасности.
- Онлайн. Существуют сайты, предлагающие провести освящение автомобиля в интернете. Вы выбираете марку машины, указываете номер, печатаете код для защиты от спама. Затем открывается видео, где священник окропляет переднее стекло водой и читает молитву. Камера расположена в салоне: создается ощущение, будто вы сидите за рулем. Будьте осторожны: мошенники пользуются доверчивостью людей, запрашивая запредельные суммы за «обряд».
- Выезд батюшки на адрес. После рабочего дня он подъедет к вам. Все зависит от личной договоренности. Цена возрастет в несколько раз, и не каждый служитель согласится на это.
Фотометрические термины и определения для фар
Дальность света фары
Это расстояние, на котором световой луч продолжает обеспечивать заданную освещенность, в большинстве случаев — 1 люкс, с правой стороны дороги (при правостороннем движении).
Геометрическая дальность фары
Это расстояние до горизонтальной части границы света и тени на дорожном покрытии. Угол наклона фар ближнего света порядка 1% или 10 см на 10 м является результатом геометрического диапазона, равного 100-кратной высоте установки фар (замеряется между центром отражателя и дорожным покрытием).
Визуальная дальность
Визуальная дальность — это расстояние, на котором все еще видны объекты (автомобили, предметы и т.п.) в пределах яркостного распределения зрительного поля человека.
Ввиду того, что визуальный диапазон подвержен влиянию таких факторов, как форма, размер и отражательная способность предмета, тип дорожного покрытия, конструкция фар и их чистота, а также физиологические условия состояния глаз водителя, не имеется возможности установить визуальный диапазон путем использования точных числовых средств. При крайне неблагоприятных условиях (при левостороннем движении, с левой стороны мокрой дороги) визуальная дальность может снизиться до 20 м и ниже. При оптимальных условиях она может увеличиться до более чем 100 м (при правостороннем движении, с правой стороны дороги).
Дискомфортный свет
Представляет собой количественное сокращение степени визуальной оценки, которое происходит в ответ на источники света, создающие ослепляющий эффект. Примером может быть уменьшение дальности видимости при взаимном приближении двух автомобилей.
Дискомфортный свет возникает, когда источник ослепления вызывает дискомфорт, однако без фактического уменьшения характеристики визуальной оценки. Дискомфортный свет оценивается по шкале, определяющей разные уровни комфорта и дискомфорта.
Правила пользования внешними световыми приборами ночью
Ночью, или темным временем суток в правилах называется промежуток времени между концом вечерних и началом утренних сумерек. В таких условиях обязательно включение передних фар и габаритных огней. Выбор ближнего или дальнего света при этом зависит от следующих нюансов:
Если вы движетесь по освещенным дорогам в населенном пункте – дальний свет использовать нельзя, только ближний.
При сближении с транспортным средством, движущимся по встречной полосе, дальний свет следует переключить на ближний не менее чем за 150 метров – так вы не ослепите другого водителя. Еще лучше сделать переключение на 200-250 метрах.
Если встречное транспортное средство подает сигнал переключением или миганием фар на большем расстоянии – выключите дальний свет. В таких ситуациях у вас, скорее всего, плохо отрегулировано направление фар, и они не столько освещают дорогу, сколько светят в глаза водителям на «встречке».
Также переключать свет нужно и в других ситуациях, когда есть угроза ослепить других водителей, как встречных, так и попутных.
А что делать, если вас ослепили? Главное – не перестраивайтесь, иначе есть риск попасть в аварию, наехать на пешехода или свалиться в кювет. Правила предписывают в такой ситуации включать аварийную сигнализацию, постепенно снизить скорость и, если это нужно, остановиться.
Вынужденная остановка в темное время суток – обязательно включите габаритные огни и при желании дополните их ближним светом и противотуманками.
Приборы наружного освещения автомобиля, линзы и рассеиватели
Говоря о фарах, нельзя обойти стороной такой важный конструктивный элемент как отражатель. Нужен он для того чтобы максимально эффективно собрать воедино весь свет, излучаемый источником и передать его на рассеиватель или в линзу. Отражатели бывают:
• параболические;• свободной формы;• эллипсоидные.
Первые два типа встречаются у классических рефлекторных фарах. Параболические наиболее простые и используются в примитивной оптике. Эффективность их работы пропорциональна размеру – чем больше, тем выше уровень освещённости.
Разновидность свободной формы более интересна. Такие отражатели имеют сложный рельеф, моделируемый компьютерами.
Их отражающая поверхность выполнена таким образом, чтобы обеспечить различную форму светового пятна в зависимости от того, на какой её участок в данный момент направлен источник.
Эллипсоидные отражатели работают в паре с линзами (так называемая линзовая оптика). Данная технология позволяет значительно уменьшить размер фары и формировать эффективный пучок света.
Пожалуй пока всё об автомобильной оптике. Надеюсь, вы почерпнули из этой статьи что-нибудь новое для себя/ Но ещё настоятельно советую почитать и про адаптивную систему освещения AFLS.
До новых встреч! Не забывайте, заглядывать в блог за свежим материалом!
Функции автомобильных фар
Ближний свет фар
Схема распределения светового потока типа «вверху темнее, внизу светлее», вытекающая из разграничения света и тени, дает приемлемые визуальные диапазоны для всех условий управления автомобилем. При такой схеме ослепление, которому подвергаются водители встречного транспорта, удерживается в разумных пределах, хотя в то же время одновременно обеспечивается относительно высокая световая отдача в зоне ниже светотеневой линии.
Картина распределения света должна сочетать максимальные визуальные диапазоны с минимальным эффектом ослепления. Эти требования дополняются необходимостью обеспечения зоны освещенности непосредственно впереди автомобиля. Например, фары должны оказывать помощь во время совершения поворота, то есть схема распределения света должна простираться за левые и правые края дорожного покрытия.
Дальний свет фар
Лампы дальнего света освещают дорогу на максимальную дальность. Это создает большую силу света, в зависимости от расстояния, воздействующую на все предметы в зоне, выделенной для движения транспорта. Поэтому включать дальний свет разрешается только тогда, когда не происходит ослепления встречного транспорта.
Высокая плотность транспортного потока на современных дорогах серьезно ограничивает использование дальнего света.
Внешние световые приборы автомобиля
В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.
Примечание. Тема «световые приборы» является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.
Габаритные огни
Габариты — это небольшие световые приборы, расположенные примерно по углам автомобиля (всего 4 штуки). Светят они не очень ярко и в первую очередь предназначены для того, чтобы водители других автомобилей могли в темноте понять, где начинается и заканчивается Ваша машина.
Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.
Дневные ходовые огни
ДХО — световые приборы в передней части автомобиля (2 штуки), которые светят довольно ярко. Они предназначены для улучшения видимости автомобиля спереди в светлое время суток.
Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.
В 2020 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.
Ближний и дальний свет фар
Ближний (2 лампочки) и дальний (2 лампочки) свет фар — это основные световые приборы, которые предназначены для освещения дороги перед автомобилем.
При этом ближний свет освещает участок непосредственно перед автомобилем, а дальний — более отдаленный участок. Ближний свет имеет смысл использовать на небольших скоростях, дальний — на более высоких.
Противотуманные фары
ПТФ — 2 фары в переднем бампере автомобиля, предназначенные для освещения дороги в условиях плохой видимости.
В 2020 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.
Противотуманный фонарь
Противотуманный фонарь — фонарь красного цвета в задней части автомобиля, предназначенный для улучшения видимости автомобиля в условиях недостаточной видимости. Этот световой прибор очень яркий и при хорошей погоде он может слепить водителей едущих сзади автомобилей.
Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.
