Что такое карданный вал, принцип работы и ремонт

Замена крестовины ВАЗ 2106 – нет ничего проще

Итак, что делает крестовина? С ее помощью появляется возможность сделать изгиб карданного вала

Обратите внимание на то, как относительно друг друга расположены фланец заднего моста и вал КПП. Верно, ось второго располагается выше, следовательно, нужно как-то хитрить, чтобы передать вращение

Карданный вал должен «переломиться» в двух местах, чтобы движение от КПП к заднему мосту было передано без каких-либо проблем. Кроме того, центр тяжести всего карданного вала должен быть таким, чтобы не появились осевые биения. Не стоит забывать и про подвесной подшипник ВАЗ 2106, с его помощью произведено крепление вала к днищу автомобиля. В случае его разрушения усиливается осевое биение, что приводит к выходу из строя крестовин.

Для проведения ремонта карданного вала вам потребуется следующий инструмент:

  1. Ключи рожковые и накидные на «12», «13», «10». Последний можно и торцовый.
  2. Плоскогубцы.
  3. Плоская отвертка при необходимости.
  4. Съемник для стопорных колец.
  5. Съемник для крестовин.
  6. Молоток и деревянная проставка.


Процедура довольно простая, много времени она не займет:

  1. Устанавливаете автомобиль на ровную поверхность, под передние колеса помещаете упоры, заднюю часть поднимаете домкратом. При наличии ямы, эстакады или подъемника, эти процедуры выполнять не нужно.
  2. Ключом на «10» выкручиваете два болта, которыми крепится подвесной подшипник к днищу автомобиля. Не стоит сразу же их снимать, лучше сделать это в конце, непосредственно перед снятием кардана.
  3. Удерживаете головку болта, которым прикручены друг к другу фланцы кардана и заднего моста, ключом на «12». Гайку выкручиваете головкой на «13».
  4. Отпускаете болты крепления подвесного подшипника и наносите по валу несколько резких ударов, чтобы выбить из резиновой муфты его.
  5. При помощи съемника извлекаете кольца и наносите молотком через проставку резкие удары по карданному валу. При этом крестовина 2106 должна буквально разлететься – стаканы выпадут из посадочных мест.
  6. Перед установкой новой крестовины обязательно очистите посадочное место под нее и нанесите небольшое количество смазки. Не наносите по стакану удары, так как это приведет к тому, что произойдет разрушение игольчатого подшипника. Собрать его очень сложно.
  7. Сначала устанавливаете крестовину ВАЗ 2106 на карданный вал, затем на фланец. Или же в обратной последовательности.

Аналогично меняется средняя крестовина, расположенная у подвесного подшипника. Перед установкой кардана убедитесь в том, что стопорные кольца установлены правильно и они при малейшем усилии не выпадут из своих пазов

Обратите внимание, что новые кольца, которые идут в комплекте, могут оказаться толще, нежели канавка под них, поэтому придется использовать старые. И самое главное – желательно перед началом работ наметить расположение карданного вала относительно муфты КПП и фланца заднего моста

Если произойдет дисбаланс, то появится посторонний гул и высокая вибрация.

Утечка масла в сочленении коробки и передней части карданного вала

Встречается на автомобилях со шлицевым соединением, расположенном в коробке или раздатке.

Причины появления протечки:

  1. Протечка масла происходит вследствие дефекта сальника в коробке. Уплотнительное кольцо со временем дубеет, образуя щель между подвижным штоком кардана и сальником. Устраняется заменой сальника в коробке, раздатке.
  2. Нарушение зеркала на подвижном штоке (шлицевом соединении) карданного вала. Появление на шлицах заусениц или шероховатостей. Лечиться заменой шлицов. Как временный вариант заусенцы можно зачистить шкуркой «нулевкой», уменьшающий протечку.

Особенности устройства

Если не учитывать некоторые компоненты КВ в виде уплотнителей, креплений и эластичной муфты, то это устройство содержит в себе несколько ключевых составляющих. Хотя и та же муфта выполняет не менее важную роль, поскольку отвечает за поглощение вибраций и резких рывков.

Что же касается устройства карданной передачи, то тут следует выделить такие компоненты как:

  • центральный вал. Его выполняют из высокопрочной стали. Фактически имеет внешний вид полой трубки;
  • крестовины, имеющие шарнирные механизмы. Применяется пара таких крестовин. Они нужны для обеспечения вращения всех компонентов трансмиссии под определённым заданным углом. Во многом за счёт этого удаётся обеспечить плавную передачу крутящего момента;
  • шлицевые раздвижные соединения. Этот элемент нужен в связи с тем, что при проездах по кочкам или иным препятствиям расстояние между редуктором самого моста и коробки передач увеличивается. А потому необходимо несколько удлинить карданный вал. Именно тут на помощь приходят шлицевые элементы;
  • скользящая вилка. С её помощью удаётся сцепить или соединить между собой концы центрального и промежуточного вала;
  • подвесной подшипник. Необходим для создания опоры конструкции, что позволяет кардану свободно вращаться вдоль собственной оси. В зависимости от того, сколько секций кардана используется в конструкции, применяется различное количество подвесных подшипников. Их монтируют непосредственно на кузов автотранспортного средства.

Но мало просто узнать, из чего состоит автомобильный карданный вал. Также следует дополнительно разобрать особенности все работающих компонентов.

Чтобы понять, как работает в машине карданный вал, необходимо уточнить некоторые нюансы относительно составляющих узла. Так вы лучше поймёте, на чём основывается используемая в авто карданная передача.

Эти агрегаты бывают двухвальными или одновальными. В случае с двухвальным устройством в механизме дополнительно присутствует промежуточный кардан, к которому в заднем отделе приварен хвостовик, дополненный наружными шлицами. А к переднему отделу с помощью шарнира монтируется скользящая втулка. Если система одновальная, тогда промежуточный участок на ней отсутствует.

В передней части авто КВ крепится в КПП за счёт подвижного соединения шлицевого типа. Для реализации такой задумки на конце механизма предусмотрено наличие специального отверстия, имеющего внутренние шлицы. Устройство позволяет осуществлять продольные смещения этих шлицов, когда машина находится в движении.

Затем монтируется подвесной подшипник КВ, который при помощи специального кронштейна устанавливается и фиксируется на кузове. Это выступает как дополнительное крепление, которое не позволяет осуществлять излишние смещения во время поездок.

После идёт вилка, располагающаяся между передней и задней частью КВ. Тут находится крестовина с игольчатыми подшипниками. За счет этих вилок и крестовин в конструкции КВ удаётся передавать момент при различных углах возможного изгиба карданного вала.

КВ фиксируется в задней части к редуктору заднего моста с помощью фланца. Параллельно с этим хвостовик, имеющий внешние шлицы, входит уже непосредственно во фланец привода автомобильной главной передачи.

Работа карданной передачи основывается на том, что она может передавать крутящий момент при меняющемся положении карданного вала в пространстве. Для реализации такой функции ключевую роль играют два компонента. А именно вилка и шарнир крестообразного типа.

Скользящая вилка позволяет несколько увеличивать длину механизма, когда автотранспортное средство движется по неровному участку дороги. Длинное шлицевое соединение не позволяет прекращать передачу момента даже в ситуациях, когда подвеска вместе с задним автомобильным мостом начинает смещаться вверх или вниз.

Задача шарнира при этом заключается в обеспечении вращения колёс при изменениях угла изгиба карданного вала. Принято считать, что механизм продуктивно работает, когда угол не превышает 20 градусов. При превышении этого значения начинается процесс активного износа элемента.

Карданные шарниры равных угловых скоростей базовых автомобилей

Карданные шарниры равных угловых скоростей обычно применяют в
приводах ведущих управляемых колес автомобиля. В зависимости от
конструкции их делят на шариковые (с делительными канавками и с
делительным рычажком), кулачковые (с диском и без диска) и сдвоенные
с крестовиной.

Шариковый шарнир с делительными канавками (рис. 5.4, а) имеет два
кулака 2 и 4, изготовленные заодно с валами 1 и 5. В кулаках
выполнено по четыре канавки, в каждую из которых заложены шарики 3.
Для центрирования вилок в одной из них устанавливается на штифте 8
центрирующий шарик 6 с лыской, которая нужна для прохода рабочих
шариков 3 при сборке. Штифт 8 фиксируют в свою очередь штифтом 7.

Рис. 5.4. Шариковые карданные шарниры:

а с делительными канавками; б с делительным рычажком

Средние линии канавок представляют собой окружности
равного радиуса с центрами О
1и
О
2,
которые находятся на одинаковом расстоянии от центра карданного
шарнира О. В результате при любом угле между валами рабочие шарики 3
удерживаются в плоскости, проходящей через точки пересечения средних
линий канавок 2 и 4 и делящей пополам угол между осями валов. При
вращении валов 1 и 5 крутящий момент передается от одного кулака к
другому через два шарика.

Сборка шарнира – селективная. Для этого подбираются шарики
одинакового диаметра в пределах жесткого допуска.

В шариковом карданном шарнире с делительным рычажком

(рис. 5.4, б) связь между ведущей звездочкой 11 и сферической чашкой
9, выполненной как одно целое с валом 15, осуществляется шестью
шариками 12, заключен-

ными в сепаратор 10. При повороте вала 15 относительно вала ведущей
звездочки делительный рычажок 14 через направляющую чашку 13
поворачивает сепаратор, и шарики устанавливаются в биссекторной
плоскости, т.е. плоскости, делящей угол между осями вала 15 и вала
ведущей звездочки 11 пополам. Крутящий момент в этом шарнире
передается через все шарики. Поэтому нагрузка меньше, чем в шарнире
с делительными канавками, и они могут передавать больший крутящий
момент.

На рис. 5.5 показан привод колес управляемого ведущего моста
автомобиля с кулачковым карданным шарниром равных угловых скоростей
с диском. В вилках 4 и 7 валов 1 и 6 выполнены цилиндрические пазы,
оси образующих которых перпендикулярны к валам. В пазах вилок
установлены кулаки 5 и 8, шарнирно соединенные между собой диском 9,
входящим в их вырезы. При передаче вращения, когда валы 1 и 6
расположены под углом, каждый из кулаков поворачивается одновременно
относительно вилки и диска. Оси пазов вилок лежат в одной плоскости
с осями валов и расположены на одинаковых расстояниях от точки их
пересечения. Поэтому точка пересечения осей пазов при любом
положении вилок находится в биссекторной плоскости.

Рис. 5.5. Кулачковые карданные шарниры:

а с диском в приводе управляемого ведущего моста автомобиля; б
детали кулачкового карданного шарнира с диском; в без диска; 1
ведущий вал; 2 поворотная цапфа; 3 уплотнительные манжеты; 4, 7 —

вилки; 5,8кулаки; 6 внутренняя полуось; 9

диск; 10 обод колеса; 11 камера шины; 12,17 вилки; 13, 16 кулаки; 14
шип; 15 паз

Кулачковый шарнир без диска (рис.5.5, в) состоит из вилок 12 и 17, в
которых установлены два кулака 13 и 16, соединенные между собой с
помощью шипа 14 и паза 15.

Кулачковые карданные шарниры могут работать при углах
между валами до 50
.
Благодаря большой плоскости контакта поверхностей деталей,

через которые передаются нагрузки, кулачковые шарниры имеют
сравнительно небольшие размеры. Основной их недостаток – более
низкий КПД, чем у шариковых

шарниров. Они больше нагреваются, создают шум при работе, быстро
изнашиваются и требуют обильного смазывания.

Сдвоенные карданные шарниры (рис. 5.6) представляют собой карданную
передачу с двумя шарнирами неравных угловых скоростей, у которой
длина карданного вала равна нулю, вилки расположены в одной
плоскости и центрирующим устройством обеспечивается равенство углов
наклона валов. Устройство состоит из сферической обоймы 6,
вставленной в уширение вала 1, сферического сухаря 7, установленного
на конце вала 4, и резинового защитного чехла 5. Валы 1 и 4 имеют
проушины. Втулки 2 соединяют валы с составными крестовинами 3.
Крестовины установлены в корпусе шарнира 8.

Рис. 5.6. Сдвоенный карданный шарнир

Сдвоенный шарнир может работать при углах между
валами до 40
.
Недостатком такого шарнира является его конструктивная сложность, а
также то, что он не может передавать большие крутящие моменты из-за
ограничения давления иголок на палец крестовины.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ

Особенностью такого шарнира является неравномерность вращения. При изменении угла положения ведущего вала относительно ведомого, последний в определенных точках ускоряется или замедляется, то есть возрастает или снижается угловая скорость. Причем с увеличением угла скорость опережения или отставания ведомого вала от ведущего повышается, поэтому такая передача вращения носит циклический характер. Значительный угол (более 20 град.) между валами повышает нагрузку на составные элементы шарнира, что может привести к поломке.

Принцип работы карданного шарнира рассмотрим на примере, когда ведущий вал расположен строго горизонтально, а ведомый – под углом вниз (стандартное положение кардана). Начальное положение внутренней вилки шарнира – тоже горизонтальное. При передаче вращения из-за положения под углом, часть вилки, идущая вниз ускоряется относительно ведущего вала. Максимальное опережение достигается в нижней точке.

Одновременно, часть вилки ведомого вала, при вращении начавшая движение вверх, замедляется и отстает по скорости вращения от ведущего. Максимальное отставание – в самой верхней точке.

Из-за этих особенностей работы шарнира неравных угловых скоростей, вращение передается неравномерно.

Для снижения неравномерности скоростей вращения и нагрузки в конструкции карданной передачи применяется по два шарнира – на концах пустотелого вала. Причем для максимального сглаживания внутренние вилки расположены в одной плоскости.

За счет использования двух шарниров уменьшаются углы положения валов и, соответственно, и неравномерность скоростей вращения.

Из-за неравномерности вращения между валами карданная передача не используется в конструкции трансмиссии переднеприводных автомобилей. На таких моделях шарнир неравных угловых скоростей заменен на ШРУС, у которого передача осуществляется равномерно независимо от угла между валами.

Сборка карданной передачи

При сборке карданной передачи необходимо:

  1. напрессовать на шейки крестовины 2 держатели сальников 9 игольчатых подшипников с натягом 0,02—0,03 мм, ввернуть клапан и масленку;
  2. пропитать цилиндровым маслом пробковые сальники 4 и установить их в держатели;
  3. вставить крестовину в вилку 1 (при сборке скользящей вилки, прежде чем устанавливать крестовину, вставить заглушку 10 шлицевого соединения вилки), надеть на шейки опорные шайбы 6, стаканы 8 с игольчатыми подшипниками 7, крышки подшипников 12 и привинтить винтами стопорные пластины 11; в такой же последовательности соединить крестовину со второй вилкой; если карданный шарнир имеет стальные втулки, установить их на шейки крестовины с зазором 0,07—0,15 мм, а в гнезде вилки — с натягом 0,04—0,08 мм;
  4. ввернуть в крестовину масленку 13 и предохранительный клапан 3;
  5. надеть на шлицованный конец 15 карданного вала крышку 18 сальника и его опорную шайбу 17, а также сальник 16, предварительно пропитанный маслом;
  6. вставить шлицованный конец вала в вилку и завернуть от руки крышку сальника 18 при установке скользящей вилки проследить, чтобы оси обеих крестовин лежали в одной плоскости (у автомобиля ГАЗ-51 на вилке и валу имеются указательные стрелки, которые при сборке должны быть расположены на одной прямой);
  7. установить в шлицевую вилку масленку 13.

Источник

Дисбаланс кардана

Если набор скорости автомобилем сопровождается сильной вибрацией его кузова, то это верный признак разбалансировки карданного вала. Неисправность такого рода может вывести из строя не только этот агрегат, но и машину целиком, что чревато дорогостоящим ремонтом.

Ведь неуравновешенный кардан повышает износ таких деталей, как ведомый вал коробки передач и подшипники фланца хвостовика редуктора. Причём, неисправность хвостовика может стать причиной аварийной ситуации во время езды, последствия которой вряд ли порадуют автолюбителя.

Ну а поводов для дисбаланса можно найти достаточно. Чаще всего, проявляют себя следующие:

  • ошибки при изначальной сборке карданного вала;
  • неправильное закрепление деталей;
  • низкое качество задействованных материалов;
  • слишком большая нагрузка на вал;
  • механические деформации деталей, например, вследствие аварии.

Причины неисправности и способы их обнаружения

У данного устройства можно обнаружить множество видов неисправностей, каждая из которых является следствием каких-либо причин. Такими неисправностями могут служить:

  • Утечка масла
  • Стук и вибрация при заведении автомобиля и на высоких скоростях
  • Скрип детали
  • Люфтовая вибрация
  • Звон или свист.

Прежде чем начать извлекать карданный вал, внимательно осмотрите механизм и все, что находится вокруг — это необходимо для обнаружения проблемы. В случае если дело в ослаблении крепления болтов, не составит труда более надежно закрепить их и избавиться от надоедливого стука. В более серьезных неисправностях может потребоваться замена шарнира или крестовины.

Также одной из распространенных проблем является загрязнение кардана. Для устранения необходимо лишь очистить механизм от налипшей грязи.

Если вы слышите шуршащий звук, то неполадки сосредоточены в подвесном подшипнике. Когда он исправен, при вращении не слышно посторонних звуков, вращение происходит тихо и плавно.

Полезные рекомендации

Запомните, что игнорировать любые признаки неисправностей кардана ни в коем случае нельзя. Если не прислушиваться к этому совету, вы можете столкнуться со следующими последствиями:

  1. При обрыве кардана повреждается сам кузов автотранспортного средства. Дополнительно кардан может повредить трубопровод, который проходит по днищу автомобиля.
  2. Если будут наблюдаться постоянные вибрации, это негативно отразится на жёсткости креплений подвески и кузова. Также начнут ослабляться все резьбовые соединения, крепления салонных панелей. Машина буквально начнёт разваливаться на ходу.
  3. Все детали, непосредственно связанные с карданным валом, будут быстрее и интенсивнее изнашиваться. Это существенно сократит их эксплуатационный срок, потребует ранней замены и дорогостоящего ремонта.

Вряд ли кто-то из автовладельцев осознанно захочет столкнуться с подобными неприятностями.

Но во многом их можно избежать, если придерживаться нескольких простых правил. Все эти рекомендации направлены на увеличение срока службы карданного вала.

Если вы заинтересованы в сохранении ресурса КВ, тогда необходимо:

  • постараться минимизировать эксплуатацию автомобиля в условиях пересечённой местности;
  • не разгоняться резко;
  • плавно трогаться с места;
  • длительно не буксовать на машине;
  • не экономить на качественных запчастях;
  • проводить диагностические мероприятия;
  • при возникновении сложных неисправностей обращаться к квалифицированным мастерам.

Карданный вал является во многом важным элементом автотранспортного средства, который хоть и считается промежуточным звеном, но выполняет ключевую роль в работе заднеприводных и полноприводных автомобилей.

Узел не обладает крайне сложным устройством, а его принцип работы понятен многим. Это позволяет самостоятельно решать возникающие проблемы, своевременно обнаруживать неисправности и поддерживать КВ в рабочем состоянии в течение длительного периода времени, просто соблюдая несколько простых правил.

Нарушение балансировки карданной передачи автомобиля

Многим автомобилистам приходится познакомься со многими проблемами во время эксплуатации своего автомобиля. Часто они сталкиваются с нарушением работы карданного вала. Данная проблема встречается очень часто и это проблема считается очень опасной, так как из-за нее может произойти авария.

Разбалансировка карданной передачи в автомобиле может привести к быстрому изнашиванию некоторых деталей. Кардан автомобиля нарушает свою работу по многим причинам. Основной причиной считаются вибрации, которые могут проявляться в двигателе во время работы автомобиля. Нарушение равновесия часто кроется в обычном заводском дефекте самого карданного вала. Он может быть испорчен в результате внешнего воздействия.

Изобретение карданного вала и начало его применения на автомобилях

Свое название карданный вал получил в честь итальянского медика и математика Джироламо Кардано. Он описал принцип работы шарнирного механизма, соединяющего два вращающихся в одну сторону вала. Некоторые историки утверждают, что похожий механизм предлагал еще Леонардо да Винчи. Интересно, что на авторство изобретения на авторство изобретения вместе с Кардано претендовал также англичанин Роберт Хук, но патент он получил позже.

В современных карданных валах внедорожников подвижное соединение чаще всего заменяют ШРУСами на обеих концах вала. Валы такой конструкции применены в Chevrolet Niva

В 1898 году Луи Рено одним из первых использовал карданный вал в автомобиле. Простота и эффективность привода способствовали тому, что в начале ХХ века карданные валы стали практически безальтернативным средством привода. На сегодняшний день деталь остается крайне распространенной и используется во всех типах транспортных средств – от мотоциклов Harley Davidson до карьерных самосвалов БелАЗ.

Ремонт карданного вала своими руками – особенности и оборудование

Описание и особенности ремонта карданного вала своими руками: назначение устройства, дисбаланс, слабые места, приспособления для ремонта. Видео о работе карданного вала.

«Слушай, у тебя кардан стучит… Сдавай в ремонт, а то дело плохо кончится», – такую рекомендацию получала от своего бойфренда героиня киноленты «Москва слезам не верит». Впрочем, с неполадками «кардана», называемого по-научному карданным валом, автолюбитель часто может совладать самостоятельно, не прибегая к помощи мастерской. Чем же так важен этот агрегат и что нужно для его ремонта в «гаражных» условиях – об этом далее.

Промежуточная опора

Этот элемент изготовлен из резины. Он гофрированный. С внутренней части к этой опоре методом вулканизации присоединен шариковый подшипник закрытого типа. С наружной стороны опора оснащена специальным кронштейном.

Толстая резина не позволяет передавать вибрации от движений передачи на детали кузова, а также дает возможность для перемещений карданной передачи по продольным осям.

Кронштейн при помощи болтов надежно закрепляется на поперечине рамы автомобиля.

Подшипник, который установлен в опоре, имеет очень долгий срок службы. Ему не нужен какой-либо уход во время всего его срока годности.

Задний вал изготовлен также из стальной трубы с тонкими стенками, но к торцевым частям присоединены вилки. Через специальные шарниры в передней части детали закрепляется шлицевая вилка от среднего элемента. Она, в свою очередь, закреплена на шлицевой части промежуточного вала. Так, вначале идет опора карданного вала. «Газель» далее укомплектовывается вилкой. Чтобы эта деталь не смещалась по шлицам, предусмотрен болт, который фиксирует вилку. С другой стороны заднего вала при помощи крестовины смонтирован фланец, который имеет специальный центровочный пояс. Фланец закрепляется посредством болтовых соединений к ведущей шестеренке главной передачи в КПП.

READ Как параллельно установить windows linux

Как устроена карданная передача грузового автомобиля

Карданная передача – часть трансмиссии, требующая особого внимания

Современный грузовой автомобиль представляет собой объединение сложных технических систем длительного пользования. В процессе эксплуатации детали, образующие эти системы, изнашиваются и теряют часть своих рабочих характеристик. Одним из важнейших узлов транспортных средств является трансмиссия. Специфика работы автомобильной трансмиссии в том, что отдельные ее части могут несколько изменять свое взаимоположение. Таким образом, оси валов агрегатов, передающие крутящий момент от двигателя к ведущим колесам, могут смещаться относительно друг друга, может изменяться линейное расстояние между агрегатами. Передачу крутящего момента обеспечивают карданные шарниры. Валы, соединяющие карданные шарниры, называются карданными валами. Система, состоящая из одного или нескольких карданных валов и карданных шарниров, называется карданной передачей. Для компенсации колебания расстояний между агрегатами трансмиссии в карданной передаче используются запатентованные еще в 1903 году Спайсером подвижные, в осевом направлении, муфты.

Однако возникновение дополнительных нагрузок, вызываемых центробежными силами, величина которых пропорциональна квадрату частоты вращения, негативно сказывается на долговечности работы данного узла. Жесткость вала на изгиб до определенной частоты вращения компенсирует центробежную силу, но только до критической частоты. Благодаря особой конструкции карданного вала, а также тому, что в опорах вала присутствуют силы трения, поломки вала, как правило, не происходит. Но при работе вала на критических оборотах уровень динамических нагрузок в трансмиссии значительно увеличивается. В результате чего возникает вибрация, которая, передаваясь через опоры карданного вала, «разбивает» несущую систему автомобиля. Для снижения вибрации валы карданной передачи необходимо тщательно балансировать.

Карданные передачи различных транспортных средств идентичны и отличаются, в основном, габаритными размерами и формой отдельных элементов. Трубы карданных валов обычно изготавливаются из сталей 15-20 с твёрдостью по Бринеллю HB 80-100. Вилки делаются из более прочного материала, из сталей 35-40 с HB 170-235. Шлицевые втулки выполняются, как правило, из стали 40Х с соответствующей закалкой.

Конструкции карданных шарниров неравных угловых скоростей претерпевают постоянный процесс модернизации с целью получения лучших эксплуатационных свойств – прежде всего увеличения КПД, а также повышения способность передавать вращение при повышенном угле между валами. Актуальность работ по модернизации очевидна, особенно, если учесть, что в некоторых конструкциях грузовых автомобилей карданных шарниров в трансмиссии может использоваться много. Например, в многоосной машине, порой, можно встретить более 2 десятков карданных шарниров. Причём, часть шарниров устанавливается последовательно, что существенно влияет на снижение общего КПД трансмиссии

Ещё одной важной задачей, стоящей перед производителями узлов и деталей карданной передачи является увеличение срока службы крестовин карданного вала, фланцев, вилок, валов и карданной передачи в целом. Использование конструкционных материалов меньшей плотности существенно упрощает проблему повышения критической частоты вращения карданной передачи

Производители карданных валов,крестовин карданного вала и других элементов карданной передачи ведут постоянные перспективные разработки использования неметаллических композиционных материалов с полимерной матрицей. Существуют разработки с использованием стеклянных, углеродных и других волокон в качестве материала карданных валов. Положительные результаты достигнуты как иностранными компаниями, так и российскими предприятиями. Однако цена композитных карданов пока очень высока. Применение новых технологий для повышения износостойкости, например, крестовин карданного вала Вилюй достигается за счёт тесного сотрудничества с иностранным партнёром – английской компанией RP Technology LTD. Полимерные упорные шайбы и кольца уже применяются при производстве карданных крестовин некоторых модификаций, в частности это касается крестовин карданного вала для европейских грузовых автомобилей, а также для отечественной техники, например КАМАЗ 6520 (мосты МАДАРА). Назад в библиотеку>>

Техническое обслуживание промежуточной опоры и предохранительной муфты

Промежуточная опора (рис. 5) карданной передачи представляет собой подшипниковый узел с трубчатой шлицевой соединительной втулкой 10 и фрикционной многодисковой предохранительной муфтой, который связывает промежуточный и передний карданные валы переднего моста. Чугунный корпус 6 промежуточной опоры устанавливается на корпусе муфты сцепления снизу на двух штифтах 5 и крепится к нему болтами.

Рис. 5. Промежуточная опора карданной передачи и предохранительная муфта 1 – опорная втулка; 2 – гайка; 3 – соединительный фланец; 4 – манжета; 5 – штифт; 6 – корпус опоры; 7 – распорная втулка; 8 – подшипник; 9 – корпус сальника; 10 – соединитель-ная втулка; 11 – скользящий фланец; 12 – вал предохранительной муфты; 13 – ведущий диск; 14 – ведомый диск; 15 – тарельчатая пружина

Предохранительная муфта предотвращает поломки валов и зубчатых передач привода переднего моста в случаях перегрузок, например при резком трогании трактора с места с большой крюковой нагрузкой, особенно когда передние колеса в момент трогания сцепляются с сухим плотным грунтом, а задние – со скользким. В таких условиях задние колеса вынуждены буксовать и на передний мост перераспределяется большая часть мощности двигателя, однако предохранительная муфта, частично или полностью пробуксовывая, ограничивает крутящий момент и исключает поломки.

Предохранительная муфта должна передавать без буксования крутящий момент не менее 400-800 Н·м (40-80 кгс·м). По мере пробуксовки и приработки фрикционные диски и другие детали муфты частично изнашиваются, усилие сжатия дисков тарельчатыми пружинами и величина крутящего момента, который может передать муфта, уменьшаются. В результате предохранительная муфта чаще буксует и передний мост менее эффективно участвует в работе. Это становится очевидным, когда трактор останавливается из-за полного буксования задних колес, а передние колеса при этом не вращаются. В таких случаях промежуточный карданный вал вращается, а передний неподвижен из-за буксования предохранительной муфты. Длительного буксования муфты допускать нельзя, так как оно вызовет интенсивный нагрев и спекание фрикционных дисков. Чтобы устранить буксование предохранительной муфты, надо поджать пружины 15 (рис. 5), для чего необходимо отъединить карданный вал от фланца 3, расшплинтовать и подтянуть гайку 2.

Гайку затягивают моментом 25-30 Н·м. (2,5-3 кгс·м) не более, чем до размера А, иначе хвостовик вала 12 при подсоединении карданного вала упрется в вилку шарнира. Если все же муфта буксует, то это вызвано усадкой тарельчатых пружин или износом фрикционных дисков. В таких случаях меняют деформированные пружины или добавляют несколько дисков.

Промежуточная опора заправляется маслом по уровень нижней кромки заливного отверстия, которое является одновременно и контрольным. Заливать в опору масло удобнее с помощью заправочного шприца. За уровнем смазки нужно регулярно и тщательно следить, так как в опору заливается лишь 0,15 л масла и при неисправных уплотнениях оно может вытечь незамеченным. Обнаружив при очередной проверке заметное снижение уровня смазки, нужно обязательно выяснить причины утечки и устранить неисправности.

Важно следить за затяжкой болтов крепления промежуточной опоры к корпусу муфты сцепления. Ослабление их затяжки приводит к повышенным вибрациям карданных валов и поломкам опоры

Болт, расположенный ближе к продольной оси трактора, находится напротив маховика двигателя. Длина этого болта не должна превышать 40 мм, иначе он при ввинчивании упрется в маховик двигателя.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector