Частичный разряд при низких температурах
При старте двигателя в мороз полностью заряженный аккумулятор с максимальной плотностью электролита может просаживаться по напряжению до 6-7 вольт из-за замедления реакции всех пусковых систем авто и необходимости генерации высоких токов холодной прокрутки. Чтобы восстановить рабочие параметры на клеммах, активно израсходуются запасы электроемкости. Несколько неудачных запусков нередко становятся причиной глубокой разрядки.
Намного хуже с задачей старта справляется уже частично разряженная АКБ, у которой более низкая плотность электролита становится причиной значительной потери емкости. Аккумулятор в таком состоянии не только подвержен риску замерзания, но и ускоренно саморазряжается. Иногда достаточно одной морозной ночи под капотом, чтобы уйти в «ноль»
Именно поэтому важно не оставлять батарею с частичным разрядом на холоде, рассчитывая на подзарядку от генератора при следующем выезде. Этой попытки может не быть, а сразу придется обращаться в прием автомобильных аккумуляторов
Лучше заранее перенести АКБ в достаточно теплое помещение и после выравнивания температур подключить к ЗУ.
Проверка и заряда аккумуляторной батареи
аккумуляторная батарея электролит
Проверка батареи нагрузочной вилкой. Дополнительно к проверке
плотности электролита следует проверить состояние каждого аккумулятора батареи
под нагрузкой большой силы тока. Для этого используются нагрузочной вилкой
ЛЭ-2, снабженной резистором и вольтметром, имеющей нагрузочное сопротивление
0,02 Ом и рассчитанной на силу тока 100 А. Напряжение каждого аккумулятора
заряженной батареи при проверке должно быть 1,7 — 1,8 В и должно оставаться
устойчивым в течение 5 с.
Если напряжение аккумулятора 1,5 В или снижается во время
проверки, то это значит, что батарея разряжена более чем на 50 % или
неисправна. Если напряжение отдельных аккумуляторов неодинаково и отличается
более чем на 0,2 В, батарею следует отправить на зарядную станцию для зарядки и
проверки ее исправности.
При испытании батареи нагрузочной вилкой наливные отверстия в
крышках элементов должны быть закрыты пробками.
Батареи или отдельные аккумуляторы нельзя проверять
замыканием выводов металлическими предметами или проводами, так как короткие
замыкания разрушают пластины. Элементы, плотность электролита в которых ниже
1,20 г/см3, проверять нагрузочной вилкой не рекомендуется.
Заряд аккумуляторной батареи. Электролит готовится из серной
кислоты и дистиллированной воды с учетом мер безопасности.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна
быть в пределах 15 — 25 °С.
В аккумуляторных батареях, не бывших в употреблении, без
автоматической регулировки уровня электролита из-под пробок удаляют
герметизирующие диски или пленки(эти детали обратно в батареи не ставят). Затем
заливают электролит на 10 — 15 мм выше предохранительной решетки, установленной
над сепараторами.
Перед заливкой электролита в батареи, имеющие автоматическую
регулировку уровня электролита, сначала удаляют стержни, вставленные в
вентиляционные отверстия, затем вывертывают пробки и плотно надевают их на
вентиляционные штуцера. Заливают электролит до уровня начала резьбы в наливном
отверстии.
После этого пробки с вентиляционных штуцеров снимают, и уровень
электролита автоматически становится нормальным. В особых случаях при
необходимости срочного ввода в эксплуатацию допускается установка на автомобили
батарей без поднаряда при условии, что плотность электролита не ранее чем через
20 мин и не позже чем через 2 ч после их заливки понизилась не более чем на
0,03 г/см3 против плотности залитого электролита.
Батареи ставят на первый заряд после 1 — 3-часовой выдержки с
электролитом.
Положительный вывод аккумуляторной батареи присоединяют к
положительному полюсу источника постоянного тока, а отрицательный к
отрицательному. Сила тока заряда должна быть 7,5 А. Допускается в случае
необходимости ускоренный заряд батарей двухступенчатым режимом. При первой
ступени заряда применяется сила тока, в 1,5 раза большая по величине, т.е. 11
А. Заряд 1-й ступенью ведется до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах не
достигает 2,4 В. Далее при переходе на заряд 2-й ступенью силу тока следует
снизить до 7,5 А.
Батарею включают на заряд, если температура электролита в
аккумуляторах не выше 30 °С.
Заряд ведут до тех пор, пока не наступит обильное
газовыделение — «кипение» во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность
электролита останутся постоянными в течение 3 ч подряд, что служит признаком
конца заряда. Во время заряда периодически проверяют температуру электролита и
следят, чтобы она не поднималась выше45 °С В случае если температура достигает
45 уменьшают силу зарядного тока наполовину или прерывают заряд на время,
необходимое для снижения температуры до 30 °С
Продолжительность первого заряда может колебаться от 5 до 8
ч. Плотность электролита может несколько повыситься в конце заряда и, если она
отличается от нормы, производят доводку путем доливки дистиллированной воды в
случаях, когда плотность выше, и доливкой электролита плотностью 1,40 г\см?
когда она ниже нормы. Перед доливкой воды или электролита часть электролита из
аккумулятора отбирают с помощьюрезиновой груши. Промежуток между доливками воды
или электролита должен быть не менее 30 — 40 мин.
Доведение плотности электролита производится обязательно в
конце, заряда, когда его плотность достигает постоянства и благодаря «кипению»
обеспечивается быстрое и полное перемешивание электролита
Правильное хранение аккумулятора
Процесс хранения АКБ не очень сложный, но требует внимания ко всем мелочам:
- подготовка – тщательная очистка поверхностей от грязи, пятен, окислов;
- контроль плотности и уровня электролита – по индикатору на крышке или визуально через прозрачный корпус и пробки (у обслуживаемых моделей). Нормальная плотность – 1,28 г/см3, уровень – полностью погруженные пластины;
- проверка напряжения – показания вольтметра от 12,4-12,5В. Если меньше – провести зарядку;
- защита токовыводов – смазка спецсредством с антиокисляющиими присадками (технический вазелин, Литол-24);
условия хранения – сухое помещение без доступа солнечного света с температурным режимом +10-15°С (кладовка, утепленный гараж)
Неправильная консервация может вызвать глубокую сульфатацию пластин даже у качественных изделий, таких как аккумулятор автомобильный Solite, Bosch, Delkor
Важно помнить, что АКБ необходимо хранить заряженной, избегая холодных и жарких мест. Безопасный период без подзаряда разнится для различных технологий : свинцово-кислотные (WET, EBF) – 3 месяца, гибридные (Ca+, HIBRID) – 5-6 месяцев, кальциевые и абсорбированные (Ca/Ca, AGM) – 8-12 месяцев
Но самый правильный вариант хранения аккумулятора – раз в два месяца выполнять проверку напряжения на клеммах и хорошенько встряхивать батарею, чтобы не допускать избыточного осадка электролита.
В заключение
Правильная эксплуатация и хранение АКБ – залог долговечности и постоянной готовности батареи к работе даже в сильный мороз. Для этого достаточно хорошего зарядного устройства (лучше автомат) и небольшого мультиметра для оперативного замера напряжения и силы тока. Если возникла ситуация с серьезной поломкой, есть возможность дорого сдать АКБ в Москве и значительно сэкономить на покупке новой батареи.
Назад | Все статьи
Нужно ли заряжать новый аккумулятор после покупки
Долговечность АКБ закладывается с первых минут эксплуатации
Неважно, стоят на повестке дня легендарные американские авто аккумуляторы Exide (Эксайд) или бюджетные батареи отечественного бренда, необходимо правильно оценить «свежесть» товара. Лучше сразу отказаться от покупки АКБ, с даты производства которой прошло 6 месяцев или более
Исключением являются «сухие» аккумуляторы AGM с технологией абсорбции электролита в стеклотканевые маты, расположенные между пластинами. Такие изделия хранятся на складах по 9-12 месяцев без снижения заводских характеристик.
Методология тестирования аккумуляторов на предмет дополнительной зарядки едина для новых и уже используемых АКБ. В домашних условиях – это бытовой мультиметр для точного определения постоянного напряжения на токовыводных клеммах. Здесь важна каждая десятая вольта
Важно понимать, что «12В» на корпусе это просто округленная цифра, указывающая на область применения батареи. В реальности каждая из 6 банок генерирует чуть более 2,1В, что суммарно дает 12,7-12,9В
Именно это значение указывает на 100%-ный заряд. Если показатель меньше, это говорит о неполной заряженности аккумулятора:
- 12,55-12,6В – 75%;
- 12,2-12,3В – 50%;
- 12-12,1В – 25%;
- 11,7-12В – 0% (глубокий разряд).
Исходя из полученного результата принимается решение о зарядке новой АКБ. На практике каждый месяц пребывания батареи на магазинной полке приводит к 5-10% потере общей емкости. Эта проблема может быть не актуальна для кальциевых моделей (Ca/Ca), для которых характерен минимальный уровень саморазряда. Первая зарядка нового аккумулятора стандартно производится малыми токами на уровне 105 от номинальной емкости с последующим их понижением до 5%. Сигналом к окончанию подзарядки является появление на клеммах напряжения в 16 В. Среднее время подключения к ЗУ составляет 10-12 часов для обслуживаемых и 3-4 часа – для необслуживаемых батарей.
Исправный генератор и стабилизатор напряжения
От режима работы ДВС зарядное напряжение, поступающее к аккумулятору через реле-регулятор от генератора, должно находиться в узком интервале 13,9-14,5В. Эти условия обеспечивают возможность 100%-ной заряженности АКБ и напряжения на клеммах свыше 12,6В при выключенном моторе. На правильности и стабильности работы электросистемы может сказаться любая неисправность – износ коллектора, ремня или токосъемных щеток, повреждение диодного моста, замыкание витков обмотки.
Контроль потребителей в бортовой сети
Следует избегать общей длительной эксплуатации кондиционера, аудио- и видеосистемы, освещения, подогрева и других потребителей энергии при выключенном двигателе. Это частая причина глубокого разряда батареи, особенно в случаях выезда на природу. Если такая необходимость возникла, следует время от времени заводить ДВС на 10-20 минут для подзарядки от генератора (1500-2000 об/мин).