Противотуманные фары
Противотуманные фары (белый свет) предназначены для улучшения освещения проезжей пасти дороги во время тумана, снегопада, сильного дождя и большой запыленности воздуха. Для этой цели создается световой луч с особенно большим боковым рассеиванием. Он обеспечивает особенно хорошее освещение той стороны дороги, которая находится ближе к автомобилю. Достигаемый Уровень яркости близких объектов значительно выше. В отличие от обычно темной поверхности дороги далеко впереди автомобиля, этот высокий уровень яркости помогает водителям лучше сориентироваться, несмотря на плохие погодные условия.
Конструкция противотуманных фар
Противотуманные фары представляют собой отдельные световые приборы в собственном корпусе.
Противотуманная фара (вертикальный монтаж
Современные противотуманные фары дают белый свет. Пока не имеется существенных доказательств того, что лампы желтого цвета обеспечивают какое-либо преимущество с точки зрения физиологии восприятия. Эффективность противотуманной фары зависит от размера зоны освещения и фокусного расстояния отражателя. При тех же зонах освещения и фокусном расстоянии, с точки зрения техники освещения, разности в показателях круглых и прямоугольных противотуманных фар нет.
Конструкция противотуманных фар регламентируется правилами ЕСЕ R19, монтаж — ЕСЕ R48 и StVZO (Правила регистрации транспортных средств) ст. 52 в Германии. Допускается наличие двух противотуманных фар белого или желтого света. Цепь управления для включения противотуманных фар должна быть независимой от цепи, используемой для дальнего и ближнего света фар. В Германии Правила регистрации транспортных средств разрешают установку противотуманных фар в местах, расположенных более чем в 400 мм от крайней точки по ширине автомобиля, при этом они должны быть подключены таким образом, чтобы их можно было включать только при включенном ближнем свете (рис. «Расположение противотуманной фары» ).
Параболоид с рассеивателем
Отличительной чертой параболического отражателя является источник света, расположенный в фокальной точке, благодаря чему отражатель направляет свет вдоль центральной оси (как и у фар дальнего света) (рис. «Противотуманная фара (вертикальный монтаж» ). Рассеиватель расширяет этот пучок света, формируя горизонтальную полосу, в то время как специальный экран предотвращает проецирование луча по направлению вверх.
Технология создания отражателя произвольной формы
Для проектирования форм отражателей можно использовать такие методы вычислений, как CAL (компьютерное управление освещением) таким образом, чтобы отражатели рассеивали свет непосредственно (т.е. без оптического оконтуривания) и создавали резкую светотеневую границу (без отдельного затенения). Поскольку отражатель противотуманной фары конструктивно охватывает лампу, можно получать чрезвычайно высокий световой поток вместе с максимальной шириной рассеивания света (рис. «Противотуманная фарв с отражателем произвольной формы (горизонтальное сечение)» ).
Противотуманные фары PES
Эта технология сводит к минимуму отраженные блики в тумане. Экран, изображение которого проецируется на дорожное покрытие посредством линзы, обеспечивает светотеневую границу с минимальным рассеиванием света вверх.
Технико-функциональная важность противотуманных фар немного отошла на задний план с появлением мощных галогенных, ксеноновых ламп и систем AFS. Акцент все еще делается на улучшение освещения в ситуациях с неблагоприятными погодными условиями
Эту проблему можно решить с помощью раздельных противотуманных фар, используемых ныне (согласно ЕСЕ R19), систем AFS для плохой погоды (согласно ЕСЕ R123) или сочетания этих двух функций.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:
Какие лампочки больше всего подходят для дополнительных фар
В доп-фары ближнего и дальнего света, как и в штатные элементы, могут устанавливаться разные лампы:
- галогеновые;
- ксеноновые;
- светодиодные.
Галогенки светят не очень ярко и обычно их используют для противотуманок. Световой луч галогеновых ламп отличается желтым оттенком, который не отражает капли дождя, проходя сквозь него. Из преимуществ таких ламп стоит выделить невысокую стоимость.
Ксеноновые элементы отличаются ярким белым светом и подходят практически для любого типа освещения, однако ксенон сильно слепит и использовать такие лампы можно только на АТС, которые предполагают установку такой оптики. В противном случае можно лишиться прав сроком до полугода.
Если говорить про светодиодные дополнительные фары для автомобиля, то они являются наиболее оптимальным вариантом. Во-первых, они не слепят остальных участников дорожного движения. Во-вторых, светодиодные фары отличаются долгим эксплуатационным сроком, благодаря своей устойчивости к вибрациям. И конечно, нельзя забывать, что диодное освещение потребляем минимум энергии.
Светодиодные фары делятся на несколько категорий, в зависимости от того, для каких целей они будут использоваться. Также они отличаются по:
количеству и типу светодиодов (например, LED или Cree лампы с 6,12 и более кристаллов);
типу крепежной системы (универсальная или особая, которая применяется для мотоциклов и квадроциклов);
отличительным особенностям (пропитка корпуса водоотталкивающими средствами, хромированное напыление, цвет стекла и многое другое);
Светодиодные фары могут быть изготовлены не только в стандартной форме, но и представлять собой:
Модульные балки, которые состоят из большого количества маленьких лампочек. Такие фары создают мощный и яркий свет и отлично вписываются в облик машины.
Однорядные и двухрядные балки. В таких фарах также устанавливается различное число световых элементов. Чем больше их будет, тем ярче будет светить такая фара.
Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что дополнительные светодиодные фары ближнего света – это лучший выбор. Осталось только определиться с производителем. На сегодняшний день это немецкая компания Hella KG Hueck & Co, которая заслуженно считается мировым лидером по продаже и производству автомобильной оптики.
Маркировка автомобильных фар
На рассеивателе каждой автомобильной фары имеется маркировка, установленная международным стандартом. Цифры и буквы говорят о характеристиках изделия, его особенностях и сфере использования. Структура маркировки: верхний буквенный ряд обозначает категорию (B – противотуманная фара, C – фара ближнего света, H – фара для галогенных ламп, R – фара дальнего света, S – фара-лампа, PL – пластиковый рассеиватель); средний ряд состоит из цифро-буквенных индексов – буква и цифра в кружке является знаком международного утверждения, далее следует код страны, выдавшей утверждение, и округленное значение силы светового потока (дальний свет); наличие стрелки обозначает назначение фары для левостороннего движения, отсутствие – для правостороннего, двухсторонняя стрелка обозначает универсальность фары; нижний ряд, также состоящий из цифро-буквенных индексов, представляет собой код официального утверждения. Не стоит забывать о том, что фары любого вида требуют контроля над эффективностью работы, своевременного ремонта или замены. От состояния автомобильной оптики зависит безопасность водителя, пассажиров и прочих участников дорожного движения. Для регулирования или ремонта фар следует обращаться в специализированные автосервисы или СТО, где работают профессионалы высокого уровня.
Функции AFS в фарах
Свет для скоростных магистралей
Для особых ситуаций вождения разработана система адаптивного переднего освещения (AFS), обеспечивающая водителю лучшую видимость в каждой ситуации. При разработке системы освещения для скоростных магистралей (рис
«Функциональная связь между светом на шоссе и светом на магистрали» ), особое внимание уделялось улучшению видимости без излишнего ослепления встречного транспорта. Увеличение видимости до 150 м позволяет увеличить время движения до обнаруженного объекта примерно на 2 секунды (сравнение при скорости 100 км/ч с галогенными лампами)
Это позволяет водителю лучше оценить критическую ситуацию и намного раньше начать торможение.
Освещение при плохой погоде
В случае освещения при плохой погоде особое внимание уделяется улучшению визуального ориентирования на дороге. Освещение становится лучше, особенно освещение зон по бокам дороги
Большинство вариантов освещения при плохой погоде предусматривают поворот левой фары на 8° вбок и одновременно небольшое опускание или активацию статичных фар для освещения поворотов. Это обеспечивает очень широкое освещение дороги и краев дороги. В будущем отдельные компоненты, например, ответственные за расширение освещения по бокам, будут активироваться последовательно. Управляющими параметрами являются, к примеру, угол поворота и направление. Отдельные сегменты активируются в этом случае «квазидинамически».
Функции фар и системы повышения безопасности при движении (DAS)
Появление видео технологий в автомобилестроении позволило усовершенствовать функции фар с помощью видеокамеры. Когда видеокамера определяет положение встречного автомобиля, фара или система AFS может адаптировать дальность света таким образом, чтобы она повышалась для больших расстояний и уменьшалась для маленьких (функция динамического изменения дальности). Это обеспечивает оптимальное освещение без ослепления встречного транспорта.
Технические особенности фар
Фокусное расстояние отражателя
Стандартные отражатели для фар и других автомобильных ламп обычно являются параболическими по форме (рис. «Параболический отражатель» ). Фокусное расстояние (расстояние от вершины параболы до точки фокусировки) составляет 15-40 мм.
Отражатели произвольной формы
Геометрические конфигурации отражателей произвольной формы создаются посредством сложных математических расчетов (HNS, однородная вычисленная поверхность). Здесь небольшое среднее фокусное расстояние /определяется относительно расстояния между вершиной отражателя и центром нити накаливания. Обычно оно составляет 15-25 мм.
У отражателей, разделенных ступенями или гранями, каждая перегородка может иметь собственное среднее фокусное расстояние.
Зона освещения отражателя
Это параллельная проекция всего отверстия отражателя на поперечную плоскость. Стандартная эталонная плоскость перпендикулярна направлению движения автомобиля.
Эффективный световой поток, эффективность фары
Эффективный световой поток представляет собой ту часть светового потока источника света, которая в состоянии предоставить эффективное освещение посредством отражающих или преломляющих компонентов (например, подобно тому, как свет проектируется на дорожное покрытие посредством отражателя фары). Отражатель с коротким фокусным расстоянием делает эффективным использование ламп накаливания и имеет высокую эффективность, потому что отражатель выходит наружу, окружая лампу и позволяя ей преобразовать большую часть светового потока в полезный световой луч.
С каким светом нужно ездить днем по ПДД
В этом плане Правила разночтений не допускают. Днем надо ездить, включив фары в режиме ближнего освещения или дневные ходовые огни (DRL). В качестве ДХО могут быть применены также противотуманные фары белого цвета или отдельные фонари.
Штатные DRL автомобиля.
Светосигнальное оборудование | Применение в качестве ДХО |
---|---|
Фонари дальнего света | Запрещено |
Фонари ближнего света | Разрешено |
Передние противотуманки белого цвета свечения | Разрешено |
Передние противотуманки оранжевого цвета свечения | Запрещено |
Задние противотуманки | Запрещено |
Поворотники | Запрещено |
Габариты | Запрещено |
Лампа освещения государственного номерного знака (заднего) | Запрещено |
Отдельные ДХО, предусмотренные конструкцией машины или дополнительно установленные и зарегистрированные в ГИБДД, как внесение изменений в конструкцию | Разрешено |
Включать DRL надо независимо от территории движения -внутри населенного пункта или за городом.
Можно ли установить ксеноновые лампы в обычные фары с отражателями?
В принципе можно, но ничего хорошего из этого не выйдет. Во-первых, согласно Российскому законодательству применения ксеноновых ламп в фарах с отражателями категорически запрещено, поскольку это создает опасность встречным водителем на дороге, которые могут быть ослеплены ярким источником света ксеноновых ламп рассеянного отражателями фар.
В итоге, установив в фары с отражателями ксеноновые лампы, вы получите только внешнее красивое свечение. Но освещение дороги будет намного хуже, чем при использовании галогенных ламп, поскольку для ксеноновых источников освещения необходима линзованная оптика. Кроме того, ксеноновые лампы, установленные в отражатель, отвратительно освещают дорогу в дождливую погоду.
В том числе, хотим отметить, что ксеноновые лампы в короткий срок выжгут хромированное напыление ваших отражателей. В итоге, даже установив в последующем снова галогенные лампы, ваши фары будут светить уже не так эффективно как прежде.