Износ деталей в механизмах. виды, возникновение износа

Методы определения физического износа

Расчет физического износа зданий в целом является важнейшим критерием влияния на результат фактической оценки стоимости объекта. Для вычисления оценки недвижимого объекта применяют разные методы, с помощью которых в процентах определяется физический износ сооружений.

Методика компенсации затрат

Согласно данному методу процент физического износа равен затратам, которые потребуются для устранения дефектов. Плюсом методики является возможность обосновать экономическую суть величины общего износа.

В числе недостатков отмечают трудности, возникающие при определении объемов ремонтных работ. Чрезмерно сложным является расчет износа фундамента и других технически сложных элементов.

В связи с тем, что методика достаточно сложна в применении, используют ее, как правило, для крупных объектов, для которых требуется определение физического износа здания.

Метод хронологического возраста

Физический износ гражданских зданий или жилых сооружений по этой методике определяется как частное, полученное при делении хронологического возраста объекта на срок его эксплуатации по формуле:

Вх – фактический возраст исследуемого объекта

Всс – нормативный эксплуатационный период.

Простота выполнения расчетов и минимум расчетных показателей – основные достоинства метода. Но есть также недостатки. Это неприемлемость данной формулы в случаях, когда требуется определить износ здания с равными сроками хронологического и эксплуатационного возраста, а также невозможность учета замены или ремонта отдельных элементов.

Метод эффективного возраста

Оценка физического износа здания методикой эффективного возраста востребована среди специалистов благодаря тому, что всего одним арифметическим действием можно выполнить нужные расчеты, используя один из вариантов формулы:

Вэ – эффективный возраст, или другими словами на какой возраст обследуемый объект выглядит;

Вост – срок, который остается до конца эксплуатационного периода;

Всс – нормативный эксплуатационный срок.

Весомым минусом является то, что обосновать величину Вост (по сроку жизни до конца эксплуатации) оценщику практически невозможно, поскольку никто не сможет сказать точно сколько времени здание будет эксплуатироваться. Как исключение рассматривается случай, когда в конкретное время объект подлежит сносу. Поэтому на практике этот метод срока жизни почти не используется.

Экспертный метод

Эта методика определения физического износа зданий основана на шкале оценок экспертов, которая в полной редакции изложена в ВСН 53-86р. Определяется величина по внешним разрушениям, которые можно увидеть при визуальном осмотре.

Формула физического износа следующая:

Иi – величина износа конкретного i-элемента (показатель стабильный и берется из соответственных таблиц);

УВi – удельный вес исследуемого i-того элемента объекта;

i – номер элемента.

К числу плюсов метода относят:

  • простоту выполнения расчетов;
  • доказательность расчетных данных, которые установлены действующими нормативными документами.

Недостатки также имеются:

  • результаты расчетов получаются с отклонениями в диапазоне ±5%;
  • от опыта оценщика напрямую зависит точность результата. Также часто случается так, что весомые признаки износа попросту скрываются под косметическим ремонтом и в результате величина износа получается сильно заниженной;
  • влияние субъективного фактора. Например, описание в нормативных актах величины износа для «системы центрального отопления» соответствует значению «капельные течи в приборах отопления, коррозия трубопроводов, плохая работа калориферов» и процент износа при этом составляет от 41 до 60. При этом совсем не обусловлено сколько на 5 или больше отопительных приборов должно быть этих «капельных течей» и как правильно оценить техническое состояние отопительной системы.

В целом, если сравнить все положительные и отрицательные стороны метода, то первые значительно перевешивают, поэтому оценщиками он применяется очень часто.

Метод разбивки

Предусматривает расчет износа объекта с одновременным учетом возможности его устранения, в частности:

  • отложенный ремонт или исправимый износ;
  • неисправимый износ, когда износившиеся элементы не подлежат замене или ремонту из-за короткого срока службы;
  • неисправимый износ, при котором только при выполнении реконструкции или капитального ремонта объекта могут быть восстановлены изношенные элементы с длительным сроком службы.

Плюсом данного способа считается возможность учесть не только видимые, но и скрытые влияющие на износ факторы. Если достоверной информации об объемах ремонта нет, то метод в таких случаях невозможно применить.

Адгезионный износ

Адгезионный износ происходит по причине непрерывно протекающих процессов схватывания, слипания материала инструмента с обрабатываемым материалом и последующего разрушения островков адгезии на контактной поверхности. Как и при абразивном износе, вследствие различия в твердости и прочности материалов инструмента и заготовки разрушение на участках адгезионного схватывания происходит чаще всего по обрабатываемому материалу, частицы которого налипают, наволакиваются на инструмент. Значительно реже, но все же имеет место и разрушение материала инструмента, заключающееся в глубинном вырывании частиц, сопровождающимся образованием своеобразных кратеров, что способствует интенсификации абразивного износа.

Необходимым условием возникновения схватывания является наличие микропластических деформаций поверхностного слоя, позволяющих получить свободные от окислов поверхности с достаточно плотным контактом.

Повышение температуры микрообъемов вблизи поверхности контакта облегчает процесс пластической деформации и, следовательно, интенсифицирует процессы схватывания, так как при этом контактирующие поверхности сближаются до расстояний, при которых возрастает вероятность межмолекулярного взаимодействия между частицами материала инструмента и обрабатываемого материала и металлических связей между ними.

Кроме того, с увеличением температуры контакта сопротивление сдвигу в тонком поверхностном слое обрабатываемого материала снижается более значительно, чем у материала инструмента — растет соотношение их «горячих» твердостей.

Как известно, с повышением температуры растет ударная вязкость материалов твердосплавных инструментов, что увеличивает их сопротивление сдвиговым напряжениям, особенно при динамическом характере разрушения. Таким образом, с повышением температуры контакта, с одной стороны, возрастает количество очагов схватывания — островков адгезии, что увеличивает интенсивность износа инструмента, а, с другой стороны, растет вероятность срыва — разрушения их по обрабатываемому материалу, что снижает интенсивность износа.

Конкурирующее влияние указанных факторов приводит во многих случаях к немонотонному изменению интенсивности адгезионного износа с повышением температуры контакта. Такая закономерность наблюдалась в практике, когда источником повышения температуры контакта было увеличение скорости резания.

Причины износа

Следует понимать, что виды и причины износа деталей связаны между собой. Далее рассмотрим основные причины, а также способы определения износа оборудования, производственных механизмов и изделий. Необходимо заметить, что для выявления причин и степени старения на каждом предприятии формируется и работает комиссия по фондам основных средств. Сегодня износ производственных механизмов определяется одной из следующих методик:

  • Посредством наблюдения, в которое входит визуальный осмотр, а также комплекс испытаний и измерений.
  • По периоду эксплуатации. Стоит учитывать, что он рассчитывается как отношение срока использования по факту к нормативному. Значение данного отношения и является величиной износа в процентах.
  • Через укрупненную оценку состояния производственного объекта, которая осуществляется с помощью специальных шкал и метрик.
  • Посредством прямого измерения в денежном варианте. В данном случае сопоставляется стоимость новой аналогичной единицы ОС и расходы на ремонт, связанный с восстановлением старой.
  • С помощью доходности дальнейшего применения. Речь идет об оценке снижения дохода, учитывая при этом актуальные издержки, связанные с восстановлением характеристик, по сравнению с доходом в теории.

Необходимо дополнить, что окончательный выбор, относящийся к определенной методике, делает комиссия по средствам основного фонда. При этом она руководствуется нормативной документацией, а также доступностью исходных сведений.

Опасность езды при изношенных шинах

Не все понимают, почему шины со стёртым протектором вдруг становятся не такими эффективными, и по каким причинам езда на таких шинах является опасной.

Текущее состояние колёс в первую очередь сказывается на состоянии подвески. Во многом по характерным признакам износа резины можно определить наличие неисправностей в авто. Тут речь идёт о неравномерном стирании протектора, а также о слишком интенсивном снижении ресурса изделий.

Даже когда износ составляет только половину протектора, ездить с такими колёсами на высокой скорости крайне опасно. Ухудшается сцепление даже с сухим и ровным асфальтом. Если выехать на мокрую или снежную дорогу, сцепление ухудшится ещё сильнее. Результатом таких поездок может стать серьёзное ДТП.

Исследования наглядно доказывают, что новые покрышки имеют более надёжное и качественное сцепление с поверхностью. В этом компоненте они опережают изношенные шины в 2 раза.

Конструкция зимних покрышек предусматривает наличие специальных ламелей, с помощью которых шина как бы вонзается в снежную массу, создавая высокий уровень сцепления даже при условии наледи. При износе эти ламели работают не так эффективно, падает тяга машины, авто не может выбраться порой из небольшого заснеженного участка.

В случае с мокрыми дорогами повышается вероятность аквапланинга. Вода попросту не будет успевать вытекать через предусмотренные для этого канавки. Если шина изношена почти полностью, под колёсами авто окажется большой объём воды. Тем самым водитель теряет сцепление, утрачивает управление и не может контролировать поведение машины.

Износ проектора негативно отражается на протяжённости тормозного пути. В некоторых дорожных ситуациях увеличенный тормозной путь заметно опаснее аквапланинга. Даже если в авто предусмотрена антиблокировочная система, при сравнительно небольшой скорости полная остановка займёт минимум 2 метра.

Единственным преимуществом изношенных покрышек можно считать их лучшее сцепление в условиях сухой и ровной трассы. Но в реальных условиях эксплуатации это точно нельзя воспринимать как повод оставаться на старых покрышках.

Способы, как определить износ

Типы износа зачастую определяются как моральный так и физический, без более детального подразделения на подгруппы. Определить их степень помогут такие способы:

  • доходность функционирования — это соотношение снижения чистого дохода к самому большому возможному;
  • по сроку жизни — это отношение нормативного периода эксплуатации к времени применения дает понять, на сколько процентов техника теряет собственные изначальные свойства;
  • наблюдение — это прямой метод определения износа (разные испытания);
  • прямое денежное измерение — это отношение стоимости ремонта к цене новой единицы техники;
  • укрупненная оценка технического состояния — это определение по специальной шкале износа.

Каждый из методов более-менее точно отображает состояние объектов, однако на практике прямой метод применяется гораздо реже, нежели остальные.

Типы износа

В бухгалтерском учете данное понятие переплетается тесно с амортизацией. Кто-то считает тождественными понятия, но тут есть большая разница. Износ отображает физическую сторону процесса производства, а амортизация – экономическую, получается перераспределение стоимости деформаций на выделение средств на покупку нового оборудования и себестоимость выпускаемой продукции. Первое может по-разному устаревать, что влияет напрямую на износ. Типы износа классифицируют по различным признакам. Бывает функциональное и физическое изнашивание. Каждое из них подразделяется также на группы.

Физический износ

Идет речь о прямой потере изначальных свойств в течение эксплуатации предметов. Износ возможно представить как частичный и полный. Оборудование в последнем случае подлежит восстановлению при помощи ремонта. В других ситуациях допустимо лишь использование или списание в качестве запасных частей.

Также есть и более детальная классификация физического износа:

  • первого типа — оборудование изнашивается в итоге правильной эксплуатации;
  • второго типа — виновником порчи зданий и техники становится нарушение правил использования, природа и так далее;
  • непрерывный — постепенная потеря изначальных свойств из-за использования оборудования;
  • аварийный — внезапный (его частая причина – скрытый износ).

Типы износа, которые описаны выше, можно определить не только в целом для единицы оборудования. Но и для ее составных частей. По смыслу типы физического износа отличаются не особенно от морального.

Функциональный износ

Если с физическим все довольно прозрачно, то в ситуации с функциональным необходимо уточнить, что тут идет речь об уменьшении привлекательности машин в итоге производства оборудования по технологиям. Функциональный износ делят на такие типы: Частичный — оборудование невыгодным становится применять для полного цикла производства, но оно может еще подойти для каких-нибудь определенных операций. Полный — износ вызывает то, что оборудование нельзя использовать для производства. Оно является пригодным лишь для применения в качестве запасных частей или списывания.

У функционального износа бывает еще одна классификация – по причинам появления. В ней выделяют такие типы: Моральный износ — появление на рынке больше усовершенствованного оборудования, используемому аналогичного в производстве.

Типы морального износа обуславливаются эксплуатационными или избыточными капитальными затратами. Технологический износ — это появление больше усовершенствованной технологии изготовления продукции. Он может быть уменьшен за счет состава и количества оборудования.

Экономический износ

Не только время и природа оказывают влияние на типы износа. Развитие экономики и ее показателей также влияет на обесценивание техники. Износ связан напрямую с такими факторами, как:

  • уменьшение спроса на продукцию, изготавливаемую предприятием;

  • инфляция.

Появляется необходимость приобретать сырье по высоким ценам, поднимать рабочим заработную плату, появляются такие затраты, но не увеличиваются на продукцию цены в размере, соответствующем затратам.

Рост конкуренции

Рост по кредитам процентных ставок для организаций, которые выдаются на определенные цели (к примеру, приобретение нового оборудования).

Изменения на сырьевых рынках.

Введение ограничений на применение определенных моделей оборудования по экологическим причинам.

Терять свои свойства и устаревать может как разные группы оборудования, так и недвижимость. В каждом предприятии есть собственный полный список того, где износ проявляется. Типы износа также при этом имеют собственную классификацию.

Типы износа

Классификация видов износа с точки зрения вызывающих его физических явлений в микромире, дополняется систематизацией по макроскопическим последствиям для экономики и ее субъектов.

В бухгалтерском учете и финансовой аналитике понятие износа, отражающее физическую сторону явлений, тесно связано с экономическим понятием амортизации оборудования. Амортизация означает как снижение стоимости оборудования по мере его старения, так и отнесение части этого снижения на стоимость производимой продукции. Это делается с целью аккумулирования на специальных амортизационных счетах средств для закупки нового оборудования или частичного усовершенствования его.

В зависимости от причин и последствий различают физический, функциональный и экономический.

https://youtube.com/watch?v=_Kax-CoVwNw

Физический износ

Здесь подразумевается непосредственная утрата проектных свойств и характеристик единицы оборудования в ходе ее использования. Такая утрата может быть либо полной, либо частичной. В случае частичного износа оборудование подвергается восстановительный ремонт, возвращающий свойства и характеристики единицы на первоначальный (или другой, заранее оговоренный) уровень. При полном износе оборудование подлежит списанию и демонтажу.

Кроме степени, физический износ также разделяется на рода:

  • Первый. Оборудование изнашивается в ходе планового использования с соблюдением всех норм и правил, установленных изготовителем.
  • Второй. Изменение свойств обусловлено неправильной эксплуатацией либо факторами непреодолимой силы.
  • Аварийный. Скрытое изменение свойств приводит к внезапному аварийному выходу из строя.

Перечисленные разновидности применимы не только к оборудованию в целом, но и к отдельным его деталям и узлам

Функциональный износ

Данный тип является отражением процесса морального устаревания основных фондов. Этот процесс заключается в появлении на рынке однотипного, но более производительного, экономичного и безопасного оборудования. Станок или установка физически еще вполне исправна и может выпускать продукцию, но применение новых технологий или более совершенных моделей, появляющихся на рынке, делает использование устаревших экономически невыгодным. Функциональный износ может быть:

  • Частичным. Станок невыгоден для законченного производственного цикла, но вполне пригоден для выполнения некоторого ограниченного набора операций.
  • Полным. Любое использование приводит к причинению убытков. Единица подлежит списанию и демонтажу

Функциональный износ

Функциональный износ также подразделяют по вызвавшим его факторам:

  • Моральный. Доступность технологически идентичных, но более совершенных моделей.
  • Технологический. Разработка принципиально новых технологий для выпуска такого же вида продукции. Приводит к необходимости перестройки всей технологической цепочки с полным или частичным обновлением состава основных средств.

В случае появления новой технологии, как правило, состав оборудования сокращается, а трудоемкость падает.

Экономический износ

Кроме физических, временных и природных факторов на сохранность характеристик оборудования оказывают опосредованное влияние и экономические факторы:

  • Падение спроса на выпускаемые товары.
  • Инфляционные процессы. Цены на сырье, комплектующие и трудовые ресурсы растут, в то же время пропорционального роста цен на продукцию предприятия не происходит.
  • Ценовое давление конкурентов.
  • Рост стоимости кредитных услуг, используемых для операционной деятельности или для обновления основных фондов.
  • Внеинфляционные колебания цен на рынках сырья.
  • Законодательные ограничения на применение оборудования, не отвечающего стандартам по охране окружающей среды.

Экономический износ

Экономическому старению и утрате потребительских качеств подвержена как недвижимость, так и производственные группы основных фондов. На каждом предприятии ведутся реестры основных фондов, в которых учитывается их износ и ход амортизационных накоплений.

Способы учета износа оборудования

Далее целесообразно перейти к заключительному аспекту столь широкой темы, как износ производственных механизмов, оборудования, изделий и отдельных их составляющих. Амортизационные отчисления, которые призваны стать компенсацией процессов старения оборудования, в настоящее время можно также определить посредством целого ряда методик:

  • Пропорциональный или линейный расчет.
  • Метод уменьшаемого остатка.
  • Расчет, произведенный в соответствии со сроком производственного использования.
  • Расчет, осуществленный согласно объему выпущенного продукта.

Важно знать, что выбор конкретной методики реализуется при формировании или глубокой реорганизации структуры. Он обязательным образом закрепляется в учетной политике предприятия

Эксплуатация производственных механизмов, оборудования и разносортных изделий в соответствии с общепринятыми правилами и нормативными документами, а также достаточные и своевременные отчисления в амортизационные фонды, так или иначе, позволяют организациям сохранить экономическую и технологическую эффективность на конкурентоспособном уровне. В итоге структуры могут непрерывно приносить радость своим потребителям качественной товарной продукцией по разумным ценам.

Вмятины в резине

Как это выглядит: Согласно длительных наблюдений резина с вмятинами выглядит так, как на фотографии. То есть, покрышка имеет форму бугорков и вмятин.

Причина: Такой вид шин обычно связан с неисправностью подвески машины (износ или повреждение элементов ходовой части автомобиля). Из-за неисправности подвески смягчение ударов на кочках недостаточное. В итоге, покрышка испытывает перегрузку от ударов принимая на себя максимальную нагрузку. Но нагрузка распределяется неравномерно по всей поверхности протектора. В итоге некоторые области протектора принимают на себя больше нагрузки, чем другие, что и способствует образованию вмятин и бугорков на покрышки.

Чаще всего подобный внешний вид подержанных покрышек связан с плохими амортизаторами. Хотя стоит отметить, что любые части подвески, которые вышли из строя, могут стать причиной подобного износа.

Советуем вам в случае обнаружения подобной деформации шин, сделать полную диагностику подвески и стоек автомобиля в техническом центре. Не советуем обращаться с подобной проблемой на шиномонтаж, т.е. с целью определить причину изменения формы колес. Не редкость, когда работники шиномонтажа не знают, что может стать причиной появления неровностей (вмятин, бугорков) на поверхности протектора.

Чаще всего работники шиномонтажа утверждают и считают, что это причина неправильного сход развала. Но это не факт. Как мы уже сказали данная причина может быть связана с выходом из строя амортизатора (ов).

Как и для чего учитывается износ

Износ основных средств напрямую определяет ключевые характеристики успешности предпринимательской деятельности, а именно:

  • объем выпускаемых товаров;
  • их качество;
  • конкурентоспособность продукции;
  • издержки производства и др.

Из этого следует, что учет и контроль процесса износа – одна из самых важных задач управления предприятием.

Для количественного учета износа основных средств применяется понятие амортизации – постепенного переноса стоимости основных фондов на себестоимость продукции, которую удалось произвести с их непосредственным участием.

Амортизационные отчисления предназначены для частичного восстановления основных средств (ремонта) или полного их замещения (реновации). Их вычисляют на основании норм амортизационных отчислений: определение доли стоимости, которая ежегодно переносится с основного средства на произведенную продукцию. Они зависят от:

  • установленного для каждого типа основных средств срока полезного использования;
  • метода начислений по амортизации.

Нормативный срок службы

Его определяют по стандартизированному классификатору, в рамках которого этот период может быть установлен организацией по своему усмотрению в установленных границах амортизационной группы.

Метод вычисления амортизации

Основные средства разделяются на сходные по характеристикам группы, и для каждой группы применяется один из методов начисления амортизационных отчислений, который будет актуален в течение всего нормативного срока.

  1. Пропорциональные методы – амортизация вычисляется в течение всего отчетного периода равномерно, в соответствии с нормой. К ним относятся:
    • равномерно-прямолинейный;
    • износ в зависимости от срока службы;
    • амортизация в зависимости от выполненной работы.
  2. Регрессивные методы – ускоренная амортизация, когда в первое время эксплуатации начисляется большая амортизация, чем в последующие. К ним относят:
    • метод уменьшающегося остатка (постоянного процента);
    • метод фиксированного срока службы;
    • метод «суммы чисел» (кумулятивный).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector