Исправная работа генератора

Неисправности генератора — признаки, диагностика, причины, проверка

Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей (оптика, зажигание, климат и т.д.). Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из них ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — к обездвиживанию автомобиля.

В электрооборудовании автомобиля аккумулятор и генератор работают в неразрывном тандеме. Если выйдет из строя одно — через некоторое время выйдет из строя и другое. Например, разрушившийся аккумулятор приводит к увеличению зарядного тока генератора. А это влечет за собой неисправность выпрямителя (диодного моста). В свою очередь, при неисправности регулятора напряжения, поступающего от генератора, может увеличиться зарядный ток, что неизбежно приведет к систематической перезарядке батареи, «выкипанию» электролита и скорому разрушению.

Автомобильный генератор – устройство и принцип работы

В корпус современных генераторов встроены трехфазный диодный выпрямитель и регулятор напряжения. Ниже мы рассмотрим, как устроен автомобильный генератор.

Шкив передает вращение с помощью ременной передачи с выходного вала двигателя на ротор.

Ротор – это вал генератора, на который передается вращение от двигателя. На него насажены две клювообразные втулки из стали, между которыми находится обмотка возбуждения. Выходные контакты обмотки возбуждения выведены на контактные кольца.

Статор представляет собой пакет стальных листов, собранных в виде трубы. В пазах статора находится трехфазная обмотка. Она и вырабатывает мощность.

Выпрямительный блок (диодный мост) состоит из двух теплоотводов (положительного и отрицательного), к каждому из которых присоединены по три мощных диода. Узел служит для преобразования переменного тока генератора в постоянный, а точнее в пульсирующий с высокой частотой, необходимый потребителям напряжения.

Защитная крышка диодного модуля

Регулятор напряжения – устройство, которое поддерживает определенный интервал изменения напряжения, безопасный и достаточный для работы потребителей тока авто, при изменении частоты вращения вала мотора, а значит и ротора, электрической нагрузки, температуры среды.

Щеточный узел – конструкция, которая обеспечивает контакт подпружиненных щеток с кольцами ротора. Конструкция выполнена из пластмассы, съемная.

Корпус генератора объединяет все его узлы, имеет выходные контакты для подключения к системе электрооборудования, крепится на двигателе авто, состоит из двух крышек.

Устройство автомобильного генератора переменного тока, мы разобрали, теперь нужно разобраться, как он работает.

При включении зажигания, от мотора приводится в движение ротор генератора. Обмотка возбуждения создает электромагнитное поле, которое индуцирует электрический ток в обмотках статора. Затем регулятор напряжения корректирует скачки до 13,8 ÷14,2 В. Скорректированное напряжение поступает на аккумулятор.

Наиболее частые неисправности генератора:

  • повреждение или износ шкива на коленчатом вале, передающем вращение от двигателя на ротор;
  • неполадки в щеточном узле или износ токосъемных щеток;
  • нарушение работы регулятора напряжения;
  • поломка диодного моста;
  • разрушение подшипника вала ротора;
  • нарушение целостности проводов зарядной цепи или выводных клемм.
  • обрыв или замыкание обмоток;
  • загрязнение контактных колец, в том числе за счет подгорания;

Наиболее частые неисправности аккумуляторных батарей:

Автомобильная аккумуляторная батарея используется в автомобиле в качестве дополнительного источника питания при неработающем моторе и для запуска двигателя. В легковых авто установлены аккумуляторы с напряжением 12 В. Тип аккумуляторов свинцово-кислотный.

  • повреждение электродов (механическое или химическое);
  • замыкание пластин батареи;
  • нарушение целостности корпуса аккумулятора, разгерметизация банок;
  • окисление клемм аккумулятора.

Неисправности генератора и их устранение

Основной причиной ухудшения технического состояния механизмов автомобиля является изнашивание деталей. Это относится и к генератору. В генератору много сопряженных деталей, которые изнашиваются из-за трения, искрения коррозионно-механический износ сопровождается взаимодействием кислорода воздуха, газов с материалом трущихся деталей. Аброзивный износ — это следствие режущего действия твердых частиц, попадающих между трущимися поверхностями из среды в виде пыли, продуктов износа, коррозии, нагара. Из-за усиления вибрации, вызываемой неровностями дороги, ослабевают соединения, нарушается соосность агрегатов. Электрические элементы генератора и реле-регулятора имеют ограниченную долговечность.

Основные неисправности генератора следующие:

1. Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора генератора и в обмотке возбуждения.

2. Нарушение контакта щеток кольцами и искрение щеток.

3. Износ подшипников генератора.

4. Поломка или ослабление пружины щеткодержателей.

5. Пробой диодов в выпрямителе.

6. Ослабление натяжения (чрезмерное натяжение) или разрыв приводного ремня.

Качество и своевременность выполнения технического обслуживания автомобилей существенно влияет на надежность, долговечность, экономичность, безопасность движения.

Независимо от вида технического обслуживания первоочередным являются уборочно-моечные работы. Они являются основной частью ежедневного обслуживания автомобилей. Во время уборки удаляют пыль и грязь с корпусов и крышек генератора и реле-регулятора и насухо вытирают. Затем выполняют контрольно-смотровые работы. Они заключаются в выявлении ослабления креплений генератора, реле-регулятора, проводов к ним. При необходимости производят подтяжку креплений, замену проводов. Через каждые 6000 км пробега автомобиля необходимо выдувать сильной воздушной струей пыль из корпуса генератора. При подготовке к зимнему и летнему сезонам следует генератор снимать и сдавать механику для проверки и чистки.

Неисправности генератора обнаруживаются по показаниям амперметра или сигнальной лампы. Амперметр при неисправном генераторе будет показывать разряд, а сигнальная лампа будет гореть при работающем двигателе. Нарушение контакта щеток с кольцами возникает от загрязнения, обгорания или их износа, выкрашивания или износа щеток, а также ослабления или поломки нажимных пружин щеток. Загрязненные кольца следует протереть чистой тряпкой, обгоревшие кольца прочистить стеклянной бумагой, изношенную щетку заменить новой и притереть ее по кольцу.

Таблица 1.

Возможные неисправности генератора, их причины и способ устранения

Причины неисправности

Ремонт (способ устранения)

Контрольная лампа не гаснет или зажигается на определенных оборотах коленвала; аккумулятор разряжен и не заряжается.

Проскальзывание ремня вентилятора.

К.з. одного или нескольких положительных диодов выпрямителя.

Износ или зависание щеток в щетко-держателе.

Обрыв в соединении между штекером и центром звезды генератора или реле указателя зарядки.

Обрыв или к.з. на массу обмотки возбуждения генератора или его соединения с контактным кольцами.

Регулятор напряжения разрегулирован.

Перегорание предохранителя регулятора напряжения.

Аккумулятор неисправен.

Контрольная лампа не загорается.

Обрыв цепи лампы.

Обрыв соединения между батареей и выводом “30” ген.

Износ или окисление контактов выключателя зажигания.

Замыкание статорной обмотки на массу.

К.з. выпрямительных диодов.

Слабая зарядка при разряженной аккумуляторной батарее.

Ослабление крепления наконечников проводов, повреждения проводов.

Неисправен аккумулятор.

Грязные контакты регулятора напряжения.

Перезарядка аккумулятора.

Неисправность в регуляторе напряжения.

Неисправность аккумулятора.

Чрезмерно быстрый износ щеток генератора.

Радиальное биение контактных колец.

Щетки несоответствующей марки.

Загрязнены контактные кольца.

Натянуть ремень.

Заменить держатель с 3-мя положительными диодами.

Проверить прилегание щеток к кольцам, усилие пружин. При необходимости заменить щеткодержатель.

Восстановить соединение.

Заменить ротор.

Отрегулировать.

Заменить.

Заменить.

Восстановить соединение.

Восстановить соединение.

Если износ — замена, если окисление — зачистить.

Заменить статор.

Заменить.

Затянуть зажимы, поврежденные провода заменить.

Заменить.

Зачистить контакты.

Заменить.

Заменить.

Проверить радиальное биение колец (должно быть

Заменить.

Промыть бензином.

Признаки износа щеток

Узнать, что щетки сильно износились, можно по таким признакам:

  • в темное время фары горят слабо, часто моргают;
  • в подаче напряжения чувствуются перебои;
  • слабая зарядка аккумулятора;
  • самопроизвольно выключается магнитола.

Часто бывает такое, что при проведении технического обслуживания, в частности при осмотре генератора автомобиля, мелким деталям внимания уделяется мало, из-за чего многих автовладельцев застает врасплох выход из строя щеток. Но даже если во время эксплуатации авто наблюдаются нарушения работы генератора, не стоит сразу прибегать к замене щеток – сначала рекомендуется убедиться, что причина неисправности именно в них, а уж затем приступать к работе.

Система электрооборудования любого автомобиля выполнена таким образом, что предусмотрена индикация различных неисправностей. Например, если имеет место нарушение функционирования генератора, то на приборной панели сразу же загорается контрольная лампочка красного цвета. Ну и довольно часто причиной неполадки является износ или зависание щеток. В первом случае исправить ситуацию можно только их заменой, а во втором, если щетки еще работоспособные, их можно слегка обточить, чтобы они свободно двигались в посадочном месте.

Замена щеток генератора, как правило, трудностей не вызывает, так что в любой автомастерской с этим справятся очень быстро.

  • Признаки неисправности генератора
  • 1. Что такое генератор?
  • 2. В чем выражаются неисправности генератора и как их можно устранить
  • 3. Самостоятельная диагностика, или как разобраться в проблемах генератора

Генератор автомобиля – это очень значимый элемент его конструкции, который, вместе с аккумулятором машины, обеспечивает многие важные узлы транспортного средства необходимой электроэнергией. Так, благодаря энергии, полученной от генератора, работает система зажигания, световые приборы и различные электронные устройства, которых в современном автомобиле достаточно много. Разумеется, даже малейшая неисправность генератора будет влиять на рабочую эффективность любых электроприборов машины вплоть до полной блокировки их деятельности.

Поэтому автовладельцу желательно иметь хотя бы общее представление об основных причинах неполадок генератора, их характерных признаках, методах диагностики и устранения.

Что такое генератор?

Автомобильным генератором называют устройство, отвечающее за преобразование механической энергии, полученной от коленвала двигателя, в ее электрический вариант.

Первый генератор «увидел» мир в 1832 году, а его «родителями» стали парижские ученые-техники – братья Пикси.

Конечно, на то время такая конструкция была далекой от совершенства, и ею было трудно пользоваться. Для работы такой машины люди были вынуждены вращать тяжелый постоянный магнит, который создавал переменный электроток на двух проволочных катушках, закрепленных недалеко от его полюсов. Данный генератор имел устройство для выравнивания тока, а для повышения мощности электрических машин ученые тех времен начали увеличивать количество магнитов и катушек.

Основные способы проверки без снятия

Автомобилисты используют 2 способа диагностики генератора без снятия с машины. Первый является самым старым, но проверенным и эффективным, а второй обеспечивает более глубокую и тонкую проверку с определением мелких недочетов.

Если используется древний метод, то он позволяет получить один из двух результатов:

  1. Прибор полностью исправный.
  2. В работе генератора есть сбои.

Популярность варианта обусловлена простотой реализации в домашних условиях. Владельцу авто достаточно запустить двигатель и активировать ближний свет.

С рабочего двигателя нужно демонтировать клемму «минус». Если осветительные приборы функционируют нормально, а силовая установка поддерживает нормальный такт, значит, узел исправный. При неуверенной работе двигателя или скачках яркости фар потребуется осуществить более глубокую диагностику, поскольку прибор может находиться в неисправном состоянии.

Следующий способ подразумевает использование мультиметра. Специализированное оборудование выявляет даже мелкие поломки, которые невозможно найти при визуальном осмотре или применении первой технологии.

Есть несколько оптимальных показателей для любых видов транспортных средств. В ненагруженном состоянии аккумулятор поддерживает напряжение 12,5-12,7 В. Если запустить двигатель, значение поднимется до 13,8-14,8 В. Когда будет достигнут максимальный уровень, отметка снизится до 13,8. При отсутствии подобной реакции потребуется проверить генератор.

А поскольку прозвонить узел без ошибок может не каждый водитель, то при обнаружении проблем лучше сразу отвести машину в автомастерскую, где будет выполнена профессиональная диагностика. В таком случае специалисты смогут быстро и качественно проверить автомобиль и указать на причины поломки.

Для проверки регулятора напряжения нужно сделать следующее:

  1. С помощью вольтметра со шкалой от 0 до 15 В стоит проверить хорошо прогретый двигатель. Для этого транспортное средство заводится на 15 минут с включенными фарами.
  2. Диагностика производится между выводом массы и клеммы 30. Найти нормальный показатель для большинства транспортных средств достаточно просто, т.к. он варьируется в диапазоне 13,5-14,6 В. При снижении отметок ниже 13 В, деталь придется заменить.

Следующий метод подразумевает диагностику диодного моста генераторного узла. Для проверки нужно получить доступ к АКБ и прибору. Вольтметр соединяется с массой и зажимом B+ на батарее, а после запуска оборудования на дисплее должен появиться показатель 0,5 мА. Если он выше этой отметки, диоды были выведены из строя или произошла разгерметизация обмотки.

Еще можно проверить ток отдачи при запущенном силовом агрегате. Метод достаточно сложный в использовании и нуждается в некоторых навыках. Однако это оправдывается максимальной точностью и возможностью увидеть мелкие поломки.

В процессе диагностики мотор запускается и разгоняется до максимальных оборотов. Дальше на проводе закрепляется зонд, который направлен к зажиму 30 или B+.

Электрические приборы автомобиля включаются поочередно, а сведения с мультиметра записываются. После получения результатов числа нужно сложить, а затем активировать всех потребителей электроэнергии и сравнить данные с предыдущими показателями.

Чтобы проверить ток возбуждения генератора, нужно запустить двигатель на повышенных оборотах и подключить мультиметр к клемме 67. На устройстве появится точный показатель и параметры тока возбуждения. Исправный генератор показывает отметку 3-7А.

Чтобы проверить обмотку, можно выполнить визуальный осмотр или воспользоваться специальными устройствами. Подобная манипуляция предусматривает ряд подготовительных действий:

  • изъятие щеточного держателя.
  • демонтаж регулятора напряжения.
  • очистка контактных колец.
  • оценка обмотки на предмет наличия дефектов.

Завершив подготовку, следует подготовить омметр. Щупы прибора соединяются с контактными кольцами и статором, а затем выполняется диагностика. Нормальный уровень составляет 5-10 Ом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: