Центральный стоп-сигнал верхнего расположения
Светодиодные стоп-сигналы верхнего расположения (centre high mounted stop lamps — CHMSLs) зажигаются на 0,2 с быстрее обычных ламп накаливания, улучшая время реакции водителя и обеспечивая дополнительный тормозной путь 5 м на скорости 120 км/ч. Вследствие малых габаритов светодиодные стоп-сигналы могут быть легко согласованы со всеми конструкциями транспортного средства независимо от того, установлены ли они внутри или интегрированы во внешнюю часть корпуса или спойлер. Срок их службы более 20 000 часов, что намного превышает суммарное время горения стоп-сигналов за весь период эксплуатации автомобиля. У каждого нового поколения светодиодов увеличиваются фотометрические показатели качества, что позволяет сократить их число, необходимое для выполнения функции стоп-сигнала. Это число в некоторых конфигурациях уже уменьшилось с 16 до 12 и должно уменьшиться еще в большей степени в следующие несколько лет.
Устройство и принцип работы воздушного сигнала
Первые клаксоны стали выпускать в 1908 году. В переводе с греческого слово клаксон означает «вой». Первые звуковые сигналы представляли собой конструкцию, которая состояла из пластины с пружиной, закрепленной заклепкой посередине.
Зубчатое колесо при вращении соприкасалось с пружинящей пластиной, и воспроизводился специфический звук. Чтобы усилить звук и направить его в определенную сторону, устанавливался рупор. Позже появился клаксон, в котором шестерня вращалась благодаря электричеству.
Благодаря техническому прогрессу сигнальные устройства усовершенствовались. Современная система звуковой сигнализации включает в себя звуковые сигналы (один или несколько), выключатель, реле звуковых сигналов и провода для соединения.
Клаксоны подразделяют:
- по устройству: с рупором и без него,
- по звучанию: тональные и шумовые,
- по принципу действия: пневмонические, электронные и электромагнитные.
Рассмотрим конструкцию и принцип действия сигнальных устройств.
Пневмонические
Принцип действия аналогичен «гуделкам», которые устанавливались на первых автомобилях и конных повозках. Из компрессора подается под давлением воздух, который движется через специальную трубу, создавая вибрации и заставляя ее издавать специфические звуки. Такие устройства достаточно дорогие независимо от формы и конструкции изделия.
Пневматические устройства отличаются мощностью сигнала и формой труб. Их частотный диапазон создается трубами разной тональности. Чтобы обеспечить их звучание, необходимо устанавливать компрессор, который способен обеспечить давление не менее 6-10 атмосфер. Число рожков может быть разное, от их количества зависит мелодичность сигнала. При установке пневматического сигнала на автомобиль дополнительно нужно устанавливать реле с программой, которая будет управлять открытием и закрытием электромагнитных клапанов.
Электромагнитные
В основе этих устройств лежит электромагнит. Он присоединяется к основной детали сигнала – мембране. Обмотка сердечника электромагнита через прерыватель соединена с аккумулятором. С массой автомобиля клаксон соединяется с помощью кнопки. При нажатии водителем на сигнальную кнопку стержень сердечника начинает двигаться, заставляет вибрировать мембрану. В итоге, раздается мощный звук (автор видео tora 18).
Клаксоны электромагнитного типа различаются звуковым излучателем:
- Дисковые («блины»). Могут быть разборными и неразборными. Второй вид компактнее, поэтому занимает меньше места в автомобиле. Кроме того, дисковые сигналы могут быть закрытыми и открытыми. Устанавливаются дисковые клаксоны либо под капотом, либо на виду. Возможна установка нескольких гудков разной частоты и тональности.
- «Улитки». Эти устройства сложны в установке, так как раструб имеет изогнутую форму и должен быть направлен открытым концом вперед. Мощность сигнала очень большая. Они издают настолько громкий звук, что он давит на барабанные перепонки. Гудки выпускаются двухтональные, но можно установить реле, благодаря которому напряжение будет поступать на обмотки поочередно, в результате будет звучать заданная мелодия.
- «Рожки». Раструб этих клаксонов напоминает формой «распрямленную улитку», внешне выглядит как горн или труба. Они издают хуже звук, но их удобнее размещать под капотом.
В конструкции электронных клаксонов используются генератор звуков и динамик.
Отдельного внимания требуют VIP сигналы, которые устанавливаются на спецмашины. Их часто называют «крякалками», так как издаваемый ними звук напоминает крик утки. Хотя их применение запрещено, водители устанавливают «крякалки» на свои автомобили.
На современных транспортных средствах часто сигналки используются парами. Один клаксон устанавливается с высокой тональности, а второй – с низким тоном. Вместе они производят красивые и сильные звуки.
Сигнальные устройства используются в охранных системах. В этом случае они применяются как сторожа для охраны автотранспорта. Сигнал подается в случае попытки угона или несанкционированного проникновения внутрь машины. Управление сигналом осуществляется дистанционно с брелока.
Соединение приборов системы освещения и сигнализации
Строительные машины и оборудование, справочник
Все приборы системы освещенйя и световой сигнализации соединены между собой и с источником тока проводами по однопроводной системе, при которой вторым проводом являются металлические части автомобиля — масса.
Для удобства монтажа провода имеют различную расцветку. Провода, идущие в одном направлении, объединяются в пучки с общей предохранительной оболочкой. Пучки прикреплены на шасси автомобиля скобами. Провода между собой соединены промежуточными колодками с клеммами.
Схема системы освещения и световой сигнализации автомобиля ЗИЛ-130 приведена на рис. 1. В систему входят: две передние фары с двухнитевыми лампами ближнего и дальнего света; два подфарника с двухнитевыми лампами габаритного света и указателя поворотов; колодки соединительных клемм 3; задние фонари с лампами заднего света и лампами стоп-сигнала и указателя поворота; плафон кабины; подкапотная лампа; штепсельная розетка для переносной лампы; штепсельная розетка для прицепа; лампы освещения приборов; контрольная лампа 46 указателя поворотов; контрольная лампа дальнего света фар; главный переключатель света; ножной переключатель света; выключатель плафона; переключатель указателя поворотов с прерывателем и контрольной лампой; включатель стоп-сигнала; тепловые биметаллические предохранители. Система освещения питается от общих источников тока: генератора и аккумуляторной батареи, включенных в систему освещения через клеммы реле-ргегулятора, клеммы замка зажигания, контрольную лампу зарядки батареи, клемму тягового реле стартера и клемму вспомогательного реле. Переключатель указателя поворотов соединен с источниками тока через замок зажигания и действует только при включенном зажигании.
Рис. 1. Схема системы освещения автомобиля ЗИЛ-130
Электрическая цепь на переднюю фару следующая. При питании от батареи: плюсовая клемма батареи — провод — клемма тягового реле стартера — провод — клемма вспомогательного реле 14 стартера — провод — клемма замка зажигания — клемма кнопочного термобиметаллического предохранителя 26 — термобиметаллический предохранитель — главный переключатель света — провод — ножной переключатель — провод — спираль накала лампы передней фары — масса — минусовая клемма батареи.
При питании от генератора ток сначала идет по следующей цепи: плюсовая щетка и клемма Я генератора — провод — клемма Я реле-регулятора — обмотки ограничителя тока и реле обратного тока — клемма Б реле-регулятора — провод — клемма тягового реле стартера и далее по тому же пути, что и для батареи. Проходя через спираль накала лампы на массу, ток возвращается в генератор через минусовую его щетку. По аналогичной цепи ток идет к другим световым точкам.
Читать далее: Уход за системой освещения и световой сигнализации и ее основные неисправности
Категория: — Электрооборудование автомобилей
Для чего нужно дополнительное освещение
Если раньше автомобили с красивой подсветкой салона можно было увидеть только в дорогих автомобилях высокого класса, то сейчас всё чаще интересные варианты подсветки можно встретить в случайной машине вашего города. Производители автомобилей из года в год ищут новые способы улучшить внутреннее освещение своих творений, как и водители, которые не сидят без дела, экспериментируя со своими автомобилями самостоятельно.
Неоновая подсветка салона автомобиля:
А чем плоха подсветка салона своими руками? Смотрится красиво, удобно, да ещё и какое удовольствие отвечать: «Сам сделал!». Или, например, установить подсветку порогов – в темное время суток при открытии дверей видно, на какую поверхность вы выходите. Уже какой плюс! Существует целое множество применений. Самое главное — всё можно сделать собственными руками!
Из всех мест, в которые можно установить дополнительное освещение, здесь мы рассмотрим подсветку именно салона автомобиля, а также немного расскажем, как её сделать своими руками. Почему именно салон? Потому что это не так сложно, как внешняя подсветка, да и не всякое ручное изменение автомобиля разрешено. Например, с неоновой подсветкой днища вы попросту не сможете пройти техосмотр. Внешняя подсветка — это красиво, но, с вашего позволения, начнём с салона, с удобства для вас и ваших пассажиров.
Подсветка салона автомобиля
От свечи до лампы
ОСНОВНОЙ элемент любой автомобильной фары – это источник света. В принципе, чем он мощнее, тем лучше водитель видит дорогу в темноте и при плохой погоде. Значит, движение будет безопаснее.
Первые машины похвастать хорошей светотехникой не могли, ведь источником света у них служили масляные или керосиновые горелки, а на некоторых моделях вообще применялись обычные свечи. Они лишь обозначали габариты автомобиля в темноте, но осветить дорогу не могли. К тому же такие “фары” легко гасли от малейшего порыва ветра.
Ситуация изменилась в начале ХХ века с появлением ацетиленовых светильников, применявшихся даже в качестве паровозных прожекторов. “Дальнобойность” лучших образцов подобных фар была весьма велика для того времени и достигала порой нескольких сот метров. Но для того, чтобы ацетиленовая светотехника заработала, водителю надо было совершить целый ритуал. Ему следовало остановиться, выйти из машины, открыть краник ацетиленового генератора (как правило, он находился на подножке автомобиля), подождать, пока газ по трубкам дойдет до фары, и лишь затем поджечь его. Кроме того, через несколько часов работы установку приходилось перезаряжать.
Избежать столь длительной и неудобной процедуры помогло изобретение лампы накаливания. Впервые ее стали использовать в фарах еще в 1898 году на электромобиле “Columbia”, но тогда добиться достаточного срока службы создателям не удалось.
Только когда хрупкую угольную нить в лампе заменили вольфрамовой, она стала надежно и долго работать даже в условиях постоянной тряски. Поэтому после установки таких ламп в фары “Cadillac” образца 1912 года подобная светотехника в течение нескольких лет появилась и на моделях других автопроизводителей.
Новые источники света для сигнальных ламп
LED (светоизлучающие диоды) и неоновые комбинированные лампы — уникальный способ объединить стиль и безопасность. Прежде всего, это инновационный стиль: благодаря своей компактности светодиоды и неоновые источники света увеличивают гибкость решений при конструировании автомобиля. особенно для подсвечивания обводов автомобиля и освещения бампера. Их однородный или пунктирный внешний вид подчеркивает отличия и высокую технологичность этих сигнальных ламп. Кроме того, повышается безопасность: время реакции новых источников приблизительно на 0,2 с меньше, чем у ламп накаливания, что обеспечивает дополнительное время для торможения, дающее выигрыш в 5 м для транспортного средства, идущего со скоростью более 120 км/ч.
Подпункт 19.2
Пользование световыми приборами по ПДД предусматривает моменты переключения ближнего света на дальний и обратно. Так, переключение выполняют в следующих случаях:
- Включают ближний свет в населенных пунктах, если дорога хорошо освещена.
- Переключают свет при движении встречного транспорта на расстоянии не менее чем за 150 м и более.
- Переключают свет при обгоне, а также при следовании сзади за другими участниками движения, чтобы не слепить их через отражения в зеркалах.
Если вдруг водитель ослеплен, то он обязан включить аварийные огни, снизить скорость и остановиться. При этом действии полоса движения не меняется.
Потолочные подвесные лампы освещения
Чтобы установить потолочные светильники освещения наличие подвесных систем не обязательно. Одним из наиболее популярных вариантов являются линейные люминесцентные лампы. Они отличаются высокой надежностью и могут быть установлены в любом месте без ограничений.
Их можно разместить на стенах, на потолке, во встроенной мебели и декоративных нишах. Использование зеркальной арматуры с ячеистой структурой позволяет убрать слепящий эффект, за счет чего свет распределяется равномерно.
Могут применяться и другие декоративные элементы для рассеивания света: плафоны с матовой, рифленой или гладкой поверхностью. Плафоны и зеркальные решетки позволяют в полной мере наслаждаться приятным, спокойным и равномерным электрическим освещением.
Комплектное осветительное устройство
S. Общий вид КОУ1А — М275 — 1 x 700 — УЗ. |
Комплектные осветительные устройства ( рис. 38) состоят из канала световода и камеры 1, в которой находятся источники света — металло-галогенные лампы и блоки ПРА. Щелевой световод 5 представляет собой цилиндрическую полую трубу, внутренняя поверхность которой по всей длине покрыта зеркально отражающим слоем, за исключением продольной светопропускной полосы — оптической щели.
Комплектные осветительные устройства имеют исполнение У категорий размещения 2 и 3 по ГОСТ 15150 — 69 и предназначены для работы в сети переменного тока напряжением 380 / 220 В.
Общий вид КОУ1А — М275. |
Комплектные осветительные устройства предназначены для работы в сети переменного тока напряжением 380 / 220 В. Для обеспечения надежного зажигания ламп цускорегулирующее устройство с импульсным зажигающим устройством устанавливается на расстоянии не более 2 м от вводной кассеты, которую при установке у наружных стен зданий или сооружений монтируют вне границы взрывоопасной зоны под навесом ( козырьком) для защиты от атмосферных воздействий.
Комплектные осветительные устройства ( КОУ со щелевыми световодами ( ЩС. |
Комплектные осветительные устройства ( КОУ) со щелевыми световодами предназначены для освещения производственных помещений с большим содержанием пыли и влаги, со взрывоопасными зонами классов В-16 и В-Па, пожароопасными зонами классов П-1 и П — П, а также со взрывоопасными зонами классов В-1, В — П и В-Га при условии установки ИС либо вне помещений, либо в строительных галереях и коммуникационных каналах, расположенных внутри помещения.
Комплектные осветительные устройства соответствуют климатическому исполнению У, категорий размещения 2 и 3 по ГОСТ 15150 — 69 и рассчитаны на работу в сети переменного тока с номинальным напряжением 380 / 220 В, частотой 50 Гц. В качестве ИС света в КОУ применяются зеркальные металлогалогенные лампы — светильники типа ДРИЗ и ЛФМГ, а также зеркальные ЛН типа ЗК.