Ремонт масляного насоса авто в москве

Что такое масляный насос двигателя автомобиля

Система смазки узлов силового агрегата может быть двух типов. По умолчанию автомобиль получает мокрый картер. Некоторые модели внедорожников и спорткаров получают более сложную систему – сухой картер. Подробней о разнице между ними рассказывается в другом обзоре. Независимо от того, какая система используется в силовом агрегате, неотъемлемым элементом в ней будет масляный насос. Этот самый важный механизм, который обеспечивает бесперебойную подачу смазывающего вещества ко всем узлам двигателя, чтобы на его деталях постоянно была защитная пленка, агрегат должным образом очищался от металлической отработки и качественно охлаждался.

Обсудим, принцип его работы, какие существуют модификации, их неисправности и как диагностировать эти поломки. Также будет полезным рассмотреть несколько советов по эксплуатации данного механизма.

Использование шиберных насосных систем

Шиберные насосы используются для перекачивания различных продуктов:

  • Сырой нефти, битума, мазута, парафина, нефтешлама, консистентных смазок и минеральных масел.
  • Клея, лаков, шпаклёвок, красок, латексных эмульсий, эпоксидных смол и мастик.
  • Кислот, растворителей, чёрного щёлока, жидкого стекла, креозота, каустика, едкого натра.
  • Жира, глицерина, эмульгаторов, жидкого мыла, чернил.
  • Мёда, майонеза, патоки, шоколада, сгущённого молока, растительного масла, кетчупа, сиропов.

И многих других жидких и тягучих масс.


В автомобилестроении эти насосы используются для усилителя руля, наддува, в системе подачи воздуха при дожигании выхлопных газов, в усилителе тормозной системы больших грузовиков и в автоматической коробке передач. У дизельных легковых автомобилей впускной вакуум двигателей создаётся шиберным насосом.

В бытовой технике подобное устройство насыщает газировку углекислым газом и используется в кофемашинах.

У большинства лёгких самолётов привод гироскопических приборов осуществляется этим видом насоса.

Принцип работы гидравлического пластинчатого насоса

Принцип работы пластинчатого насоса

Понять принцип работы пластинчатого насоса можно используя рисунок выше. Вращаясь ротор перемещает пластины. Они в свою очередь под действием центробежной силы или пружины начинают выходить из пазов, плотно жмется к внутренней стенке статора. Благодаря тому, что центр ротора смещен относительно статора, объем рабочей камеры по мере движения растет – это событие всасывания (а). Ротор продолжая движение переходит в фазу уменьшения рабочей камеры – это событие нагнетания (с). Итак жидкость переносится между лопастями из системы всасывания в систему нагнетания.

Производительность шиберного насоса однократного действия

Производительность роторно-пластинчатого агрегата однократного действия определяется по формуле:

Как видно из формулы производительность зависит от величины e, которая определяет отклонение оси ротора от оси статора. Из чего следует что, если поместить ротор внутрь кольца, перемещением которого мы сможем управлять, мы получим регулируемый роторно-пластинчатый насос.

Производительность шиберного насоса двукратного действия

Производительность роторно-пластичного устройства определяется по следующей формуле:

Исходя из формулы можно сделать некоторый вывод. Мощность насоса невозможно повысить кроме как увеличением вращений ротора (n). Из чего следует вывод что агрегаты двукратного действия являются не регулируемыми.

Виды автомобильных масляных насосов

Масляные насосы в зависимости от конструкции бывают следующих видов:

  • шестеренчатые;
  • роторные;
  • шиберные (пластинчатые);
  • лопастные;
  • электронасосы.


Устройство и схема работы первой разновидности описана выше. Здесь же стоит остановиться на ее преимуществах и недостатках. Главный плюс подобной конструкции – простота устройства и высокая надежность. Минусов два. Во-первых, такой тип устройств работает от коленвала, поэтому забирает часть энергии двигателя машины. Во-вторых, давление в системе смазки (то есть производительность узла) напрямую зависит от оборотов двигателя, поэтому иногда его повышение происходит не вовремя.

Роторные приборы схожи по конструкции с шестереночными. Однако в них двигается только один элемент (собственно ротор). Второй (статор) – постоянно в одном и том же положении. Такой тип узлов делится на нерегулируемые и регулируемые. Первые посредством привода подсоединяются к коленчатому валу. В результате этого напор, образуемый ими, напрямую зависит от оборотов ДВС. Вторые подразумевают наличие подвижного статора и особой пружины. В них статор может перемещаться под ее действием. В результате изменяется объем рабочей камеры, а вместе с ним — давление.

Шиберные насосы представляют собой разновидность роторных. Однако, в отличие от последних, они оснащены особыми пластинами (отсюда и второе название этой разновидности маслозакачивающего насоса – пластинчатый). Под действием вращения они выдвигаются из пазов, в которых находятся в состоянии покоя, и образуют дополнительные области повышения давления. Когда оно достигает высоких значений, пластины слегка раздвигаются, увеличивая объем таких областей. Напор масла изменяется в меньшую сторону. Главное достоинство этого типа узла – автоматическая регулировка и отсутствие зависимости от оборотов двигателя.

Лопастной маслонасос использует для обеспечения движения жидкости крыльчатку с несколькими лопастями. Вращается она за счет привода, которому, в свою очередь, передает вращение коленчатый вал.

Также маслонасос может быть электрическим. В таком случае он работает от бортовой сети транспортного средства и регулируется ЭБУ на основе показаний датчиков. Этот тип масляных насосов обеспечивает наиболее стабильную работу и поддержание постоянного уровня давления вне зависимости от работы других деталей и узлов транспортного средства.

В зависимости от количества секций маслонасосы бывают:

  • односекционные;
  • двухсекционные.

Первые имеют одну секцию и единственную вращающуюся часть (или комплекс таких частей). У вторых – 2 объединенные между собой секции и 2 вращающиеся части (например, две группы ротор-статор для роторных вариантов). При этом одна работает на впуск, а другая на выпуск масла. Оборудование такой конструкции чаще всего устанавливают на мощные дизельные двигатели (в частности, оно используется на автомобилях КАМАЗ).

В зависимости от того, где находится устройство, оно может быть:

  • штатным;
  • выносным.

Штатный маслонасос установлен в месте, изначально предусмотренном конструкцией транспортного средства. Выносной ставят на другом участке системы для обеспечения дополнительного давления.

Проверка давления в силовой установке

Каждый автомобиль оснащается контрольной лампой давления масла, которая активируется тогда, когда нарушается привычное «маслообращение». Причем индикатор может гореть постоянно, либо моргать на холостых оборотах. В любом случае игнорировать проблему не стоит.

Чтобы проверить давление масла в двигателе владельцам некоторых транспортных средств достаточно обратить внимание на стрелочный циферблат, расположенный в подкапотном пространстве. Если стрелка смещена к нулевой отметке и не движется, значит давление в установке не создается

Если стрелка смещена к нулевой отметке и не движется, значит давление в установке не создается.

Когда встроенный цифровой измеритель отсутствует, для диагностирования неисправности необходимо использовать манометр.

Проверить давление масла в двигателе можно по следующей схеме:

  1. «Разогреваем» автомобиль до рабочей температуры – не ниже 90 градусов Цельсия.
  2. Отключаем мотор, открываем капот.
  3. Отсоединяем аварийный датчик давления масла, на его место устанавливаем манометр.
  4. Проверяем уровень масла специальным щупом, при необходимости доливаем моторную смазку до нужного показателя.
  5. Запускаем двигатель.
  6. Замеряем давление на холостом ходу, затем — на повышенных оборотах.

Для более точной диагностики неполадки можно замерить показания прибора два-три раза, а затем вычислить среднее значение.

После отсоединения контрольного датчика часть залитого масла может вытечь, вот почему нужно померить его уровень прежде, чем повторно запускать машину.

Важно! Некоторые бортовые компьютеры оценивают отключение контрольной лампы как неисправность и переводят автомобиль в аварийный режим. В данном режиме невозможно поднять количество оборотов до требуемого для измерения уровня

Если подобное произошло, справиться без помощи специалистов сервисного центра не получится.

Строение масляного насоса


Работа масляного насоса двигателя обеспечивается вращающимся валом. Непосредственно вал через зубчатую передачу может быть связан с одним из основных валов двигателя – коленчатым валом, распределительным валом газораспределительного механизма, или используемого в последнее время дополнительного приводного вала.

Во многом технические усовершенствования масляных насосов сегодня ограничиваются изменением формы и количества зубьев шестеренок, но принцип, заложенный в шестереночном насосе, практически не меняется. Такой подход в целом оправдан из-за своей дешевизны и простоты в производстве такого оборудования. Конвейерная сборка двигателей с использованием робототехники дает возможность продолжать использовать этот вариант конструкции насоса.

Несмотря на небольшие габариты, масляный насос все-таки является одни из главных потребителей энергии двигателя, подсчитано, что при работе во время заводки и первых минут прогрева двигателя он потребляет до 8% мощности двигателя, вот почему важно прогревать двигатель перед началом движения. Расположенный в нижней части корпуса двигателя насос в большинстве моделей автомобиля не имеет отдельного корпуса

Приводной вал, вал на котором крепится ведомая шестерня, да и сами рабочие шестерни находятся в одной из камер, размещенных в самом корпуса блока цилиндров. Рациональность такого размещения обусловлена необходимостью максимального уменьшения размеров двигателя и возможностью работы насоса непосредственно в масляной ванне поддона двигателя

Расположенный в нижней части корпуса двигателя насос в большинстве моделей автомобиля не имеет отдельного корпуса. Приводной вал, вал на котором крепится ведомая шестерня, да и сами рабочие шестерни находятся в одной из камер, размещенных в самом корпуса блока цилиндров. Рациональность такого размещения обусловлена необходимостью максимального уменьшения размеров двигателя и возможностью работы насоса непосредственно в масляной ванне поддона двигателя.

Работа двигателя на высоких оборотах обеспечивает большее давление масла, подаваемого в систему, за счет увеличения оборотов шестерен. На холодном двигателе, пока масло не разогрелось до рабочей температуры процесс перекачивания масла несколько затруднен, именно поэтому мощность самого двигателя в первые моменты после запуска несколько ниже от показателей во время работы прогретого агрегата. На показателе работы насоса также сказывается и качество масла. На свежей после замены смазке показатели работы насоса выше, чем на масле, отработавшем даже половину срока эксплуатации. Связано это с тем, что насос перекачивает не очищенную фильтром смазку, в которой находится большое количество осадков в виде продуктов сгорания топлива и самого масла при смазывании поверхности цилиндра и поршня.

В конструкции масляных насосов современных двигателей внутреннего сгорания для предотвращения преждевременного выхода из строя устанавливается дополнительный редукционный клапан. И хотя он не устанавливается непосредственно в камеру с шестернями, но при неконтролируемом увеличении давления в системе, срабатывает как предохранительный клапан, стравливая масло обратно в поддон. Вместе с этими двумя шестеренчатыми насосами, в двигателях внутреннего сгорания применяются и другие модели оборудования для повышения давления масла:

    1. Модели роторного типа с ведущим и ведомым ротором;
  • Насосы с маятниковыми золотниками;
  • Пластинчатые виды насосов.

Насос пластинчато-роторный 2НВР 5ДМ

Насос пластинчато-роторный 2НВР 5ДМ применяется для откачки из рабочего объема воздуха и газов, которые не агрессивны к материалу корпуса и частей установки. Обязательным условием для бесперебойной работы вакуумного пластинчато-роторного насоса НВР является удаление из откачиваемых паров, газов и смесей загрязнений механического характера и капельной влаги. Также рекомендуется произвести снижение давления до минимального остаточного.

Насос вакуумный пластинчато-роторный 2НВР 5ДМ применяется в различных областях промышленности:

  • химической;
  • электронной;
  • радиотехнической.

С его помощью разрежают воздух в высоковакуумных установках, получают вакуум с низким и средним уровнем показателей. Цену на насос вакуумный пластинчато-роторный 2НВР 5ДМ можно узнать у поставщиков вакуумного оборудования, сотрудничающих с производителями.

Масляный насос. Теория и практика.

Масляным насосом можно назвать гидравлическим механизмом (машиной), которая, по аналогии с гидронасосом, преобразует механическую энергию движителя (мускульную человека или животных для ручных насосов) в энергию потока масляной жидкости и служит для транспортировки и создания напора масляной фракции и их смесей.

Масляные насосы имеют различную классификацию по своему применению:

Для создания давления в системах смазки различных механизмов;

Для перекачки (транспортировки) маслосодержащих жидкостей из/в емкостей/емкости, а так же для покачивания и откачивания масла от/в емкости и узлы механизмов;

Для бытового применения.

Также масляные насосы классифицируются по характеру их управляемости и делятся на:

Регулируемые, когда контроль за основными параметрами насоса осуществляется через автоматы управления или механические регуляторы основных параметров насоса и движителя;

Неуправляемые, когда работа насоса контролируется, но ее параметры не могут быть изменены внешним воздействием.

Классификация масляных насосов по конструктивным отличиям:

  1. Масляные насосы шестеренчатого типа, которые в свою очередь делятся на 2 вида — шестеренный насос с наружным зацеплением (шестерня около шестерни) и шестеренный насос с внутренним зацеплением (шестерня в шестерне). Это совместная работа ведущей и ведомой шестерен, когда масло в насос поступает через всасывающий канал, захватывается шестернями и нагнетается в систему через нагнетательный патрубок. Их производительность находится в прямой зависимости от частоты вращения вала двигателя (механического воздействия);

1. Ведомая шестерня;

2. Всасывающий канал;

3. Ведущая шестерня;

4. Приводной вал;

5. Нагнетательный канал;

6. Ось ведомой шестерни.

Масляный насос роторного типа, который в свей конструкции корпуса объединяет работу 2-х роторов (внутренний – ведущий и внешний – ведомый). Масло захватывается лопастями обеих роторов и под давлением поступает в систему трубопроводов.

1. Всасывающая полость

3. Внешний ротор

4. Нагнетательная полость

5. Приводной вал

6. Внутренний ротор

Такого типа масляный насос может быть регулированным и нерегулированным. Регулированные роторные масленые насосы работают по принципу: когда увеличивается частота ведущего вала двигателя, то насос потребляет больший объем масла и давление в системе падает, срабатывает пружинный механизм и сдвигает положение статора относительно движения ротора насоса, тем самым увеличивается объем насосной полости, что приводит к увеличению производительности масленого насоса и наоборот.

А — Сторона нагнетания Б — Сторона всасывания

Поршневые масленые насосы –это механизмы, в которых принцип всасывания маслосодержащей жидкости и ее выталкивания происходит за счет возвратно-поступательного движения поршня (поршней) (плунжера) в цилиндре корпуса с, как минимум, 2-мя обратными клапанами .

Пластинчатые (шиберные) масленые насосы, относятся к регулируемым агрегатам, имеющим систему регулировки эксцентриситета (установки вала ротора в объеме масляной полости). Принцип действия насоса основан на изменении объема всасывающей и нагнетающей полостей за счет несоосного вращения ротора в насосной камере.

Крыльчатые масленые насосы, в которых перемещение (транспортировка) маслосодержащей фракции осуществляется за счет лопастей крыльчатки, которые создают разность давления жидкости на входе и выходе из насосной камеры. Крыльчатка совершает возвратно-поступательные движения и две пары клапанов (впускные и выпускные). При движении крыльчатки происходит перемещение перекачиваемой жидкости из всасывающей полости в нагнетательную. Система клапанов препятствует перетоку жидкости в обратном направлении;

Масляные насосы коловратного типа, в которых перемещение маслосодержащего вещества осуществляется 2-мя валами с определенным профилями сечения. По принципу действия коловратный насос – объемный. При вращении ведущего и ведомого роторов на стороне входа создается разрежение, в результате чего жидкость перемещается со стороны входа на сторону выхода. На выходе при зацеплении кулачков происходит выдавливание жидкости в систему. Насос состоит из следующих основных деталей и узлов:

— ведущего и ведомого валов с установленными, на каждом из них, ротором, подшипниками качения и шестерней;

Ремонт масляного насоса

Обычно неисправный масляный насос меняется на новый. Однако вышедший из строя насос можно попробовать отремонтировать.

Для ремонта масляного насоса ВАЗ 2106/07 потребуются:

  • ключи на 10;
  • линейка;
  • набор плоских щупов;
  • тиски.

Разборка масляного насоса

Разборка насоса осуществляется в следующем порядке:

  1. Открутив три болта, снимите приёмную трубку. Для этого удобнее зажать насос в тиски.

    Маслоприёмник крепится тремя болтами

  2. Снимите трубку, пружину и шайбу редукционного клапана.

    При разборке насоса снимается трубка, пружина и шайба редукционного клапана

  3. Отогнув края сетки маслоприёмника, снимите её с насоса и тщательно очистите.
  4. Выньте из насоса шестерни.

    Из насоса вынимаются обе шестерни

Все детали разобранного насоса промываются в керосине и протираются чистой ветошью. Затем проводят осмотр всех составных частей и заменяют износившиеся элементы. Сборка насоса производится в обратной последовательности.

Ремонт и замена элементов масляного насоса

После разборки, чистки и осмотра элементы насоса проверяются на износ. Для этого делают ряд замеров и сравнивают с допустимыми значениями:

  • максимально допустимый зазор между ведомой шестерёнкой и осью не должен превышать 0,1 мм;
  • зазор между зубьями шестерёнок после их установки в корпус не должен превышать 0,25 мм;
  • зазор между корпусом и наружным диаметром каждой из шестерёнок не должен превышать 0,25 мм;
  • зазор между плоскостью крышки и верхней поверхностью шестерёнок не должен превышать 0,2 мм;
  • высота пружины редукционного клапана без нагрузки должна составлять 3,8 см, а под нагрузкой 60–65 Н — 2 см.

Одним из шагов при диагностике масляного насоса является проверка зазоров между зубьями шестерней При прокручивании насоса рукой не должно чувствоваться даже малейшее заедание. Если какие-либо из перечисленных зазоров превышают показатель, заменяют либо отдельные детали, либо насос полностью

Очень важно, чтобы не было никаких дефектов на поверхности редукционного клапана и его пружине. В противном случае клапан не сможет нормально работать

Видео: проверка масляного насоса на износ

Замена шестерни привода масляного насоса

В процессе эксплуатации изнашивается шестерня привода маслонасоса. Если её не заменить своевременно, она начинает проскальзывать, снижая производительность насоса. Как следствие, в системе смазки может образоваться недостаток масла. Располагается шестерня под валом распределителя зажигания (под трамблёром) и снимается в следующем порядке:

  1. На инжекторном двигателе снимите заглушку, на карбюраторном — распределитель зажигания, предварительно пометив его положение. Для этого открутите одну гайку.
  2. В шестерне привода маслонасоса по центру есть отверстие. В это отверстие с небольшим усилием (можно несильно постучать) вставьте деревянную палочку с заточенным концом и извлеките шестерню.

Шестерню осматривают и при обнаружении износа внутренних шлицов меняют на новую. Сборку выполняют в обратной последовательности.


Для извлечения шестерни привода масляного насоса используют деревянную палочку с заостренным концом

Таким образом, самостоятельный ремонт и замена масляного насоса на классических моделях ВАЗ не представляет большой сложности. Для этого потребуется лишь желание, немного свободного времени, стандартный набор слесарных инструментов и тщательное следование рекомендациям специалистов.

Возможные неисправности

Как уже говорилось выше, основное назначение редукционного клапана – открывать дополнительный масляный канал, предотвращая образование избыточного давления в системе смазки. Но клапан должен не только открывать, но и надёжно перекрывать этот канал – в противном случае при низких оборотах двигателя есть риск возникновения «масляного голодания». Как правило, это вызывается недостаточно плотным прилеганием запирающего элемента (шарика или стаканчика) к седлу.

Причинами этого могут быть:

  1. Потеря упругости пружины.
  2. Нарушение формы седла клапана, царапины и сколы на прилегающих поверхностях.
  3. Посторонние предметы (продукты износа шестерен насоса).

Измерением давления в системе смазки манометром выявить нарушение работы клапана практически невозможно. Его потеря может быть вызвана износом шестерен насоса и увеличенными зазорами в подшипниках скольжения распредвала или коленвала.

Тем не менее, при простом осмотре можно выявить дефекты, которые могут отрицательно сказываться на его работе. Это глубокие задиры и царапины на шарике (стаканчике), грязь в канале. Также вполне возможно оценить состояние пружины. Для этого потребуется измерение её длины в свободном состоянии и при приложении определённого усилия. Как правило, такая информация есть в руководстве по ремонту автомобиля.

Ремонт

Восстановление работы клапана сводится к его очистке и замене деталей

Если запорный элемент выполнен в виде стаканчика, то особое внимание следует уделить состоянию фаски на его торце. Даже небольшие царапины на ней станут причиной потери давления

Иногда автовладельцы притирают стакан к седлу, используя притирочную пасту:


Восстановить работу клапана можно путем его очистки

Боковые стенки стаканчика служат лишь для точной установки рабочей фаски в седле. Поэтому небольшие царапины на них не отразятся на работоспособности клапана. Достаточно того, чтобы стаканчик свободно перемещался в канале.

При ремонте клапана всегда следует помнить о том, что на фактической производительности масляного насоса его состояние не сказывается никак. Поэтому дефектовку и ремонт узла необходимо производить комплексно – начиная с оценки состояния шестерен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: