Какой механической коробке отдать предпочтение: 5мкпп против 6мкпп

Устройство механической коробки передач

  • картера;
  • первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями;
  • дополнительного вала и шестерни заднего хода;
  • синхронизаторов;
  • механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами;
  • рычага переключения.

Сцепление

Сцепление является неотъемлемым компонентом механической КПП, осуществляющим разъединение двигателя и коробки в момент переключения ступеней без последствий для агрегатов. Говоря упрощенно — сцепление отключает крутящий момент. В момент выжатой педали сцепления мотор и колеса автомобиля вращаются отдельно друг от друга.

Сцепление создано для аккуратного соединения мотора и колес. Состоит из двух дисков, один из которых соединен с двигателем, второй — с колесами. В момент отпускания педали сцепления диски прижимаются и начинаются вращаться вместе. Именно поэтому и важна плавность отпускания педали.

Шестерни и валы

В стандартных МКПП оси валов расположены параллельно, на них располагаются шестеренки. Ведущий (первичный) вал присоединяется к маховику мотора через корзину сцепления, находящиеся на нем продольные выступы передвигают второй диск сцепления и передают через жестко закрепленную ведущую шестерню вращающий момент на промежуточный вал.

В хвостовике ведущего вала расположен подшипник, к которому примыкает конец вторичного. Отсутствие фиксированной связи делает возможным крутиться валам независимо друг от друга в разных направлениях и с разными скоростями.

На ведомом вале имеется целый набор различных шестерней как жестко закрепленных, так и свободно вращающихся.

Синхронизаторы

Угловые скорости первичного и вторичного валов уравниваются при содействии синхронизатора и становится возможным смена ступени. Синхронизаторы обеспечивают более щадящий режим эксплуатации КПП и пониженный шум.

Зубья последнего устанавливаются против зубьев муфты, поэтому последующее смещение муфты становится невозможным. Муфта заходит без противодействия в зацепление с малым венцом на шестерне. Шестерня за счет такого соединения жестко блокируется с муфтой. Такой процесс осуществляется за доли секунды. Один синхронизатор обычно обеспечивает включение двух передач.

Сeмиступeнчaтaя мexaничeскaя кoрoбкa пeрeдaч oт Porsche oбeщaeт взoрвaть рынoк.

Ни для кoгo нe будeт бoльшим сeкрeтoм, чтo всe нoвыe мoдeли aвтo пoявляются нa свeт бeря зa oснoву кoнструкцию свoиx прeдшeствeнникoв. Рaбoтники автокомпаний просто на просто берут предыдущую модель, меняют в ней кое-какие элементы кузова, внутренностей, добавляют пару последних технологий и на свет выпускается новая модель автомобиля. Иногда, такой поход дает очень хороший результат и на свет рождаются очень успешные модели транспортных средств, обладающие своей харизмой и популярностью у покупателей.

Примером вышесказанного могут служить автомобили Porsche 911, Boxster и Cayman. В данных моделях из поколения в поколение берется что-то от предыдущей модели, незначительно дорабатывается и выпускается в продажу. Как результат такого подхода, миру была представлена первая 7-ступенчатая механическая коробка передач, которая есть не что иное, как ответвление от представленной 3 года назад 7-ступенчатой автоматической коробки Porsche Doppel- kupplung (далее PDK) с 2-ым сцеплением. Семиступенчатая   механика будет доступна уже в конце 2013 года в модели Carrera S и в модели 991.

При разработке новой коробки передач, конструкторы компании Porsche плотно сотрудничали с компанией ZF. Целью этого сотрудничества было изготовление таких агрегатов автомобиля, которые отвечали бы требованиям спортивной модели авто.

Так что же это за необыкновенная коробка? Из чего она состоит и как функционирует? На все эти вопросы попытаемся ответить в данной статье, при помощи нашего надежного помощника – интернет – сервиса по поиску автозапчастей   http://zap-online.ru, где вы всегда можете заказать и купить автозапчасти на любые марки авто.

Из чего состоит механическая семиступенчатая коробка переключения передач?

Новая коробка по сути состоит из двух частей или из двух коробок передач. Каждая коробка состоит из 3-х выплавленных из алюминия долей сплоченных в одно целое – задняя, передняя и съемная крышка. Хоть оговариваемые части вылиты в различных вариантах для различных коробок передач, с целью удовлетворения их особых потребностей, примерно 1/3 всех внутренностей в обоих частях идентичны между собой. Общие только входной вал, основной вал, некоторые из передач и дифференциал. Если подвергнуть сравнению механическую и автоматическую коробку, то первая обладает двумя входными валами. Выходной вал имеет также фланец привода генератора, передающий в полноприводных моделях крутящий момент на переднюю ось.

Механическая коробка смазывает свои части и механизмы тремя с половиной литрами гипоидного трансмиссионного масла. Автоматической PDK нужно 2 вида смазки: помимо трех с половиной литров гипоидного масла, PDK нуждается в 5,7 литрах гидравлического, дабы содержать во влажном состоянии цепь управления и сцепление. Также различен вес коробок. Если вес автоматической коробки равен 120 килограммам, то вес механики составляет 90 килограмм.

Предельного разгона (290 – 310 километров в час) модель 911 достигает на 6-ой передаче имея в запасе еще седьмую. 7-ая передача позволяет сделать пробег по трассе стабильным, экономя топливо автомобиля.

Мы преклоняем голову перед конструкторами компании Porsche за их изобретение семиступенчатой механики. Надеемся в скором времени увидеть этот агрегат и в других моделях Porsche.

Устройство коробки передач ВАЗ 2106

Коробка для ВАЗ 2106 КПП с конструктивной точки зрения понятная и простая. В ее состав входит набор валов, картерная часть, механизмы переключения. На первичном валу крепят посаженную глубоко шестеренку – она входит в сцепление с другими механизмами. Вал начинает вращаться в результате приведения в действие пары подшипников, располагающихся в задних и передних частях, передний фиксирует гнездо коленвала с торцевой части. Задний помещают внутрь картерной части, уплотняют сальниковым слоем. Наличие его обязательно, поскольку в картер заливают масляные смеси.

Вторичный вал коробки передач ВАЗ во вращение приводит набор из нескольких подшипников игольчатого типа. В передней части узла жестко фиксируют внутри гнезда вала (первичного), шариковый подшипник в центральной части заглубляют в гнездо посадки картера, задний запрессовывают сзади по стенке. Утечкам, которых в норме быть не должно, препятствует сальниковая часть.

Промежуточный ВАЛ коробки ВАЗ 2106 – это вал с блочным набором шестерен, вращается на паре подшипников. В передней части крепят шариковый, сзади роликовый цилиндрический. Сбоку идет шестерня, ход движения обратный. Синхронизаторы конструктивно одинаковые, включают муфты, пружины, ступицу, блокираторы-кольца.

Важно! Качественная и надежная КПП ВАЗ 2106 – гарантия хорошей динамики, высоких скоростных характеристик транспортного средства

Значение слова Буксa или осевая коробка по словарю Брокгауза и Ефрона

Коробка передач

Буксa или осевая коробка

— как показывает само название — есть ящик, обыкновенно металлический, в котором вращается ось вагона или паровика. Буксы для паровозов бывают двух родов, смотря по тому, будут ли рамы относительно колес внутренние или внешние. По форме своей Б. бывают весьма разнообразны, видоизменяясь сообразно способам смазки. Каждая Б. состоит из трех частей: а) верхней — железной. б) нижней — чугунной и в) средней — бронзового вкладыша, называемого подшипником (см. Подшипник). Верхняя часть вставляется в буксовые челюсти и удерживается закраинами, она имеет два отверстия с трубочками для пропуска смазывающего ось фитиля, и в верхней своей части углубление, в котором помещается смазка.

На эту часть Б. обыкновенно опирается стержень подвесной рессоры. В нижней чугунной коробке помещается смазочная щетка, нажимаемая на осевую шейку особою пружиною. В рамах делаются вырезы, обделанные кругом стальными угольниками, называемыми затем челюстями, в которых помещаются Б. Для уменьшения трения делаются на боковых частях Б. бронзовые накладки. Для возможности правильной установки Б. челюсти приделываются к раме так, что с одного бока наугольник укреплен отвесно, а с другого — наклонно настолько, чтобы между ним и Б. можно было положить клин, которым букса укреплена в челюстях. Посредством этих клиньев, изменяя лишь толщину бронзовых накладок, можно всегда правильно установить оси в рамах.

Способ смазки букс бывает троякий, сообразно чему и изменяется устройство Б. Из опытов, произведенных на Нижегородской ж. д., оказалось, что наилучшими оказались Б., в которых способ смазки следующий: масло находится в верхней части Б. и опускается на подшипник посредством фитиля, верхний конец которого погружен в масло, а нижний в смазочное отверстие подшипника. Для того чтобы всасывание было хорошее, фитиль не должен быть толстым, дабы не заполнять плотно отверстия. При таком устройстве буксы, как шейка оси, так и подшипник постоянно смазываются чистым маслом, а грязь опускается на поддонник, находящийся в нижней части Б. Отчего и трение самое незначительное.

Расход масла на 3&frac12.% о казался меньшим против прочих устройств и способов смазки. От употребления части Б. засоряются. От засыхающих масел, смешанных с пылью и металлическими частями, образуются наросты, весьма крепко пристающие к Б. В прежнее время Б. очищались посредством выжигания на огне. но оказалось, что способ этот вредно действует на прочность чугуна, ибо при накаливании, большею частью неравномерном, образуются трещины, сначала малозаметные, а впоследствии быстро увеличивающиеся и могущие быть причиною излома буксы во время движения, что далеко не безопасно. Гораздо лучший способ, принятый ныне почти везде, состоит в выварке в кипящем щелоке.

Для этого существуют особые котлы, в которые проведен мятый пар для кипячения воды. Для образования щелока, способного растворить масляную грязь, прибавляют известь и едкую неочищенную кристаллизованную соду в след. пропорции: на 60 ведер воды 3 пуда негашеной извести и 2 пуда едкой соды. Это количество достаточно для выварки от 2000 до 2500 штук Б. Вес Б. зависит непосредственно от подымаемого вагоном груза и бывает обыкновенно в вагонах, подымающих 600 пуд. груза, — 95 фунтов и вагонах, поднимающих 400 пуд., — 71 фунт. При сильном горении оси следует машинисту стараться доехать до станции, если степень горения небольшая. если же грозит опасность перелома осевой шейки, то следует опустить нижнюю часть греющейся Б., охладить ее водою, очистить от изгари, вновь заправить и смазать.

Потом вагон с греющейся Б. возможно сильнее притянуть к другим, чтобы облегчить нагрузку на греющуюся ось, и медленно доехать до станции. При приемке Б. из заводов прежде всего бракуют вследствие недоброкачественности материала и несовершенства отливки. потом поверяется горизонтальность верхней плоскости Б., на которой будет лежать рессора, и будут ли свободно проходить между направляющими обвязка и серьга подвесной рессоры, а также, сделаны ли согласно чертежу пазы, в которые войдут края вилок. параллельны ли эти пазы между собою и верно ли приходится место для хомута тормозного рычага. Затем поверяется Б. относительно того, хорошо ли сидит на оси, верно ли приходятся подшипники к оси и к местам, предназначенным для них в Б.. пробуют надевать Б. на модельную ось, убеждаясь, возможна ли замена другими. равно смазывают модельную ось суриком, надевают на нее Б. и осматривают, ровно ли будет покрыта суриком поверхность прикасания подшипника к оси. если пропусков не окажется, то выточка их сделана верно. Наконец, отдельные части одной Б. должны приходиться точно к другим Б., взятым из партии на выдержку. Э. Ф.

Как работает двухвальная МКПП, особенности конструкции

Во время работы ДВС, энергия вращения передается через узел сцепления на ведущий вал коробки. Одна часть шестерен на вторичном и первичном валу может свободно вращаться, а другая – устанавливаться на валу неподвижно. Это зависит от модели КПП. Также для сглаживания угловых скоростей и плавного включения передач на каждом валу есть синхронизатор.

Шестерни валов (вторичного и первичного) постоянно взаимодействуют между собой. Определить, какие из них вращаются, а какие жестко зафиксированы, можно следующим образом. Шестерни у муфт синхронизаторов вращаются на валу постоянно. А на главной передаче они неподвижны.

Для передачи момента от валов КПП на колеса, задействуется дифференциал и главная передача. Для чего служит дифференциал? Он предназначен для изменения угловой скорости вращения ведущих колес. Это актуально при прохождении поворотов и при любой другой смене траектории движения авто. Дифференциал обеспечивает лучшую устойчивость авто на дороге и равномерный износ шин протектора.

Узел выбора передач находится в корпусе трансмиссии. Он являет собой набор штоков и вилок, двигающий муфту синхронизаторов. Узел выбора передач имеет защиту от включения сразу двух скоростей.

Что происходит во время включения передачи

  • Когда рычаг находится в положении «нейтраль», маховик не передает вращательный момент и крутится свободно от диска сцепления. При этом шестерни валов МКПП свободно прокручиваются.
  • Если водитель включает передачу, в данный момент перемещается муфта синхронизатора через систему тяг или тросиков.
  • Муфта выравнивает обороты вала и используемой шестерни.
  • Муфта входит в зацепление с шестерней КПП.
  • Вращательный момент передается от первичного на вторичный вал трансмиссии.
  • Энергия вращения передается в полном объеме от ДВС на колеса с определённым передаточным числом. Каждая передача имеет свое число. Чем ступень КПП выше, тем оно меньше.

Для того, чтобы выполнить движение назад, применяется дополнительный вал. Он имеет промежуточную шестерню реверсивного движения. Синхронизаторы у данной передачи отсутствуют, поэтому включать ее необходимо только после полной остановки авто.

Принцип работы механической коробки передач

Принцип работы механической КПП следующий: крутящий момент от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач, далее преобразуется при помощи пар взаимодействующих между собой шестерен и затем передается на колеса. Каждая пара шестерен (ступень) имеет определенное передаточное число, которое преобразует скорость вращения и крутящий момент коленвала двигателя. Причем если передача увеличивает крутящий момент, то скорость вращения уменьшается и наоборот. В первом случае передача будет называться понижающей, а во втором — повышающая.

Передаточное число определяется отношением количества зубьев у выходной и входной шестерен в паре. В свою очередь, количество зубьев напрямую зависит от размера самой шестерни: чем больше зубьев — тем больше диаметр шестерни. Например, у первой передачи самое большое передаточное число, и, следовательно, входная шестерня (на первичном валу) имеет минимальный размер, а выходная — максимальный. Переключение скоростей в механической КПП происходит только при нажатии на педаль сцепления, поскольку необходимо прервать поток мощности, передающийся от двигателя.

Движение автомобиля, оснащенного МКПП, всегда начинается с первой передачи. Исключение составляют тяжелые грузовики — там это можно делать со второй передачи. Для этого необходимо вручную перевести селектор рычага в соответствующее положение. Переход на повышенные передачи осуществляется последовательным переключением передач друг за другом. Сам момент переключения скорости зависит от показаний спидометра и тахометра, поскольку каждая передача рассчитана на работу в определенном диапазоне оборотов двигателя.

Главный в «гидравлике»

С пройденным километражом второй по значимости проблемой коробке 5HP-19 является выход из строя регулятора главного давления. Отказ этого электрогидравлического клапана приводит к повышению давления в гидросистеме коробки, что впоследствии приводит к внезапному разрушению фрикциона переднего хода (муфта «А»). Последствия этого катастрофичны для коробки и влекут за собой ее полный ремонт.

Заподозрить проблему с регулятором можно по появлению ощутимого толчка при включении режима «drive» («D»), а также по появлению «пинка» при переключении вниз с 5-й на 4-ю передачу. Как и в случае с блокировкой, недорогая превентивная замена клапана-регулятора позволит избежать тотальной поломки «автомата».

Четырехступенчатая и пятиступенчатая МКПП

Итак, на смену так называемой «четырехступке» достаточно быстро пришла «пятиступка». Сразу отметим, пятиступенчатая коробка передач механика не сильно отличается от 4-х ступенчатой КПП по устройству (форма задней крышки и другие элементы похожи). Главной отличительной особенностью является размещение пятой ступени (скорости, передачи), которая стоит в конце вторичного вала.

Пятиступенчатая коробка передач получила такие же передаточные числа, как и четырехступенчатая коробка передач. Большинство деталей также одинаковые, так как пятиступенчатая коробка изготовлена на основе четырехступенчатой. Коробка 5МТ имеет первичный, вторичный и промежуточный валы. Конструктивно первичный вал такой же, как и у четырехступенчатой коробки, однако вторичный вал получил несколько отличную заднюю часть, где установлены элементы пятой передачи.

Если точнее, в заднем торце промежуточного вала имеется резьбовое отверстие, куда вкручивается болт крепления блока шестерен пятой передачи, а также заднего хода. Сама пятая передача и задний ход находятся в полости задней крышки, ступица муфты синхронизатора пятой передачи установлена вместе с ведомой шестерней заднего хода на вторичном валу. Далее, за ступицей, установлена упорная шайба и втулка, где стоит шестерня пятой передачи.

Указанная дополнительная пятая передача была использована для того, чтобы позволить двигателю работать с меньшими оборотами при езде на высокой скорости. С одной стороны, такое решение увеличивает ресурс ДВС и КПП, а с другой позволяет экономить топливо.

Простыми словами, владельцам автомобилей с 4-х ступенчатой МКПП хорошо знакома ситуация, когда при движении по трассе со скоростью от 100-120 км/ч и выше на четвертой передаче обороты двигателя высокие, двигатель и коробка сильно шумят под нагрузкой, повышен расход топлива. Чтобы повысить комфорт, остается только снизить скорость.

Именно для решения указанной задачи конструкторы и внедрили 5 передачу, чтобы снизить нагрузку на двигатель и КПП, уменьшить шумы и повысить топливную экономичность.

Как правило, пятая передача является повышающей (повышенной), включать ее рекомендуется на скорости от 80-100 км/ч на ровной дороге. При этом дальнейшее увеличение количества ступеней возможно и практикуется (например, МТ6), однако зачастую большинство МКПП имеют 5 передач. Причина — необходимость постоянно переключать передачи самим водителем, что затрудняет управление ТС.

Если говорить о недостатках, 5-и ступенчатая коробка более требовательна к уровню масла в КПП, чем четырехступка. Если масла в коробке недостаточно, часто бывает так, что именно 5 передача первой выходит из строя, КПП начинает выть и сильно шуметь под нагрузкой.

Основные неисправности КПП ВАЗ 2106

Являясь механическим устройством, тем более подвергающимся постоянным нагрузкам, коробка переключения передач не может не ломаться. И даже если она будет обслуживаться в соответствии с требованиями завода-изготовителя автомобиля, все равно придёт время, когда она «закапризничает».

К основным неисправностям КПП ВАЗ 2106 можно отнести:

  • подтекание масла;
  • шум (хруст, треск, визг) при включении скорости;
  • нехарактерный для работы КПП звук, изменяющийся при выжимании сцепления;
  • усложнённое (тугое) переключение передач;
  • отсутствие фиксации рычага переключения скоростей;
  • самопроизвольное выключение (выбивание) передач.

Рассмотрим эти неисправности в разрезе причин их возникновения.

Подтекание масла

Подтекание смазки в КПП можно определить по следам на земле или защите картера двигателя. Тянуть с устранением этой проблемы нельзя, т. к. недостаточный уровень масла обязательно повлечёт ряд других неисправностей. Причинами подтекания могут быть:

  • повреждение манжет валов;
  • износ самих валов;
  • высокое давление в КПП вследствие засорения сапуна;
  • ослабление затяжки болтов картерных крышек;
  • нарушение целостности уплотнителей;
  • ослабление затяжки пробки для слива масла.

Шум при включении скоростей

Посторонний шум, возникающий при переключении передач, может свидетельствовать о таких неисправностях:

  • неполное выключение сцепления (хруст);
  • недостаточный объём масла в коробке (гул, визг);
  • износ шестерён или деталей синхронизаторов (хруст);
  • деформация колец блокировки (хруст);
  • износ подшипников (гул).

Звук, нехарактерный для работы КПП

Появление звука, нехарактерного для нормальной работы КПП и исчезающего при выжимании сцепления, может быть связано с:

  • низким уровнем смазки в коробке;
  • повреждением шестерён;
  • неисправностью подшипников.

Усложнённое включение передач

Проблемы с переключением передач, не сопровождающиеся посторонними шумами, могут свидетельствовать о таких неисправностях, как:

  • деформация или повреждение вилок переключения скоростей;
  • затруднённый ход штоков вилок;
  • усложнённое движение подвижной муфты соответствующей передачи;
  • заедание в шарнирном соединении переключающего рычага.

Отсутствие фиксации рычага

В случае если рычаг переключения передач после включения скорости занимает предыдущее положение, скорее всего, виновата оттяжная пружина. Она может либо растянуться, либо же сломаться. Возможно также соскальзывание одного из её концов с места крепления.

Выключение (выбивание) скоростей

При не контролированном выключении передач могут иметь место следующие неисправности:

  • повреждена пружина синхронизатора;
  • изношен венец синхронизатора;
  • деформированы блокирующие кольца;
  • повреждены гнёзда штоков.

Таблица: неисправности коробки передач ВАЗ 2106 и методы их устранения

Шум в коробке передач
Шум подшипников Замените дефектные подшипники
Износ зубьев шестерён и синхронизаторов Замените изношенные детали
Недостаточный уровень масла в коробке передач Долейте масло. При необходимости устраните причины утечки масла
Осевое перемещение валов Замените детали, фиксирующие подшипники, или сами подшипники
Затруднённое переключение передач
Заедание сферического шарнира рычага переключения передач Зачистите сопрягающиеся поверхности сферического шарнира
Деформация рычага переключения передач Устраните деформацию или замените рычаг новым
Тугое движение штоков вилок (заусенцы, загрязнение гнёзд штоков, заклинивание блокировочных сухарей) Отремонтируйте или замените изношенные детали
Тугое движение скользящей муфты на ступице при загрязнении шлицев Очистите детали
Деформация вилок переключения передач Выправьте вилки, при необходимости замените их
Самопроизвольное выключение или нечёткое включение передач
Износ шариков и гнёзд штоков, потеря упругости пружин фиксаторов Замените повреждённые детали новыми
Износ блокирующих колец синхронизатора Замените блокирующие кольца
Поломка пружины синхронизатора Замените пружину
Износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора Замените муфту или шестерню
Утечка масла
Износ сальников первичного и вторичного валов Замените сальники
Ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок Подтяните гайки или замените уплотнительные прокладки
Ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач Подтяните гайки

«Полный» вперед!

Коробка 5HP-19 применялась на полноприводных автомобилях, благо ее удачная конструкция способна передавать высокий крутящий момент. Конечно, не надо представлять себе матерые внедорожники. «Автомат» 5HP-19 устанавливался на автомобили Audi с трансмиссией Quattro (включая А6 Allroad) и на VW Passat B5 с полным приводом 4Motion. Да, в этих случаях «автомат» испытывает более высокие нагрузки и служит обычно не так долго, как в переднеприводном исполнении. Коробку могут прикончить и элементарные ошибки при эксплуатации. Например, неудачные попытки выбраться из какой-нибудь грязи в «раскачку». Если не допускать обязательной остановки автомобили перед переключением из «реверса» в «драйв», то механизм «автомата» испытывает на себе сильнейшие скачки давления, из-за чего разрушается барабан муфты переднего хода и обламываются зубья на тормозе «D», отвечающем за включение заднего хода. Во время зимней эксплуатации легко столкнуться с обламыванием первичного вала «автомата» 5HP-19 если начать штурмовать сугробы, снежную целину и просто «дрифтить» на совершенно холодной и непрогретой АКПП.

А если при этом в коробке неисправно работает регулятор главного давления, то можно довести трансмиссию до разрушения барабана «D-G».

Подробнее о том, что представляет собой «механика»

Как работает механическая КП? Что она из себя представляет? Давайте разберемся. Механическая коробка передач выполняет простую и понятную функцию: смена передаточного отношения скорости вращения колесам от мотора. Важная составляющая часть её – передаточный механизм зубчатого (чаще всего) вида. Мы уже выяснили, что функционирует механическая КП путем манипуляций водителя, который самостоятельно решает, какое в настоящий момент значение передаточных чисел требуется для корректной работы всего авто.Отсюда и название – механическая, что предполагает полностью ручное управление.

Пятиступенчатая коробка передач

Пятиступенчатая коробка передач устанавливается на автомобилях ЗИЛ. Пять передач предназначены для движения вперед и одна передача для движения назад. Коробка передач пятиступенчатая трехходовая, имеет два синхронизатора для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Валы и шестерни расположены аналогично четырехступенчатой коробки передач, но на ведомом мосту и промежуточном добавлено по одной косозубой шестерне постоянного зацепления. Шестерни всех валов, кроме шестерен первой передачи, находятся в постоянном зацеплении. На промежуточном валу все шестерни закреплены шпонками, кроме шестерен первой передачи. Первую передачу включают перемещением вперед прямозубой шестерни 7.

Рис. Схема включения передач автомобиля ЗИЛ.1 – первичный вал, 2 – синхронизатор четвертой и пятой передач, 3 и 15 – шестерни четвертой передачи, 4 и 14 – шестерни третьей передачи, 5 – синхронизатор второй и третьей передачи, 6 и 11 – шестерни второй передачи, 7 – подвижная шестерня первой передачи и заднего хода, 8 – вторичный (ведомый )вал, 9 и 12 – малая и большая шестерня блока шестерен заднего хода, 10 – шестерня первой передачи, 13 – шестерня заднего хода, 16 – шестерня постоянного зацепления, 17 – промежуточный вал, 18 – блокирующее конусное кольцо.

Сливное отверстие картера закрыто пробкой с магнитом для улавливания металлических частиц. Сверху коробка передач закрыта крышкой, в которой размещен механизм переключения передач. Первая передача включается перемещением вперед шестерни первой передачи 7 ведомого вала 8. Вторая передача включается перемещением назад муфты синхронизатора 2 и 5 второй и третьей передач. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне второй передачи, закрепляя ее на ведомом валу. Третья передача включается перемещением вперед муфты синхронизатора. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне третьей передачи, закрепляя ее на ведомом валу. При включении передних передач конусные блокирующие кольца 18 позволяют уравнять частоту вращения вторичного вала и включаемой шестерни, а затем синхронизатор жестко соединяет эту шестерню с валом. Четвертая передача включается перемещением назад муфты синхронизатора 2 четвертой и пятой передач. Зубья муфты через венец закрепляют шестерню четвертой передачи на ведомом валу. Пятая передача включается перемещением вперед этой же муфты синхронизатора 2. При этом наружные зубья муфты входят в зацепление с внутренними зубьями ведущего вала, жестко соединяя его непосредственно с ведомым валом (прямая передача), промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход включается перемещением шестерни 7 первой передачи по шлицам ведомого вала назад до включения ее с шестерней 9 блока заднего хода. Чтобы заставить вторичный вал вращаться в обратную сторону, между ведущей шестерней промежуточного вала и ведомой шестерней ведомого вала, помещают шестеренку передачи заднего хода. Передача крутящего момента с промежуточного вала на ведомый будет происходить через эту шестеренку, вследствие чего ведомый вал будет вращаться в обратном направлении. Механизм переключения передач смонтирован в крышке картера.Для предотвращения движения назад, при включенных первых передачах, применяют предохранитель 7, который состоит из плунжера с пружиной и расположен в корпусе 10 рычага переключения передач.

Рис. Механизм переключения передач автомобиля ЗИЛ:а – устройство, б – предохранитель включения заднего хода, в – схема переключения рычага передач, 1 – крышка, 2 – ползуны, 3 – рычаг переключения передач, 4 – пружина фиксатора, 5 – шарик фиксатора передачи, 6 – вилки, 7 – предохранитель включения заднего хода, 8 – шарики замка, 9 – штифт замка, 10 – корпус рычага, 11 – промежуточный рычаг включения первой передачи и заднего хода, I-V – передачи, 3Х – задний ход.

Два шарика замкового устройства размещаются в крышке между ползунами 2 и штифтом. Выемки, на ползунах, при нейтральной передаче, располагаются против шариков 8. при перемещении среднего ползуна, два других ползуна оказываются запертыми шариками. В случае перемещения крайнего ползуна, шарик выходит из паза, перемещает соседний шарик, который входит в паз среднего ползуна, перемещает штифт 9, который давит на вторые шарики и запирает средний и другой крайние ползуны. Для фиксации включенной передачи служит фиксатор, состоящий из пружины 4 и шарика 5. При включении передачи шарик под действием силы пружины входит в углубление ползуна 2 и препятствует его передвижению при включенной передаче. Такое замковое устройство механизма переключения передач предотвращает одновременное включение двух передач.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: